ПУЛЕВАЯ СТРЕЛЬБА
Самый молодой стрелок сборной России, чей пистолет-ветеран в прошлом году отметил свое 40-летие, объяснил, как в его виде спорта могут дисквалифицировать за недостаточную скорость пули, и рассказал, чем заменяет тренировки в выходные дни
Леониду Екимову - 24 года, что для стрельбы совсем немного. Тем не менее в его послужном списке уже значатся выигрыш мирового первенства (2010) в стрельбе из крупнокалиберного пистолета - неолимпийском виде программы, две победы (2007, 2008) на чемпионатах Европы в стрельбе из пневматического пистолета, а также командное европейское золото в стрельбе из произвольного пистолета (2009). По словам спортивного директора национальной команды Игоря Золотарева, этот уникальный спортсмен одинаково хорошо выступает даже не в двух, а сразу в трех олимпийских дисциплинах и потому по праву считается российской надеждой Лондона-2012.
В общении Екимов, живущий в Архангельске, оказался приятен и вежлив, но сдержан и немногословен. "Распылять" имеющуюся у него информацию он явно не собирался.
- Мое знакомство со стрелковым оружием произошло случайно, когда в 11 лет в родном Новодвинске я с друзьями ради развлечения пришел в городской тир, - рассказывает Леонид. - Впечатление оказалось очень сильным. Вскоре начал тренироваться под руководством моего первого и единственного тренера Алексея Поздеева. Дело пошло как-то сразу, и, честно говоря, я и сам не заметил, как хобби постепенно превратилось в профессию.
- Помните свои первые соревнования?
- Да. Это был Кубок Архангельской области. По составу участников - не самый серьезный турнир, но выиграть его с первого раза не получилось.
- Для многих спортсменов этапным моментом в карьере становится включение в сборную страны. А для вас?
- Пожалуй, для меня более значимым было попадание в молодежную сборную. Тогда все было в новинку. А во взрослый состав меня перевели автоматически, когда немного повзрослел.
- В свои 24 вы уже имеете олимпийский опыт - в Пекине-2008 выступали в двух видах программы: стрельбе из пневматического и скорострельного пистолета, заняв соответственно 4-е и 6-е места. Выводы для себя какие-то сделали?
- Конечно. Пекинский опыт оказался очень полезным. Пришло понимание того, как лучше готовиться к ответственным стартам и что нужно делать, чтобы во время соревнований остаться самим собой. Благодаря той Олимпиаде я стал четче понимать, как сохранять контроль над своими эмоциями и ощущениями. Надеюсь, все это поможет мне на будущих Играх.
- Как считаете, хорошие у вас шансы попасть в Лондон?
- Надеюсь, да. Думаю, четыре года не прошли даром, чувствую, что прибавил. В моих видах у российской команды есть олимпийская квота, причем в произвольном пистолете лицензию добыл я - на Кубке мира в Корее. Да и на других важных международных стартах практически всегда показывал хорошие результаты, был в призерах.
- И кто на грядущей Олимпиаде может составить вам конкуренцию?
- Судите сами. В произвольном пистолете в мировом рейтинге я занимаю третье место - после японца Томоуки Мацуды и серба Андреа Златика. В скоростном пистолете лидирует немец Кристиан Рейц, а я иду вторым. Аналогичный расклад и в пневматике. Логично предположить, что в Лондоне расстановка сил будет похожей. Во всяком случае, вероятность этого велика, хотя прогнозы, конечно же, неблагодарное дело. Ведь для того, чтобы быть первым в рейтинге, нужно не только хорошо стрелять, но еще и ездить на рейтинговые турниры. Чем больше выступлений на этапах и в финалах Кубка мира, чемпионатах мира и Европы, тем выше шанс занять лидирующие позиции. А это уже вопрос не только тренировок, но и финансов.
- Как, кстати, у вас обстоят дела со спонсорами?
- Их нет. Готовиться помогает только Министерство спорта. Государство оплачивает патроны, оружие, стрелковое место, командирует на соревнования. Собственно, только благодаря этой поддержке и существует возможность заниматься стрельбой.
- Есть ли у вас давнишние конкуренты, которые заводят вас психологически?
- Таких нет. Лицом к лицу на огневом рубеже мы не встречаемся, поэтому главным конкурентом для меня остаюсь я сам.
- А восхищение кто-то из зарубежных спортсменов у вас вызывает?
- Восхищение? Пожалуй, нет, но рекордсмены мира определенно вызывают чувство уважения. Например, два года назад один кореец в стрельбе из пневматического пистолета побил мировой рекорд, который продержался аж 19 лет.
- Вы выступаете сразу в трех видах олимпийской программы. Какой из них самый любимый?
- На самом деле я стреляю в пяти дисциплинах, требующих особой подготовки, из них три считаются олимпийскими. Любимый же вид выделить не могу, хотя лучше получается стрелять из произвольного пистолета. По мнению некоторых специалистов, спортсмену лучше определиться с главным видом и на нем сосредотачиваться. Я же придерживаюсь иного мнения - считаю, что можно выступать во всех упражнениях, только тренироваться в этом случае в несколько раз больше.
- Оцените свои выступления в сезоне-2011.
- Думаю, сезон сложился успешно. Участвуя во всех важных соревнованиях, я везде показывал достойные результаты. Самым успешным стартом считаю американский этап Кубка мира, где удалось победить в стрельбе из пневматического пистолета. А вот на чемпионате Европы в Белграде дела шли похуже.
- Кстати, из-за чего вас там дисквалифицировали?
- Во время соревнований (перед финалом в стрельбе из скоростного пистолета. - Прим. Е.Р.) был сделан выборочный контроль оружия, и выяснилось, что начальная скорость вылета пули в моем скорострельном пистолете оказалась ниже 250 метров в секунду примерно на один процент. Вот меня и сняли с соревнований.
- Уже поняли, каким образом это произошло?
- Просто я выбрал не те патроны. Сейчас, разумеется, от них отказался.
- Правила в стрельбе часто меняются?
- К сожалению, да, причем, на мой взгляд, не в лучшую сторону. Например, в скоростном пистолете мы раньше стреляли на точность, то есть старались сделать пробоину как можно ближе к центру мишени. Сейчас же в финальных сериях оценивается попадание в зону определенного круга. На мой взгляд, это менее интересно.
- В чужую мишень когда-нибудь попадали?
- Однажды было - на юниорском чемпионате Европы.
- Стрельба стала высокотехнологичным видом спорта. Можно ли сказать, что победа на крупных соревнованиях - всего лишь дело случая?
- Нет. Оружие может совершенствоваться, но мастерство все равно нужно иметь. Да и не сказал бы я, что наш вид спорта принципиальным образом модернизировался за последнее время. Например, я в стрельбе из произвольного пистолета использую оружие, выпущенное в 1970 году.
- Сколько времени вы тренируетесь?
- Обычно каждый день тренирую два вида по три часа. И так всю неделю, кроме выходных, когда иду на охоту. Видите, у меня даже хобби связано со стрельбой!
- Охотитесь за компанию с друзьями?
- Компании, джипы и водка - это не для меня. Я люблю классику жанра - охочусь в одиночку. Просто беру ружье - и в лес.
- Как вы сами себя охарактеризуете?
- Наверное, как и любой спортсмен, я целеустремленный и трудолюбивый. И еще рациональный. Прежде всего это касается плана подготовки: стараюсь не делать лишнего, но и не лениться.
- А как обстоит дело с эгоизмом? Все-таки на стрельбище каждый сам за себя.
- Любой индивидуальный вид спорта воспитывает в человеке такую черту характера, как эгоизм. Если хотите, в спорте это просто необходимое качество.
- Неудачи тяжело переживаете?
- Бывает по-разному, но всегда стараюсь сделать выводы.
- Над чем прежде всего будете работать в предолимпийский год?
- Над психологией. Моя мечта - добиться полного самоконтроля, ведь в таком состоянии стреляется гораздо легче. Но чтобы во время соревнований не отключался мозг, приходится очень много тренироваться.
Елена РЕНЖИНА