Он сделал это!

Telegram Дзен

     Вчера утром американский пловец Майкл Фелпс выиграл в составе комбинированной эстафеты восьмую золотую медаль и превзошел рекорд легенды мирового плавания Марка Спитца, завоевавшего 36 лет назад в Мюнхене семь высших олимпийских наград.

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ

из Пекина

     ЗОЛОТОЙ ФИНИШ

     Тяжелее всего Фелпсу далась предпоследняя медаль - в субботу на стометровке баттерфляем. Он практически проиграл этот заплыв: сделал поворот седьмым, да и на финише, когда серб Милорад Чавич уже бросил руки вперед в завершающем гребке, американец был явно позади него. Но вырвал касание.

     Сказал в микст-зоне:

     - Я думал, что проиграл. Даже когда увидел табло, не сразу понял, что первый.

     История один в один повторила другую, двадцатилетней давности. Тогда соотечественник Фелпса Мэтт Бионди точно так же, как в Пекине Чавич, летел к финишу этой же дистанции за своей пятой золотой медалью. Ему не хватило каких-то сантиметров, чтобы влепить руки точно в стенку. И, пока потенциальный чемпион отчаянно тянул пальцы к финишному щиту, его на 0,01 опередил в касании суринамец Энтони Нести.

     Точно таким образом (и тоже 0,01) проиграла вчера на дистанции 50 м вольным стилем американка Дара Торрес.

     А в субботу сербы немедленно подали протест. Но он не был удовлетворен. Представитель Международной федерации плавания (FINA) и рефери соревнований Бен Екумбо пояснил:

     - Мы очень внимательно изучили видеозапись заключительного гребка двух спортсменов, и на ней было отчетливо видно, что сербский пловец коснулся стенки вторым.

     Чавичу тоже предоставили возможность просмотреть кадры, на основании которых FINA вынесла решение, и чуть позже появился пресс-релиз со словами серба: "Мне было очень больно это видеть, но я заставил себя просмотреть финиш несколько раз. И вынужден признать, что действительно проиграл Майклу…"

     В таких случаях неизменно поднимается тема: почему бы не вручать спортсменам две золотые медали? Екумбо ответил и на этот вопрос:

     - Почему-то все спокойно воспринимают разницу в 0,01 между третьим местом Лотерстейна и четвертым - Крокера в этом же самом финале. Но ведь в случае Фелпса и Чавича мы имеем точно такую же разницу. В первом случае - 51,12 и 51,13. Во втором - 50,58 и 50,59.

     Стометровка баттерфляем стала единственной дистанцией, где Фелпсу не удалось установить рекорд мира. Но и без этого он перекрыл мюнхенское достижение Спитца по всем статьям. Восемь побед, семь мировых рекордов, последний из которых был установлен вчера мужской комбинированной эстафетой США.

     За день до окончания плавательного турнира - после победы на стометровке баттерфляем - Фелпс сказал:

     - О достижении Спитца всегда говорили, что достичь его совершенно нереально. Мне кажется, я показал, что это не так. Любая цель может быть достигнута, если направить на нее все свои усилия. И не сдаваться, если не получается с первого раза.

     ДВЕ ЛЕГЕНДЫ

     Шанс повторить мюнхенский рекорд был в 1988-м и у Мэтта Бионди.  Но он вернулся из Сеула лишь с пятью золотыми медалями: кроме стометровки баттерфляем, проиграл еще 200 м вольным стилем.

     Я бы сказала, что великим Фелпса сделали не восемь золотых медалей Пекина, а то упорство, с которым он шел к этой цели. На чемпионате мира-2003 в Барселоне Майкл выступал в четырех индивидуальных дисциплинах и ставил перед собой задачу завоевать шесть золотых наград. Но тогда пловцу не повезло: 100 метров баттерфляем он проиграл Крокеру (хотя в полуфинале проплыл дистанцию с мировым рекордом), и, соответственно, Крокер, а не Фелпс  получил право стартовать в комбинированной эстафете, а единственный командный заплыв с его участием - 4х200 м вольным стилем - был выигран австралийцами.

     Вторая попытка была предпринята на Играх в Афинах. Но и там пловца постигла неудача. США проиграли эстафету 4х100 м вольным стилем.

     Полтора года назад на чемпионате мира в Мельбурне Фелпс вновь попытался атаковать достижение Спитца. И почти повторил его, но тут случилась очередная гримаса судьбы: в заключительный день соревнований американскую комбинированную эстафету дисквалифицировали за фальстарт Крокера.

     Спитц, конечно же, установил мало поддающийся улучшению рекорд. Однако, если глобально рассуждать о роли, которую сыграл в плавании семикратный олимпийский чемпион Мюнхена, то вряд ли можно считать ее более значимой, чем та, которую на протяжении шести лет играет Фелпс. Выступление в Мюнхене стало в карьере Спитца потрясающе ярким, но - единственным. На предыдущих Играх - в Мехико - Марк получил два золота в эстафетах, серебро на стометровке баттерфляем и бронзу на 100 м вольным стилем. А оставаться в спорте после Мюнхена не захотел. Чемпионаты мира в те времена в плавании не проводились, а если бы проводились, Спитц, скорее всего, на них бы не блистал. Так по крайней мере считают его современники, утверждающие, что по большому счету Марку в Мюнхене просто сказочно повезло.

     До олимпийского триумфа, кстати, Спитц совершенно не собирался связывать с плаванием свое будущее. Мечтал стать дантистом. Но не стал. Потому что нашел гораздо более простой и легкий способ зарабатывать деньги - на рекламе самого себя. Как метко заметил однажды один из хорошо знающих пловца людей: "Марк всегда найдет, из чего сделать деньги. Больше в этой жизни его ничего не интересует. И никогда, собственно, не интересовало".

     Фелпс - совершенно другой случай. Его с рождения отличала некая особенность мозга, не позволявшая фокусировать сознание на своих действиях. Майкл не мог довести до конца ни одну игру, ни одно дело, крайне плохо осваивал различные навыки. Когда в преддверии школы он начал ходить в подготовительный класс, в шоке были и учителя, и родители. В учебе юного Фелпса сопровождали сплошные "неуды" и замечания по поведению (высидеть урок до конца для мальчишки было подвигом), а в свободное время к нему впору было прикреплять персонального сотрудника службы спасения: Майкл падал где можно и где нельзя, натыкался на все препятствия, опрокидывал на себя мебель и посуду. Но при этом, как ни странно, почти не получал травм, отделываясь синяками. Позже выяснилось, что это происходит благодаря невероятно гибким и эластичным суставам и связкам.

     Будущее парня на тот момент представлялось незавидным. Врач, который наблюдал Майкла с рождения, посчитал своим долгом сразу предупредить его маму, что, скорее всего, ей придется посвятить ребенку всю свою жизнь, поскольку людям с подобными отклонениями почти никогда не удается адаптироваться в обществе. Но все изменилось, когда мальчишку привели в бассейн.

     То, что Фелпс рожден для этого вида спорта, его тренер Боб Боумэн понял сразу. А спустя несколько лет, когда Майклу исполнилось 11 и тренировки стали носить более или менее регулярный характер, настоял на том, чтобы в равной степени серьезно работать над всеми четырьмя видами плавания. Вот и получилось, что к моменту выхода на взрослый уровень в его подготовке почти не осталось технически слабых мест.

     Деньги никогда не являлись для Фелпса значимым стимулом. За повторение рекорда Спитца ему обещали заплатить миллион долларов еще в Афинах, а потом, когда рекорда не случилось, фирма Speedo объявила, что переносит этот приз в Китай. Но потеря денег в 2004-м Майкла вообще не расстроила. Гораздо больше он переживал из-за того, что подвел команду в первой эстафете, проплыв свой участок медленнее всех.

     К нынешнему году бизнес под названием "Майкл Фелпс" превысил миллиард долларов. Говорить на этом фоне про один миллион даже как-то неловко...

     ПЕКИН И ДАЛЕЕ

     Через четыре года на Играх в Лондоне Фелпсу будет всего 27 лет. "Я теперь буду отдыхать. Долго", - сказал он, выиграв восьмую медаль. Но на вопрос кого-то из журналистов, означают ли эти слова, что Фелпс намеревается пропустить чемпионат мира, который пройдет в сентябре следующего года в Италии, четырнадцатикратный олимпийский чемпион отрицательно закрутил головой.

     - Туда я приеду обязательно. Мама попросила. Сказала мне: "Сынок, мне очень понравилось смотреть, как ты плаваешь. К тому же я никогда не была в Риме". А желания мамы для меня святы.

     В 2003 году, рассуждая о потенциале Фелпса, двукратный олимпийский чемпион Денис Панкратов сказал:

     - На Играх в Афинах Майкл вполне может выиграть больше десяти золотых медалей. Четыре дистанции известны: 100 и 200 метров баттерфляем, 200 и 400 - комплексным плаванием. Если учитывать, что уже сейчас Фелпс плывет 200 метров вольным стилем за 1.46, можно прогнозировать, что через год он не просто окажется в составе эстафеты 4х200 метров, но и будет бороться с Йаном Торпом на индивидуальной двухсотметровке. Стометровку кролем на национальном чемпионате Майкл проплыл не очень быстро - за 49,3, но в олимпийской эстафетной четверке спринтеров тоже может оказаться. Плюс - комбинированная эстафета. Вот они восемь золотых медалей, о которых мечтает весь мир.

     При определенном стечении обстоятельств Фелпс может неплохо проплыть 200 метров на спине. Только в этом сезоне Майкл дважды выиграл национальный чемпионат на этой дистанции, показывая результат, порядка 1,57. Как быстро он может плавать на спине на самом деле - неизвестно никому. Кстати, стометровку этим стилем, насколько мне известно, Майкл плывет за 54,0. Рассуждаем дальше: если человек с такой скоростью плавает 200 метров вольным стилем, он может прорезаться на "соседней" дистанции - либо на "сотне", либо на 400. Вероятнее последнее: эту дистанцию предпочитают многие из тех, кто имеет хорошие результаты на 400 метров комплексным плаванием.

     В итоге мы имеем реальную перспективу 11-ти золотых медалей, при одной мысли о которой волосы начинают шевелиться на всех частях тела…

     Прогнозы Панкратова оправдались полностью, хотя и не в Афинах. Фелпс стал чемпионом мира-2007 на дистанции 200 м вольным стилем, проплыв за 1.43,86. Стартуя в Пекине на первом этапе кролевой эстафеты 4х100 м, он установил рекорд США - 47,51 (этот результат позволил бы ему получить бронзу на индивидуальной стометровке). Сам пловец заметил к тому же, что к Играм в Лондоне собирается сосредоточиться именно на спринтерских дисциплинах. Зато самую энергоемкую из своих золотоносных дистанций - 400 м комплексным плаванием - мечтает оставить навсегда.

     Согласитесь, трудно не задуматься, что в Лондоне-2012 мир имеет перспективу получить еще одну сенсацию: повторение Фелпсом рекорда самого Фелпса. Как минимум.

     С мотивацией, подозреваю, у пловца там будет все в порядке. Мама хочет…

     КУДА ПЛЫВЕТ РОССИЯ?

     Российские пловцы остались в заключительный день без медалей. Собственно, этого следовало ожидать: то, что результаты, которые котируются на европейском уровне, не имеют никакой значимости на олимпийском, стало понятно вскоре после того, как Игры начались. Наверное, 19 рекордов страны и 7 - Европы можно назвать неплохим достижением для команды, но тяжело было отделаться от ощущения, что даже рекорды эти устанавливают не там, где нужно. Проплыви вчера Юра Прилуков 1500 метров вольным стилем со своим полуфинальным результатом 14.41,13, он был бы вторым. Сумей Настя Зуева пройти индивидуальную стометровку на спине так, как сделала это на первом этапе комбинированной эстафеты, тоже получила бы медаль.

     В Пекине стало окончательно ясно, что у нас есть очень хорошие спортсмены. Ничуть не менее талантливые, чем те, кто изо дня в день поднимался на пьедестал. Но при этом - совершенно никудышная команда, руководство которой уже не первый год упорно пытается завуалировать собственные промахи, продолжая убеждать тех, кто стоит еще выше, что все идет по плану, как задумано. И что если не выиграли, то просто не повезло. Надо просто еще чуть-чуть подождать.

     Вот и дождались. Подозреваю, что, благодаря влиянию и авторитету президента всероссийской федерации плавания Сергея Нарышкина, на подготовку команды на протяжении последних двух лет вкладывались суммы, намного превышающие бюджет многих других видов спорта. Но отставание российских спортсменов от мирового уровня неуклонно шло при этом по всем фронтам. Нет методик, нет специалистов по восстановлению. Да и тренеры  работают наобум. Один из спортсменов сказал мне о своем наставнике с болью в голосе: "Он - хороший человек. Но о каких результатах можно говорить, если вся его работа давно уже сводится к тому, чтобы ходить вслед за мной по бортику и нажимать на кнопку секундомера?"

     В общем, все как в известном выражении: "Если человеку, который всю жизнь строил сараи, дать очень много денег, то в лучшем случае он сумеет построить очень большой сарай".

     Хотя по количеству завоеванных медалей российские пловцы план почти что выполнили.