Сегодня в Осло завершился чемпионат мира по лыжным видам спорта, одним из главных героев которого стал 25-летний норвежец Петтер Нортуг. В тех пяти гонках, в которых он принял участие, на его счету три золота и два серебра. Завоевав титул "Короля Лыж" в Либереце-2009, Нортуг не уступил его никому ни в Ванкувере-2010, ни в Осло-2011.
Сергей БУТОВ
из Осло
- Петтер, это уже третий случай на чемпионатах мира, с учетом марафона в Либереце-2009, когда Максим Вылегжанин близок к тому, чтобы опередить вас на финише. Но все же недостаточно быстр для этого. Что вы думаете о нем, как о сопернике? – спросил Нортуга специальный корреспондент "СЭ" на официальной пресс-конференции после марафона.
- Я очень уважительно отношусь к Вылегжанину, - сказал норвежец. - Котирую его очень высоко. В этом сезоне ему удалось побить меня на этапе Кубка мира в Ля Клюза (это случилось 20 декабря 2010 года в 30-километровом масс-старте – прим. С.Б.), и я жаждал реванша. Считаю, что сегодня, как и несколькими днями ранее, такой реванш я у него взял. Вылегжанина я охарактеризую как крайне умного гонщика, точно знающего, как именно нужно сохранять энергию для решающего рывка. Я знал, что в финишном спринте он крайне силен, и внимательно следил за его действиями.
- Можно сказать, что именно Вылегжанина вы опасались больше всего на последнем круге?
- Именно так. Я понимал, что он силен – это было видно по дистанции. Он хорош в спринте, особенно в тот момент, когда пелотон подустал. К счастью, я хорошо видел его атаку незадолго до финиша – это происходило прямо передо мной.
- В первой половине дистанции скорость группы была не слишком высокой. Это играло вам на руку?
- Для меня это не имело особенного значения. Я был уверен в собственных силах. Возможно, марафон, как и эстафета, - те гонки, которые удались мне лучше всего на чемпионате. Мне не требовался отрыв, я хорошо восстанавливался и даже, признаться, ждал каждого следующего подъема. Это очень хорошее чувство, когда ты ждешь каждого подъема, а не боишься его. Самое сложное для меня сегодня было оказаться в нужном месте в нужное время, чтобы вовремя атаковать. Впрочем, это самое сложное в любой гонке.
- Марафон – главная гонка турнира лично для вас?
- Индивидуальная – да. Но все не такая главная, как эстафета. Чемпионат в Норвегии не оставляет никакой другой трактовки, кроме этой. Вы видели, какое количество людей пришло сегодня на трассу. Вы видели, как страна ждала победы в каждой гонке. Считайте, что все эти люди во время эстафеты были в составе сборной Норвегии. Мне сказали, что сегодня был установлен рекорд по количеству зрителей (по официальным данным, на трассе находилось не менее 150 тысяч зрителей – прим. С.Б.). И я этому не удивлен. Атмосфера была фантастической и все предыдущие дни, но мы заранее знали: это воскресенье будет особенным. Так и получилось. Люди, стоявшие вдоль трассы, делились с нами своей энергией, каждый метр дистанции. Даже в самые трудные моменты гонки ты получал от них такой энергетический "удар", который помогал тебе сжать зубы и работать.
- Расскажите, насколько сложно было подойти к этому чемпионату в такой форме, особенно с учетом непростого начала сезона?
- Это было непросто. Да, у меня были не лучшие результаты в начале сезона, но уверенность, что, в конечном счете, все будет хорошо, не покидала меня. Я впервые поймал кайф от тренировок после "Тур де Ски". Чувствовал, что тело в порядке, что оно переносит нагрузку так, как я этого хотел. В принципе, именно после "Тур де Ски" пришло понимание того, что к домашнему чемпионату я подойду во всеоружии.
- Что вы там постоянно изучаете в итоговом протоколе?
- Просто смотрю, как и что. Мне нравится, что здесь написано (смех в зале).
- Вы почувствовали на себе давление после той критики, которая обрушилась на вас после эстафеты за финиш боком?
- В Норвегии я не почувствовал какого-то явного осуждения. По-моему, все были счастливы оттого, что мы подарили стране так много золотых медалей. Я предпочитаю ориентироваться на тех людей, которые поддерживают меня.
- Как будете отмечать свой триумф на чемпионате?
- Не знаю, не знаю. Окончание Олимпиады в Ванкувере мы с Оддом Бьорном Хьелмесетом отметили очень бурно. Возможно, этот процесс даже оказался несколько более сложен, чем сами гонки (как известно, Нортуг и Хьелмесет были гостями "Русского дома" в Ванкувере после победного для Нортуга олимпийского марафона – Прим. С.Б.). Думаю, сегодня я просто пораньше лягу спать. Вот и все.