Проклятие последних километров

Telegram Дзен

     В воскресенье Александр Легков, скорее всего, завоевал бы серебряную медаль в дуатлоне на чемпионате мира, но упал на спуске перед выходом на финишную прямую, оставшись за чертой призеров. Удивительно, но два года назад, в Саппоро, попасть в число призеров в дуатлоне Легкову также помешало падение.

Сергей БУТОВ

из Либереца

ВСЕ ОКУПИТСЯ?

     Россияне не будут статистами в этой гонке - это стало ясно фактически с самого начала, когда Легков устроился в голове пелотона, которому предстояло сделать по четыре круга сначала классическим, а затем коньковым ходом. Другие россияне - Максим Вылегжанин, Сергей Новиков и Иван Артеев - также не затерялись и не позволили затоптать себя в ходе сумбурного и опасного массового старта. Работали на подъемах россияне в охотку, с настроением.

     После того как начиная со второго круга классического этапа лидирующая группа обрела вполне конкретные очертания, началась тактическая борьба. Темп гонки никто взвинчивать не решался. Несмотря на то что судьба медалей должна была, очевидно, определиться в конце коньковой дистанции, Легков почти постоянно маячил за спинами лидеров, опасаясь ранней атаки.

     Активные действия начались лишь после того, как пелотон прибыл на стадион для фирменного действа дуатлона - переобувания. Смена лыж словно вдохнула в гонщиков новую жизнь, и началась работа. Первыми из россиян не выдержали Новиков и Артеев.

     Роль "плохого парня", взявшегося порвать группу, взял на себя швед Андрес Содергрен, тащивший до этого пелотон на своем хребте на протяжении доброго десятка километра. Мощный рывок шведа на одном из подъемов за 5 км до конца сумели подхватить всего пять гонщиков, включая Легкова. Однако удержаться за шустрым шведом было суждено лишь троим: в числе счастливчиков оказались также норвежец Петер Нортуг и итальянец Джорджо Ди Чента, родной брат прославленной лыжницы Мануэлы Ди Чента.

     Беглецы быстро оформили свое преимущество над преследователями, после чего стали кровожадно присматриваться друг к другу: кто в каком состоянии. Нехитрая арифметика подсказывала: медалей на всех не хватит. Легков устроился в этой группе последним, сделав (во всяком случае, так показалось со стороны) вид, что ему тяжело.

     Развязка наступила на отсечке 28,95 км (чуть более чем за километр до финиша), когда Легков дал оппонентам прикурить, организовав яростный сольный побег. Мотив атаки был очевиден: бороться с Нортугом в финишном спринте на сегодняшний день не может почти никто из дистанционщиков. Тем обиднее было, что Легкова почти сразу вернули обратно. Тем не менее совершенно раздерганный Ди Чента начал потихоньку отставать. В этот момент выстрелил Нортуг, решивший не ждать финишных разборок. Гигантскими скачками он вылетел вперед из-за спин оппонентов, и с этого момента, надо это признать, борьба за золото стала неактуальной.

     Тем не менее на кону стояло серебро, и казалось, что Легков на фоне заметно "наевшегося" Ди Ченты и Содергрена будет в борьбе за него явным фаворитом. Перед выходом на финишную прямую им оставалось преодолеть последний спуск. И тут...

     Предоставим слово Легкову:

     - Я сам виноват в том, что произошло дальше. Немножко отвлекся, и, когда заходил на спуск, лыжа налетела на ямку или кочку. Не знаю уж, что там было. Факт в том, что я оказался на земле.

     О чем думал Легков, когда злой на весь мир, сорвав с себя шапку, чеканил шаг мимо смешанной зоны, расчищая себе дорогу лыжами? Наверное, о том, как два года назад, на чемпионате мира в Саппоро, он также был близок к медали в дуатлоне. И о том, что тогда его, лидировавшего два километра до финиша, на последней горе нагнали немцы Тайхманн и Ангерер. Зацепившись за палку Тайхманна, Легков упал, и накативший пелотон прошелся по лыжам россиянина. А заодно и по всем надеждам на столь желанную победу. Ну, как тут не поверить в проклятие последних километров?!

     - Я не знаю, что вам сказать по поводу того, что два чемпионата мира подряд меня преследует невезение, - сказал мне Легков, к которому я приехал в гостиницу поздним вечером. - У меня только одна надежда: что когда-нибудь это окупится. Хочется верить, что вдвойне.

ДУАТЛОН МЕДВЕДЕВОЙ

     В субботу 36-летняя Ольга Завьялова сложила с себя полномочия чемпионки мира в дуатлоне. Этот титул перешел к польке Юстине Ковальчик.

     Когда страсти после гонки немного поостынут, Завьялова скажет мне: морально она была готова к тому, что расстанется с титулом чемпионки мира. Больно это признавать, но Ольга уже не в том спортивном возрасте, чтобы болезнь накануне столь ответственного старта не сказывалась на результате. А болезнь случилась - обидная и совсем не обязательная.

     К дуатлону в Либереце Завьялова готовилась долго и, как говорится, целенаправленно. Не поехала с остальной командой в Цахкадзор, оставшись на равнине в Рыбинске, постепенно набирала нужные кондиции, и тут…

     - Банальная история - подхватила простуду, - рассказала Ольга. - Четыре дня держалась температура, оттого подготовка, по сути, оказалась скомканной. Сказалось ли это сегодня? Конечно, сказалось. Если временами по ходу гонки было еще терпимо, то временами - не очень. Всегда жаль терять чемпионский статус. Зато есть к чему стремиться (улыбается).

     Пожалуй, самым противоречивым оказалось выступление олимпийской чемпионки Турина Евгении Медведевой. Вот уж у кого действительно получился настоящий дуатлон! Итоговое 12-е место мало что дает для понимания произошедшего. А вот если разбить ее выступление на две части, классическим ходом и коньковым, то становится ясно, что Медведева, по сути, провела в субботу за один час две совершенно разные гонки.

     В "классике" Евгения по большей части мучилась, боролась на длиннющих подъемах скорее не с соперницами, а сама с собой. Как результат - лишь 23-е время. Все изменилось после того, как на ее ногах оказались коньковые лыжи. Пятое место в "коньке" внушает оптимизм в преддверии эстафеты и 30-километровой гонки.

     - Классику я бежала так, словно была не в своей тарелке. Хотя на последнем километре пришел прилив сил. Проработалась, видать, и после переобувания рванула вперед. Тот факт, что коньковую часть дистанции прошла намного сильнее, чем классическую, говорит исключительно о том, что мне не хватает стартов. Я очень просилась пробежать первую на этом первенстве гонку на 10 км "классикой". Не утверждаю, что обязательно претендовала бы на медали, но в плане подготовки к дуатлону эта "десятка" "классикой" пришлась бы более чем кстати.

     - Тренеры, однако, посчитали, что вам лучше сохранить силы для оставшихся гонок.

     - Да. Они посчитали, что четыре гонки за десять дней - это много для меня.