КХЛ: куда двигаться дальше?

Telegram Дзен

В минувшую пятницу на внеочередном заседании совета директоров КХЛ вместо Александра Медведева на пост президента лиги был избран Дмитрий Чернышенко. "СЭ" попытался разобраться в том, какими должны быть его первые шаги в новой должности.

Сочинская замена: вместо Медведева - Чернышенко

Андрей КУЗНЕЦОВ

МЕДВЕДЕВУ ЕСТЬ ЗА ЧТО АПЛОДИРОВАТЬ

Александр Медведев возглавлял лигу на протяжении шести с половиной лет – и после своего ухода заслуживает в первую очередь громких аплодисментов и гарантированного места в Зале российской хоккейной славы. Потому что если вспоминаешь о принципах и переменах, обещанных им накануне создания КХЛ, то осознаешь: почти все взятые на себя обязательства первый президент выполнил.

Он перевел наш клубный хоккей на рельсы настоящей цивилизованности. Покончил с диктатом и самодурством клубных руководителей. С бесправием игроков. С черными зарплатами и нелегальными премиями. Санкционировал создание независимого профсоюза и независимого же, неподвластного клубной воле судейского комитета.

Заставил заграницу вспомнить об уважении к русскому хоккею. До появления КХЛ Америка воровала наших игроков почем зря. Спустя семь лет Россия отпускает на стажировку к заклятым друзьям только тех, кого хочет отпустить сама (ну еще и Ягр доигрывать в НХЛ отбывает). Без меморандума о взаимном уважении контрактов обеими лигами, обеспеченного наступательной переговорной политикой Медведева, о равноправии двух чемпионатов говорить бы не приходилось.

Первый президент КХЛ сумел отладить систему, которая воспроизводит игроков – чемпионов мира. Если в Квебеке-2008 и Стокгольме-2012 чемпионство для родины добывали в основном "десантники" из-за океана, то золотой Берн-2009 и недавний минский триумф – трофеи команд, укомплектованных на базе КХЛ. Лига укрепила свою вертикаль созданием МХЛ и системы фарм-клубов.

"Нужно делать КХЛ более современной и прибыльной"

Александр Иванович всегда позиционировал себя центристом, умело фильтровал предложения реформаторов (лагерь Фетисова – Ларионова) и патриотов (ФХР Третьяка), брал от аргументов каждой стороны лучшее. И, никогда не забывая делать поправку на русские реалии, в итоге соблюдал интересы отечественного хоккея.

Он подарил клубному хоккею России новое лицо. В виде бренда Кубок Гагарина, Матчей звезд и собственного телевидения. Хоккей на фоне кремлевских башен и Мавзолея. Минск с Гретцки, Рига с поющим Анисиным, Челябинск с неповторимым уральским колоритом и трансляцией на 70 стран. Замечательный плей-офф с новой формулой "серии до 4 побед" и традицией определять обладателя кубка в седьмом матче финала.

Кстати, именно при Медведеве хоккей стал самым массовым с точки зрения народной любви спортом России. Количество людей, вживую посмотревших матчи КХЛ, превзошло аналогичный показатель футбольной премьер-лиги. А сама хоккейная лига приняла континентальный размах, расширив свое представительство до восьми стран.

НАСТУПАЕТ ЭПОХА ПЕРЕМЕН?

Пожалуй, единственным не претворенным в жизнь стал принцип равных возможностей – ведь именно об этом шла речь в 2008-м, когда проект КХЛ только принимал старт. Самое интересное, что в первые годы существования лиги по этому принципу не очень-то и скучали. Да, восхищались "Спартаком" и рижанами, выбивавшими из плей-офф СКА с московским "Динамо". Хлопали золушкам-финалистам ХК МВД и "Атланту". Но расцветал чемпионат все-таки не выскочками. А топ-клубами. Приездом зарубежных суперзвезд вроде Ягра и Гашека. Возвращением на родину энхаэловцев – от Федорова, Набокова и Житника до Ковальчука с Радуловым. На определенном этапе гонка бюджетов шла в целом на благо КХЛ. Поскольку напитывала чемпионат лицами для афиши, игроками-символами.

Не случайно в эпоху экономического благополучия против гонки финансовых вооружений многие участники КХЛ (хотя далеко не все) не возражали. А потом ситуация стала меняться. Экономический горизонт нынче затягивается тучками. Для существующего на спонсорские деньги клубного хоккея страны наступает время испытаний. Чтобы не грянула гроза в виде финансового и спортивного дефолта, КХЛ должна понять: куда двигаться дальше?

ДВЕ ЛИГИ

 

За шесть прошедших лет мы строили все что угодно, только не лигу равных возможностей. Наоборот, отдалялись от нее с каждым сезоном. Правда, нужна ли модель с равноправием участников чемпионата клубному хоккею России – большой вопрос. Повод для серьезной дискуссии. Европейский футбол, к примеру, живет и процветает без всякого принципа равных возможностей.

Давайте лучше просто зафиксируем факт: расслоение внутри КХЛ действительно есть. В НХЛ зарплатные ведомости богатейших клубов в полтора раза больше, чем у беднейших. В поздней суперлиге этот коэффициент равнялся трем-четырем. К сезону-2014/15 повысился до шести-семи.

Раньше клубы калибра "Спартака", Риги и "Югры" могли иметь в составе по две-три настоящих звезды. Но постепенно все свелось к принципу "кто богаче, тот и прав". Звезды местного значения из первых звеньев своих команд перекочевали в пятые тройки клубов-грандов. Как иллюстрация: за три последних чемпионата сенсация в розыгрыше Кубка Гагарина случилась всего одна. Весенняя победа "Сибири" над "Ак Барсом". Тому же "Льву", в отличие от прежних ХК МВД и "Атланта", для выигрыша Западной конференции в 2014-м потребовался "олигархический" зарплатный бюджет.

Не хотел бы сейчас углубляться в тему, хороша такая картина или плоха. Но де-факто КХЛ уже поделилась на две лиги. Есть 8-9 клубов, разыгрывающих между собой Кубок Гагарина (накануне сезона Александр Медведев, говоря о реальных претендентах на титул, вообще оперировал числом "шесть"). И два десятка остальных, не претендующих ни на что. Вы, уважаемый читатель, наверняка о хоккее знаете не понаслышке. Вопрос: с каким игроком ассоциируется у вас "Сибирь" или "Слован"? "Медвешчак", "Атлант", "Амур", новокузнецкий "Металлург", "Лада"? Есть во всех этих клубах хоть одна настоящая звезда?

Возможно, ничего страшного в расслоении нет. Все-таки в каждом чемпионате – будь то НХЛ или футбольная бундеслига – есть клубы-символы. "Питтсбург", "Детройт", "Рейнджерс", "Бавария", "Реал", "Барселона". За флагманами тянутся все остальные. Только местом в составе суперклуба можно переманить легенду калибра Ягра или Ковальчука. Овечкин с Малкиным в "Атлант" или Новокузнецк тоже не поедут.

С другой стороны, таким суперзвездам от лиги нужна конкурентность. Качество спортивной борьбы в каждом матче. А по этим параметрам мы, увы, уступаем борющейся за принцип равных возможностей НХЛ, где по весне в финале Кубка Стэнли встретились шестые по итогам регулярного чемпионата команды "Востока" и "Запада".

ОЗДОРОВЛЕНИЕ = СОКРАЩЕНИЕ?

У КХЛ, размышляющей над вопросом, куда двигаться дальше, есть, как видится, два пути.

Первый путь – резко, до 18-20 команд, сократить количество участников чемпионата. Расширение лиги было оправдано в годы хозяйственного благополучия. С туго затянутыми поясами 30 клубов не обеспечить. Следовательно, можно применить жесткий монетарный вариант. Внутри России отсечь тех, кто не способен обеспечить себе платежку, скажем, в полмиллиарда. И выписать "красные карточки" тем из зарубежных участников, которые не способны найти спонсора в своих национальных границах. Такой сценарий оставит в КХЛ исключительно устойчиво стоящие на ногах команды. Контрастность уменьшится, яркость среднестатистического клуба возрастет, тяжеловесы калибра СКА, "Магнитки", ЦСКА, "Ак Барса" и московского "Динамо" останутся при своих.

Второй путь – сокращение расходов на хоккей. Тем более что и готовый рецепт борьбы с инфляцией существует. Его на страницах "СЭ" уже озвучивал глава профсоюза российских хоккеистов. Андрей Коваленко предлагал объявить: в ближайшие три года потолок зарплат будет снижаться на 200-300 миллионов ежегодно. Право превышать его отменяется. Такой путь позволит и сохранить лицо, не нарушив принцип гарантированного контракта. Будет время расплатиться по старым трудовым соглашениям, не поставив под вопрос престиж корпорации.

И гонка вооружений остановится. Потому что необходимость влезать в тесные рамки не позволит подписывать новые контракты по аукционному принципу. "Ах, вам, обитающим на Крайнем Севере, четыре миллиона нашему хоккеисту платить жалко? Да нам на Диком Западе пять дают!" Дробь "цена-качество" постепенно придет в норму.

И плюсы рыночного подхода к делу сохранятся. Потому что внутри потолка у генменеджера полная свобода. Хочешь – вбухивай большую часть бюджета на звезду калибра Ковальчука и набирай в партнеры юниоров из МХЛ. Хочешь – распределяй фонд более равномерно, создавай четыре одинаковые пятерки. Главное, что в таком поле азарт с мотивацией появятся у ныне задвинутого "среднего класса". Ничто не вдохновляет так, как шанс выйти на новый уровень за счет грамотной, планомерной, многолетней работы. "Питтсбург" ведь тоже 8-9 лет назад ходил в главных аутсайдерах НХЛ, но потом угадал с выборами на драфте, продуманно вел селекционную и тренерскую политику. А в итоге уже в 2009-м доигрался до Кубка Стэнли. Чем не пример для подражания "Сочи", скажем, или "Югре"?

Причем в борьбе с гонкой финансовых вооружений будет легче пойти и на шаг, который обещал еще Александр Медведев. Открыть зарплаты.

ВОЗЬМЕМСЯ ЗА РУКИ?

Не знаю, насколько корректны сообщения отдельных источников из хоккейного мира, утверждающих о многомиллионном минусовом балансе лиги. Достоверность таких сообщений оценивать пока не рискнул бы. Но то, что клубы глубоко убыточны (окупается в лучшем случае 12-15 процентов расходов), – медицинский, как говорится, факт.

Вряд ли с Дмитрия Чернышенко потребуют в ближайшие два года вывести половину команд КХЛ в финансовый плюс. Экономика спорта зависит не столько от шагов работающих в нем функционеров, сколько от общехозяйственного базиса. Реалии пока таковы, что рядовой болельщик не может позволить себе оставлять на арене по 100-150 долларов за матч, как в НХЛ. А вот заняться корректировками правил хозяйственной жизни нужно.

В КХЛ есть клубы-миллиардеры, более или менее крепко стоящие на ногах середнячки и те, кто еле-еле сводит концы с концами. Интересы этих "групп влияния" совпадают примерно так же, как внутри описанного Крыловым холдинга "лебедь, рак и щука". Ситуация, когда для одних клубов пол зарплат высоковат, а для других разрешенный регламентом размер годового бонуса мелковат, ненормальна.

Лига в своем нынешнем виде раздута. Даже Медведев говорил, что 30 клубов – потолок, а ведь это было еще до кризиса. Не исключаю, что в КХЛ выберут первый из упомянутых в предыдущем подзаголовке сценариев. Уже ходят слухи о том, что накануне восьмого сезона чемпионат могут покинуть некоторые его участники. В кулуарах хоронят "Медвешчак", "Атлант", "Слован". Беспокоятся за экономические перспективы сочинцев, рижан и половины команд Восточной конференции.

Прогнозы выдаются с разной степенью пессимистичности. Но даже если КХЛ сократится радикально, следующим шагом обязано стать принципиальное объединение оставшихся. "Мы – в одной лодке". "Мы гарантируем вам подушку безопасности и хоть какую-то уверенность в завтрашнем дне". "Пусть в лиге и осталось 16 клубов, но мы отвечаем за судьбу всех 16".

Вступать в очередной сезон без твердой уверенности в том, что его закончат столько же команд, сколько начали, недопустимо. И президент КХЛ не имеет права на позицию "от вас ушел спонсор – решайте проблему сами". За океаном всем миром спасали никому не нужную однодневку "Финикс". Мы позволили себе потерять "Спартак". Нужно учиться объединяться не только в радостные, но и в трудные дни.

КЛУБНАЯ ПАЛКА

От второго президента КХЛ многого будут ждать и клубы. Не секрет, что в эпоху Медведева между ними и лигой существовали разногласия и поводы к взаимному недовольству. Диалог Чернышенко налаживать, безусловно, будет.

Но одно дело – демократичным путем решать текущие вопросы, делить доходы и рекламно-маркетинговые пространства. Другое – прислушиваться к горячим головам среди генменеджеров, призывающих КХЛ быть полупроводником воли клубов. Ведь не секрет, что многим функционерам не по душе даже правила цивилизованных корпоративных взаимоотношений. Такие, как правовая защищенность контрактов игроков, запрет на спекуляцию статусами "ограниченно свободный агент", "неограниченно свободный агент", независимость судейского комитета. Дай таким "махновцам" волю – утянут обратно к реалиям суперлиги 90-х. В этой плоскости второму президенту лиги потребуются осторожность и умение соблюдать баланс глобальных и местечковых интересов.

Массовый болельщик будет ждать от нового президента лиги реформы календаря. Расписание седьмого сезона КХЛ – форменное безобразие. То по пять кряду пустых дней с точки зрения зрелищных игр, то по 12 матчей за вечер, включая две-три встречи категории "топ". Как в прошлый понедельник, например: стартовое вбрасывание в игре ЦСКА – СКА было сделано сразу, едва закончилась рубка "Магнитки" с "Авангардом". А как вам набившее оскомину совмещение суперматчей КХЛ с поединками сборной в Евротуре? Допускать таких перекосов больше нельзя. Тем более что в КХЛ умеют работать над календарем куда качественнее. Вспомните первые сезоны, в которых строго соблюдался принцип "хоккей каждый день".

Не нужно гнаться и за количеством матчей в регулярке. НХЛ-то раздувает свой гладкий чемпионат по одной причине: каждая лишняя игра – дополнительная прибыль. У нас, как говаривал по схожему поводу кот Матроскин, "никаких доходов, расходы одни". Оптимальное количество встреч находится вокруг отметки "пятьдесят". Куда интереснее начинать плей-офф уже в середине февраля. И играть на выбывание без формата "два матча за два дня".

А еще хоккейный народ не может не беспокоить ситуация с показом КХЛ на общедоступных каналах. Субботний суперматч "Динамо" – ЦСКА увидеть на них было нельзя. Причем это не единичный случай. Как бы шокирующе это ни выглядело, факт остается фактом: нынешней осенью по выходным федеральное ТВ вообще не показывает хоккей.

КХЛ – организация уважаемая, ее новый президент – человек большого авторитета. Ему наверняка по силам решить вопрос с присутствием "шайбы" на общенациональном телевидении. Народ будет благодарен.