Маркус Крамер всего за год превратился из человека, чье имя не принято произносить слух, в чуть ли не главную надежду отечественных лыж. Автор тренировочных планов для Легкова, которые в том числе привели его и к олимпийской победе в Сочи, сознательно оставался в тени, чтобы не потерять свою основную работу на родине.
Долгое время считалось, что наставников у Легкова двое – Рето Бургермайстер и Изабель Кнауте, в то время как работа шла по методике Крамера. Вместе с Легковым Крамер уже шесть лет – но официально меньше года, с осени 2015-го. Именно тогда у тренера закончился контракт со сборной Германии, и он наконец подписал соглашение с российской командой.
К прошедшему сезону Крамер готовил Легкова и его земляка Сергея Турышева. По итогам завершившегося в Москве тренерского совета, теперь группа немца вырастет аж в пять раз. К Крамеру после двухлетнего отсутствия возвращается призер Сочи-2014 Илья Черноусов, а также присоединяются Петр и Анастасия Седовы, Наталья Матвеева, Юлия Чекалева, Юлия Белорукова, Полина Кальсина и Наталья Непряева.
Разговор с немецким специалистом мы начали как раз с перспектив российских женских лыж. Положение дел там настолько "аховое", что Крамеру без раздумий вручили всех лидеров со словами "хуже точно не будет".
"С ЧЕКАЛЕВОЙ И МАТВЕЕВОЙ БУДУ СТРЕМИТЬСЯ К МЕДАЛЯМ"
– Маркус, как вообще пришла идея, что помимо Легкова, вы можете готовить и российских женщин?
– В декабре у нас был разговор с президентом федерации Еленой Вяльбе. Она спросила мое мнение, в чем же проблема, почему у девушек не получается. И я предложил: а давайте сделаем смешанную команду, чтобы женщины и мужчины тренировались вместе. Так происходит в очень многих зарубежных сборных, и на мой взгляд, это правильно. Совместные тренировки с мужчинами мотивируют и позволяют достигнуть лучших результатов.
– Вообще, такая разница – блестящая мужская сборная и очень средняя женская, не слишком типична для современных лыж, в Норвегии и Швеции подобного не происходит. Почему у России так?
– Я не могу утверждать однозначно, потому что пока не знаю в деталях, как девушки тренировались. Я видел их только со стороны на нескольких сборах. Визуально показалось, что качество тренировок в женской команде было не настолько высоким, как в мужской.
– Еще интересно, каким образом происходил отбор лыжниц в вашу команду? Например, слышала, что вы очень хотели видеть в ней единственного нашего призера этапа Кубка мира прошедшего сезона Наталью Матвееву.
– Распределением спортсменов по группам занималась Вяльбе. Естественно, мы обсуждали каждую кандидатуру, некоторые девушки по ходу сезона сами подходили и просились ко мне. Я никому не отказывал, потому что для меня главное – это мотивация. Если вдруг в группе оказывается одна или несколько спортсменок, кто реально не хочет тренироваться, это рушит всю атмосферу в коллективе. Изначально мы говорили с Вяльбе о том, что со мной будут готовиться пять спортсменок, но по факту получилось больше. Но у меня будет достаточно помощников.
– И кто будет вам помогать в подготовке десяти человек?
– Аналитик из Министерства спорта Егор Сорин – он помогал мне уже и в прошлом сезоне. Буквально вчера Елена Вяльбе подтвердила, что с нами будет и Юрий Фролин (бывший второй тренер женской команды. – Прим. "СЭ"). Также будет хороший физиотерапевт.
– Глупо спрашивать, когда российские лыжницы обыграют норвежек Бьорген или Йохауг, но тем не менее: какие реальные цели вы ставите перед ними на следующий сезон?
– У нас есть трое совсем молодых девушек, которые недавно выступали на юниорском чемпионате мира – Белорукова, Непряева и Седова. На мой взгляд, они очень талантливы и их ждет большое будущее, но видимо, расцвет настанет уже после 2018-го. Чекалева и Матвеева уже очень опытны, и я надеюсь на их хорошие результаты на чемпионате мира-2017. Сложно обещать именно медали, я не могу ничего гарантировать, но мы будем к этому стремиться.
"ЧЕРНОУСОВ ПО-ПРЕЖНЕМУ МОЖЕТ БЫТЬ ОДНИМ ИЗ ЛУЧШИХ"
– Бронзовый призер Сочи-2014 Илья Черноусов вернулся под ваше крыло спустя два года отсутствия. Это была его инициатива, или Елены Вяльбе?
– Мы давно знакомы с Ильей, так как с 2010-го они тренировались вместе с Легковым. Сейчас мы поговорили в Кэнморе во время "Тура Канады", и Илья сам спросил, можно ли ему снова тренироваться с нами на будущий год. Я ответил, что воссоединение их тандема с Легковым – это отличная новость, но я не собираюсь никого уговаривать. Черноусов должен сам этого захотеть и быть уверенным в своем решении на 110 процентов. Он взял немного времени на размышление, потом позвонил и сказал, что будет готовиться с нами.
– Прошедшие два сезона Черноусов не показывал высоких результатов. Вас это не настораживает?
– Ничуть. После Сочи для Ильи началась новая жизнь – он женился, переехал в Швейцарию, стал отцом. Все это сложно совмещать с активными тренировками, раньше, когда не нужно было думать ни о ком, кроме себя, было гораздо проще. Сейчас Черноусов понял, что результата нет, и настроен на перемены. Я считаю, что он по-прежнему способен становиться одним из лучших в мире.
– Интересно, как ко всем переменам в вашей группе отнесся Александр Легков? Он много лет стремился уйти из большой команды в маленькую, где был бы индивидуальный подход, а теперь оказался в самой настоящей общей группе?
– На мой взгляд, все это пойдет Саше только на пользу. Команда будет толкать вперед его, а он станет отличным лидером. Возможно, это как раз то, что позволит выйти Легкову с 95-процентного настроя на тренировках на 150 процентов.
– Как и Черноусов, Саша не избежал кризиса послеолимпийского кризиса, хотя и выступал последние два сезона гораздо увереннее, чем Илья.
– Саше очень непросто дался титул олимпийского чемпиона. На мой взгляд, абсолютно нормально, что после Олимпиады ему захотелось уделить время чему-то еще, кроме лыжных гонок. Он по-прежнему был мотивирован в тренировках, но возможно, не на все сто процентов, как раньше, а на 95. Но проведя прошлый сезон без подиумов Кубка мира, Легков сейчас очень хорошо настроен. У него большое желание взять личную медаль на чемпионате мира, потому что такой награды у него в коллекции еще не было.
– В нашем недавнем интервью он заявил, что намерен пожертвовать этапами Кубка мира и сосредоточиться буквально на нескольких гонках за сезон.
– Да, мы обсуждали это и поняли друг друга. В этом году Легков выступал абсолютно на всех этапах Кубка мира. На будущий сезон мы можем пожертвовать парой этапов, чтобы поехать, например, на высотный сбор. Так, мы не планируем ехать в Южную Корею, так как этот этап близко по срокам к чемпионату мира, и вместо него мы могли бы провести хорошую подготовку. Возможно, пропустим и еще один или два этапа.
– Вы впервые будете полноценно готовить Легкова и компанию к сезону, начиная уже с лета. Где будет тренироваться ваша команда – в Европе или в России?
– Мы начнем подготовку в мае в Пересвете, в центре Александра Легкова. Это удобно, потому что в это время все спортсмены могут пройти в Москве медицинское обследование, да и вообще наверняка будет много организационных вопросов. Потом у всех групп будет общий сбор в эстонском Отепя. Затем мы поедем на неделю в лыжный тоннель в Санкт-Петербург. В июле планируем отправиться в Норвегию, там планируем потренироваться вместе с их сборной и выступить на фестивале Blink. В августе начинается высотная подготовка в Италии, это будет один из ключевых моментов при подводке к зиме. Сентябрь проведем в Германии и снова в Италии, в Тоблахе, в ноябре – две недели лыжного сбора в Финляндии, во время которого, видимо, будут какие-то отборочные соревнования. А дальше уже в бой – стартует сезон Кубка мира.