Старший тренер женской сборной России по лыжам – об итогах чемпионата мира
Бьорген гналась
за рекордом,
Чекалева – за ветром
Владимир ИВАНОВ
из Фалуна
– Позади первый большой турнир, на котором вы руководили женской командой. Как впечатления?
– Ожидал, что девчонки выступят несколько лучше. Но не срослось там, где могло.
– А где, простите, могло?
– В индивидуальной гонке, когда снегопад спутал все карты. Потом была эстафета, где у нас провалился второй этап. Немного не повезло в командном спринте, где после падения в полуфинале девчонкам пришлось потратить слишком много сил.
– Но во всех случаях речь идет о том, что можно было занять места повыше, но не о медалях, так?
– Думаю, в большой эстафете это все-таки было возможно.
– Роковой второй этап бежала Алевтина Таныгина, которая готовилась в этом сезоне самостоятельно. Может быть, этого и не хватило, что "прочитать" ее состояние?
– Отчасти. Она подустала к эстафете, а мы не уследили за этим моментом. Вместе с этим, она говорит, что лыжи у нее были неидеальными. Все вместе и привело к такому результату.
– Правильно понимаю, что она была железным кандидатом в эстафету?
– Да. Мы сомневались только по последнему этапу. Выбирали между Женей Шаповаловой и Настей Доценко. Аля же по ходу сезона выступала очень ровно – и ее место в четверке сомнений не вызывало.
– Таныгина не была на централизованной подготовке. Ее результаты стали для тренерского штаба открытием?
– В какой-то степени. Может быть, в следующем сезоне она к нам присоединится.
– Все знают, что в этом году женская команда выполнила гораздо больший объем работы, чем в прошлом. Однако здесь ни одна из спортсменов в личных гонках не заехала даже в десятку. Руки после такого не опускаются?
– Нет. Сравните Кубок мира – наши результаты не хуже, чем были в прошлом году. Это признак того, что нагрузка не пошла во вред, девушки ее переварили. Нужно продолжать гнуть эту линию дальше.
– Но вот на главном старте получилось мало. Почему так далеко в гонках оказывалась опытная Юлия Чекалева?
– У Юли, судя по всему, пик пришелся на январский этап Кубка мира в Рыбинске. Хотя и здесь она была готова хорошо. Но не сложилось.
– Чекалева – лидер команды. Но в ответственный момент не смогла повести всех за собой. Так было и в Сочи. Проблема в психологии?
– Однозначно сказать тяжело. На тренировках Юля действительно выделялась, начиная с лета. Да и в сезоне, за исключением этапа в Давосе, выглядела нормально. Возможно, на нее действительно слишком давят чужие ожидания.
– В следующем сезоне будете продолжать строить команду вокруг нее?
– А мы не делали этого и в нынешнем. Такого, чтобы мы назначили Юлю капитаном команды, не было. На тренировках все равны.
– Разве это хорошо? Должны быть лидеры, на которых смогли бы равняться остальные.
– В спринте всех ведет за собой Наталья Матвеева, в дистанционных тренировках – Чекалева. Но их запросто может сменить тот, кто будет лучше готов. Вот, например, хорошо проявляет себя 22-летняя Наталья Жукова.
– Она, к слову, была лучшей среди россиянок в олимпийском Сочи. В этом сезоне шага вперед сделано не было. Не опасаетесь, что Жукова может привыкнуть к 20-30-м местам – и на этом успокоиться?
– Кто-то развивается раньше, кто-то позже. Пока мы показываем те результаты, на которые способны. Выше крыши не прыгнешь. И шажок вперед Наташа все же сделала – она стала выступать более стабильно.
– Что с другой молодой талантливой спортсменкой – Еленой Соболевой? Два года назад многие специалисты уверяли, что когда она подрастет, то норвежек даже замечать не будет…
– Ей нужно время. На внутренних стартах Лена на равных борется с лидерами, а на международной арене у нее ничего не получается. Наверное, что-то с психологией. Но ее рано списывать со счетов. Соболева еще может проявить себя. Как и некоторые другие молодые девочки. Но их фамилии называть не хочу.
– Взгляд со стороны – наши девушки очень закрепощенные. Это проблема?
– Просто они редко общаются с журналистами. Берите у них чаще интервью – и они освоятся. Внутри команды девчонки ведут себя открыто. Смех, слезы – все это присутствует. Ну, и не забывайте об особенностях нашего менталитета.
– В следующем сезоне продолжится закладка фундамента команды или все же можно, наконец, ждать некого движения вперед?
– К каждой спортсменки будут свои задачи. Например, Наташе Матвеевой и Юле Чекалевой нужно показывать результаты уже сейчас. Когда еще-то? А вот от 22-23-летних девочек требовать невозможного не будем. Если сравнить нашу молодежь с зарубежными спортсменками того же возраста, то результаты сейчас практически не отличаются. Выделяется только Стина Нильссон. Но это единичный талант! Остальные также борются за тридцатку, а в хорошие дни – за десятку. И все понимают, что когда уйдет нынешнее поколение, именно это будет задавать тон. Пока же всем психологически тяжело бороться с нынешними лидерами.
– На какие рубежи по вашим планам должна подняться команда через два-три года?
– Какого-то серьезного доминирования, как сегодня у Норвегии – не ждите. Сначала нам нужно выйти на места, с которых можно бороться за медали.
– Это какие?
– Стабильные попадания в десятку. Оттуда можно время от времени штурмовать пьедестал. А такого, чтобы сегодня занимали 30-е места, а через два года первые, быть не может.
– Президент ФЛГР Елена Вяльбе разделяет вашу точку зрения?
– Она все понимает. Мы долго входили в этот кризис – и теперь столько же времени будем из него выкарабкиваться.
– Вы продолжите консультироваться у Александра Грушина?
– Конечно.
– Комфортно работать, когда за спиной стоит настолько авторитетный специалист?
– Очень даже. С ним всегда можно посоветоваться, обменяться мнениями. Это важно.