Трамплин слезам не верит

Telegram Дзен

ЛЫЖНЫЕ ВИДЫ. ЧЕМПИОНАТ МИРА

Вчера в Осло произошло знаковое для отечественных прыжков с трамплина событие: Мария Зотова, Анастасия Вещикова и Ирина Тактаева стали первыми россиянками, которым довелось выступить на чемпионате мира. Лучшей из наших на К-90 - 37-й - стала Тактаева. В первой попытке (во вторую Ирина не отобралась) она проиграла чемпионке мира Даниэле Ирашко из Австрии 25,5 метра.

Сергей БУТОВ
из Осло

СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА

Священная война за включение женских прыжков с трамплина в программу чемпионатов мира и Олимпийских игр шла несколько лет. Не знакомому с подробностями человеку трудно до конца понять, как много событий произошло с тех самых пор, как в середине 2000-х впервые раздались робкие еще голоса энтузиастов женских прыжков. По числу сюжетных линий, неожиданных поворотов эта битва за место под солнцем давно заткнула за пояс сценарий самого слезливого мексиканского телесериала.

Сначала энтузиастки, преимущественно из Северной Америки, боролись с Международной федерацией лыжных видов спорта (FIS). Когда та дрогнула, проголосовав за включение женского турнира в программу мирового первенства в Либереце-2009, те же энтузиастки обрушились уже на МОК, требуя, чтобы женские прыжки дебютировали в программе Олимпийских игр уже в Ванкувере.

Отбивался МОК поначалу вяло. Потом стал делать это активнее, а затем раздухарился до такой степени, что один высокопоставленный его функционер даже поимел кое-какие проблемы, позволив себе чересчур эмоционально прокомментировать довод о том, что женские прыжки по массовости почти сравнялись с мужскими. Дословно цитату не вспомню, но функционер заметил, что традиционные всеамериканские соревнования, у кого сильнее пахнут ноги, тоже собирают толпы участников из богатых на таланты прерий, но никто еще не предлагал включать их в олимпийскую программу.

Оправившись от нокдауна, мятежные прыгуньи и их союзники не успокоились. Помню, как в Либереце меня атаковал вице-президент федерации женских прыжков с трамплина США Вик Метод. Он был одним из инициаторов судебного иска, поданного группой из 15 прыгуний против Оргкомитета Ванкувера-2010, который обвиняли в дискриминации по половому признаку и нарушении прав человека (тем не менее прыжки с трамплина так и остались в программе Игр в Ванкувере единственной дисциплиной, в которой соревновались только мужчины).

- Как вам кажется, сэр, наша борьба вызывает большой интерес в России? - пустил тогда Метод пробный шар.

- Мне кажется, вызывает, - ответил я, обругав себя за неискренность.

- Я хочу, сэр, чтобы в России знали: мы намерены биться до конца.

- Это очень благородно с вашей стороны.

С моей стороны было крайне опрометчиво обменяться с г-ном Методом визитными карточками, потому что с тех пор моя жизнь превратилась в сущий ад. Пресс-релизы г-на Метода и его соратников летели в мой электронный почтовый ящик стаями, косяками, эскадрильями. Это были даже не пресс-релизы. Это были поэмы. Ковровые бомбардировки накрывали суды всех инстанций, МОК, FIS, Организацию Объединенных Наций, Международный комитет Красного Креста и штаб-квартиру НАТО.

Сейчас, когда сомнений в том, что женские прыжки будут включены МОК в программу сочинских Игр, практически ни у кого уже нет, остается лишь восхититься космической энергии и пробивной силе таких людей, как Метод.

Награда им - звание первой в истории чемпионки мира в женских прыжках с трамплина в Либереце, которое завоевала как раз американка Линдси Вэн.

Россия с развитием дисциплины, за которую в Сочи будут вручать полноценные награды, опоздала минимум лет на пять, а то и десять. В Либерец из россиянок не смог приехать никто, исторический дебют пришлось перенести на два года.

И вчера он, наконец, состоялся. Первый блин, как ему и полагается, вышел комом. Ни одной из трех прыгуний не удалось пробиться во вторую попытку, куда попали тридцать сильнейших. Впрочем, сами спортсменки и их тренеры отнеслись к этому философски, потому что никак иначе отнестись к этому было невозможно.

ИЗ ОФИЦИАНТОК - В ПРЫГУНЬИ

Первыми, правда, прыгали мужчины, отбираясь на сегодняшний турнир с К-90. Старт был назначен на 12.30 местного времени, но уже за полчаса до начала возле трибун и лотков с горячительными напитками гремел оркестр. Он был одним из немногих ориентиров для болельщиков, растворявшихся на подходе к стадиону в клубах густейшего тумана, который опустился на Холменколлен с самого утра. Было достаточно тепло, но очень ветрено. Это было заметно по пунцовым ушам бойцов королевской гвардии, в парадной форме картинно застывших возле металлических мачт: ровно в 12.30 они должны были поднять на них государственный флаг Норвегии, стяг FIS и еще какие-то знамена. Бойцы вцепились руками в лебедки и, наверное, ругали себя последними словами, что не пошли в свое время служить в бронетанковые войска - сидели бы сейчас в теплом танке и трескали паек.

В смешанной зоне объявился мой старинный приятель, признанный мастер разговорного жанра Илья Росляков. Его, очевидно, не включили в заявку на К-90, поэтому он был в штатском, а на куртке, придавая владельцу солидности, висела рация.

- Уважаемый главный тренер… - начал я.

- Я не главный тренер, - обиделся Росляков и полез в карман, чтобы продемонстрировать аккредитацию спортсмена. - Собираюсь пробиться в состав на большой трамплин. Да и в командном турнире, может быть, пригожусь. Посмотрим, в общем.

Балагур Илья заметно помрачнел. Срочно надо было менять тему.

- На женщин придешь посмотреть?

- На каких женщин? - сразу оживился Росляков. - А-а-а, на наших что ли? Не, не приду. Они с нами не дружат.

Произнеся эту во многом загадочную фразу, Росляков исчез с радаров.

В сегодняшний финал пробились трое россиян - Павел Карелин, Денис Корнилов и Дмитрий Васильев, вроде залечивший травму колена. Вчера именно Васильеву удался лучший среди наших прыжок, он пребывал в хорошем настроении и загадочно повращал бровями в ответ на вопросы о завтрашних соревнованиях. Дескать, постараюсь тряхнуть стариной.

К началу пробного раунда женщин, предварявшего первую попытку, туман окутал стадион уже полностью. Казалось, стоявший здесь еще час назад трамплин демонтировали и куда-то перенесли. Зрители (среди них был и король Норвегии Харальд V, из-за прибытия которого центральный вход для аккредитованных лиц перекрыли на целых две минуты - возмутительное дело!) и журналисты слышали только отдаленные шлепки от приземлений, да объявления дикторов по стадиону о том, кто из спортсменок только что совершил попытку.

Первого официального прыжка россиянки на чемпионате мира долго ждать не пришлось - открывать первенство выпало Марии Зотовой. Почти следом за ней это сделали Анастасия Вещикова и Ирина Тактаева. Все три прыгнули, по меркам мировых лидеров, более чем скромно. Но появлялись по очереди в смешанной зоне совершенно в разном настроении.

Единственное, что осталось после Вещиковой в моем диктофоне, - это оглушительный всхлип и сдавленные рыдания. 15-летняя Настя пронеслась мимо репортеров, размазывая по щекам слезы. Она стала 41-й из 43 участниц, пропустив вперед даже двух китаянок, над которыми принято посмеиваться и обзывать "табуретками", а ведь хотелось-то, хотелось быть третьей не с конца, а с начала! Кто теперь остановит девичьи слезы?

Тем временем 27-летняя Зотова, можно сказать, светилась от счастья. Именно ей довелось войти в историю отечественных прыжков, и Мария с трудом контролировала эмоции.

- Королю ваш прыжок понравился, не знаете? - спросил я Зотову.

- Ой, - Маша почти расстроилась. - Даже не в курсе. Но вообще бывали у меня прыжки и лучше. Извините, до сих пор не могу прийти в себя от волнения. Могла ли я предположить, что когда-нибудь попаду на настоящий чемпионат мира?!

- Разве не могли?

- Да нет, конечно! Я ведь до 20 лет никаким спортом не занималась. Жила себе спокойно, училась в колледже. Подрабатывала в своем Нижнем Новгороде официанткой в кафе, неподалеку от тамошнего трамплина. А потом пришла к тренерам и сказала: "Хочу попробовать!" Они меня давай отговаривать, но потом пустили. Мне понравилось, я втянулась. Ни в какие чемпионки я не метила, мне просто было в кайф прыгать. Потом впервые меня вывезли на соревнования, а тут и создание сборной России подоспело. И закрутилось все как-то, завертелось…

Бойкая, острая на язык и очень взрослая в суждениях для своих 19 лет, Ира Тактаева смотрелась на фоне подруг по команде спокойно и уверенно. Что сама и подтвердила:

- Я стараюсь спокойнее относиться к прыжкам, в слезы, как Настя, не ударяюсь. Не такой просто человек. Хотя, конечно, стресс на чемпионате мира чувствуется куда больше, чем на обычных международных соревнованиях.

- Зотова работала официанткой, когда пришла в прыжки. А вы?

- Да мне 13 лет было, когда я начала заниматься, какая там работа! Когда-то бегала в гладких лыжах, но там - скучно. Адреналина нет. В прыжки пришла сама, у нас в подмосковном Щелкове был маленький трамплин, где тренер готовил группы мальчишек. Я пришла, прыгнула на горных, кстати, лыжах, тренер сказал, чтобы приходила через неделю - пообещал дать нормальные, прыжковые. Выяснилось, что потенциал у меня есть. Ну и втянулась.

- У нас команда разношерстная по возрасту, - продолжила Тактаева. - Есть совсем маленькие 12-летние девочки. Недавно ездили вместе на соревнования, и я в свои 19 оказалась самой старшей. Была им как мама - присматривала, приглядывала. Почему мало общаемся с мужской командой? А надо ли? И потом, это они с нами не общаются. С молодежкой, к примеру, у нас отношения хорошие.

На главного тренера женской сборной России Романа Керова я наткнулся почти случайно. Мы долго беседовали, как говорится, "не под диктофон". Проблем у совсем еще молодой команды, конечно, выше крыши. Но разве может быть иначе у сборной, едва рожденной на свет?

В Норвегию не приехали две самые талантливые прыгуньи страны - 12-летние Мария Кустова из Магадана и Соня Тихонова из Питера. Кустова недавно стала 11-й на юниорском чемпионате мира и не ударила бы в грязь лицом и в Осло, но возрастной ценз не позволяет выступать на взрослом первенстве тем, кому нет еще 14. Впрочем, задачи показать здесь высокие места и не стояло - важно было ощутить себя на одной площадке с лучшими командами мира. Биться на равных с элитой - вопрос будущего. В которое Керов со своими подопечными искренне верят.

Чемпионат мира. Осло. Прыжки с трамплина. Женщины. К-90. 1. Ирашко (Австрия) - 231,7 (97 м + 97 м). 2. Руннгалдьер (Италия) - 218,9 (97,5 + 93,5). 3. Маттель (Франция) - 211,5 (92 + 97). 4. Логар (Словения) - 197,9 (91 + 88,5). 5. Втич (Словения) - 196,0 (88,5 + 97). 6. Такахаси (Япония) - 195,0 (92 + 93)… 37. ТАКТАЕВА - 50,4 (71,5). 38. ЗОТОВА - 46,6 (69,5)… 41. ВЕЩИКОВА - 33,7.

Мужчины. К-90. Квалификация. 1. Ито (Япония) - 123,4 (102 м). 2. Краньец (Словения) - 122,2 (102). 3. Урманн (Германия) - 121,0 (102,5)… 16. ВАСИЛЬЕВ (96,5) - 108,2… 18. КОРНИЛОВ - 107,9 (98)… 27. КАРЕЛИН - 100,3 (92)… 44. ТРОФИМОВ - не квалифицировался.