Куда деть эмоции?!

Telegram Дзен

ЧЕМПИОНАТ ЕВРОПЫ

На "королевской" дистанции плавательного чемпионата - стометровке вольным стилем - Евгений Лагунов, которому с минувшего понедельника принадлежит лучший результат сезона в мире, занял второе место. Победу второй раз подряд одержал олимпийский чемпион Ален Бернар из Франции.

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ
из Будапешта

Стометровку вольным стилем мы не выигрывали в плавании на протяжении десяти лет. Последним российским чемпионом (и, собственно, единственным, кому за всю историю российского плавания удавалось стать королем европейского спринта) был Александр Попов. Он впервые выиграл стометровку в 1991-м в Афинах, удерживал титул на четырех чемпионатах Европы подряд вплоть до 1997-го, затем выиграл в 2000-м в Хельсинки, и на этом российские спринтерские победы на самой престижной из дистанций завершились.

При этом вторых мест было хоть отбавляй. Но что такое "второй", особенно для прежнего поколения спортсменов? Всего лишь имя в архивном протоколе, куда не всякий с течением времени удосужится заглянуть.

Заглянуть бывает интересно. Самое первое серебро на этой дистанции было завоевано еще в 1954 году Львом Баландиным. Дважды становился вторым великий Владимир Буре. Поневоле задумаешься: каких "особых" качеств требует победа на этой дистанции? И почему победа на ней считается куда более почетной, чем в любом другом виде программы?

Возможно, все дело в скорости. Стометровка - самый быстрый вид программы. Формально это, конечно, не совсем так, есть ведь еще дистанция 50 метров, но тут налицо парадокс: мало кто воспринимает "полтинник" всерьез.

Лет десять назад я разговорилась об этом с личным тренером Попова, выдающимся специалистом Геннадием Турецким.

- Я бы разделил спринтеров на две категории, - сказал он мне тогда. - Первая - так называемые "чистые" спринтеры. Это люди взрывных качеств, которые хорошо делают старт. А старт - это 30 процентов успеха в спринте. Например, рекордсмен мира в 25-метровом бассейне англичанин Марк Фостер - спринтер чистой воды. Благодаря телосложению Фостеру удается проскользить больший отрезок, чем другим. В 25-метровом бассейне равных ему почти нет. Зато в "длинной" воде у Фостера очень быстро падает скорость. Поэтому "сотню" он вообще не считает нужным плавать всерьез. Таким же был рекордсмен мира на дистанции 50 метров американец Том Джеггер - его отличали прекрасный старт, взрывная техника, но плыть он мог недалеко. Чем более взрывные качества отличают спортсмена, тем быстрее он устает. Это все равно, что не ходить по улице, а прыгать.

Однако самые лучшие спринтеры, способные выиграть на Олимпийских играх главную в плавании дисциплину - 100 метров вольным стилем, - всегда получались из тех, кто начинал карьеру с более длинных дистанций, - продолжил Турецкий. - Я бы назвал их спринтеры-пловцы. Люди это действительно особенные.

* * *

Появление выдающегося спринтера в плавании всегда событие. Спринтеров обожает пресса: у них, как правило, моментальные реакции, хорошее чувство юмора и всесторонне развитые мозги. Обожает их и реклама: по своему телосложению спринтеры заметно отличаются от остальных в лучшую сторону. Все они бывают традиционно высокого роста в силу естественного отбора: учеными-биомеханиками давно выведена закономерность, согласно которой человек не способен передвигаться в воде быстрее, нежели длина его тела в секунду.

В истории плавания зафиксировано лишь одно исключение: Владимир Буре. Турецкий по этому поводу как-то сказал:

- Для того чтобы двигаться быстрее, спортсмен должен плыть не за волной, которую сам и создает, а глиссировать на гребне этой волны. Буре был одним из первых пловцов, сумевших оседлать волну. Другими словами, он обогнал не только время, но и самого себя. Помните, как это выглядело со стороны? Как катер на подводных крыльях. При этом Буре хорошо умел расслабляться во время дистанции. Иначе с такой частотой гребков - 66-68 в минуту - он просто не сумел бы доплывать до конца.

Олимпийский чемпион Пекина на стометровке вольным стилем Ален Бернар, одержавший победы на дистанциях 50 и 100 метров на чемпионате Европы-2008 в Эйндховене, воспринимался многими знатоками плавания как оскорбление всем спринтерским устоям. Мало того что вся верхняя часть его гренадерской фигуры была усеяна жесткими буграми совершенно не плавательных мышц, так еще и лишнего веса на французе имелось килограммов шесть. А шесть кило - это (как любила повторять одна из выдающихся тренеров по фигурному катанию) кусок мяса, который не во всякую духовку влезет.

С отменой скоростных прорезиненных комбинезонов Бернар очень быстро обрел совершенно иной вид. Он заметно похудел, мышцы сгладились и растянулись, приобретя куда более плавательный вид. Но в эстафете 4х100 м вольным стилем доказать, что он по-прежнему является самым быстрым спринтером мира, французу не удалось. Его разгромили, можно сказать, дважды: Данила Изотов сделал это в очной борьбе, уйдя на этап одновременно с французом, а Евгений Лагунов - заочно, показав на своей стометровке лучший результат сезона в мире.

Для того чтобы вернуть себе утраченные позиции, у Бернара оставалась в Будапеште единственная возможность - вчерашняя "сотня". И через 48,49 после старта он финишировал первым. Лагунов проплыл дистанцию за 48,52. Напомню, что его результат в полуфинальном заплыве составил 48,38. А на первом этапе эстафеты - 48,23.

- Если бы на одну десятую секунды быстрее... - задумчиво протянул российский спортсмен, глядя на табло. - Кто знает, где я ее потерял?

- А что чувствовали по ходу заплыва?

- В том то и дело, что все было - как всегда, ничего необычного. Начал первую половину чуть-чуть быстрее, чем в предварительном заплыве, и, видимо, на вторую половину немножко не хватило сил. А быстрее начал, потому что эмоции. Куда ж их денешь?

- Слишком много думали о фи-нале?

- Очень старался вообще ни о чем не думать. Книжку какую-то читал, чтобы отвлечься. Чтение всегда отвлекает. И нервничал, кстати, значительно меньше, чем в предварительном заплыве. Там мы плыли вчетвером с Андреем Гречиным, Данилой Изотовым и Никитой Лобинцевым, имели примерно одно время и всего две полуфинальные вакансии. В такой ситуации всегда приходится выкладываться. Что-нибудь пошло не так - и ты мимо полуфинала.

* * *

Уже после того как вечерняя программа была завершена и эмоции по поводу стометровки немного улеглись, личный тренер Гречина и Лагунова Михаил Горелик сказал:

- Женька уже пятый день работает на пределе. Но дело, наверное, даже не в усталости. Мне показалось, что он психологически не был готов выиграть этот чемпионат. Хотя в нервном отношении он очень устойчив. Стометровка - специфическая дистанция. На ней всегда идет жесточайшая борьба, но борьба бесконтактная. Побеждать соперника, имея возможность расправиться с ним в буквальном, контактном смысле, как это происходит, например, в борьбе, гораздо легче. Тогда как в плавании у тебя не слишком много возможностей контролировать, что именно делает твой соперник.

- Могу представить, как яростно жаждали победить Бернара в Будапеште ваши спортсмены. А что чувствовали вы сами?

- Естественно, был бы более счастлив, если бы "сотня" осталась за моими ребятами. Хотя результатами доволен. И Евгений, и Андрей показали свое лучшее время именно на этом чемпионате - значит, готовились мы правильно. Поэтому у меня нет претензий. К тому же Жене непросто далось выступление в эстафете, да и в предварительном заплыве на стометровке, где разница между нашими четырьмя спортсменами составила всего 0,2.

- Не думаете, что было бы разумнее поступить так, как сделали французы - выставить утром только двух спринтеров, чтобы им не пришлось тратить лишние силы на попадание в полуфинал, борясь друг с другом?

- Нет. Этот чемпионат Европы при всей его важности для нашей команды лично я рассматриваю как подготовку к Олимпийским играм в Лондоне. А там придется плыть в полную силу с самого начала. И в эстафете, вполне вероятно, придется стартовать и утром и вечером. Поэтому надо учиться этому уже сейчас, если думать о золоте. А я о нем думаю.

- Комментарии некоторых российских спортсменов наводят на мысль, что они просто не успевают восстанавливаться между заплывами. Что думаете по этому поводу вы?

- Все существующие возможности для восстановления у нас есть. Два врача, два массажиста. Не думаю, что проблема в этом. Гораздо важнее психология. Нервной борьбе ведь тоже нужно учиться. Вы не представляете, сколько людей здесь, в Будапеште, подходили после полуфинала ко мне и Лагунову, заранее уверенные в том, что стометровку мы не отдадим. Это колоссальный груз ответственности. При всей своей стрессоустойчивости Женя впервые в жизни оказался в подобной ситуации. Вполне мог растеряться.

- Предпринимали ли вы какие-то усилия, чтобы психологически разгрузить своего пловца?

- Не считал нужным. Спортсмен должен сам уметь с этим справляться.

- Если бы вам предложили обменять золото эстафеты 4х100 на личное золото Лагунова на стометровке, вы согласились бы?

- Никогда. Я - командный человек. И мне очень нравится, когда наша команда выигрывает.

* * *

Неплохим завершающим аккордом ко вчерашнему дню стали серебряная и бронзовая медали, завоеванные на трехметровом трамплине российскими прыгунами Ильей Захаровым и Евгением Кузнецовым. Этот результат был особенно ценным, потому что в том же финале выступали два опытных немца Саша Кляйн и Патрик Хаусдинг, а также пятикратный чемпион Европы Илья Кваша (Украина). Кузнецов с Захаровым не имели в сравнении с этими спортсменами и половины их опыта.

Оба еще год назад выступали в юниорских соревнованиях. Евгений был победителем юниорского первенства мира на трамплине и вторым на юниорском же первенстве Европы. Захаров, как когда-то Дмитрий Саутин, изначально предпочел более широкую специализацию: становился призером мирового юниорского первенства на метровом трамплине и десятиметровой вышке, а на высоте 3 метра год назад завоевал серебро взрослого европейского чемпионата, выступая в синхронных прыжках с Глебом Гальпериным.

Вчера до заключительного прыжка сохранялась уверенность, что России гарантированы золото и серебро - настолько убедительными успели показаться выступления дебютантов. Но выяснилось (как и накануне на женской 10-метровой вышке), что не хватает главного - умения держать удар в последней попытке.

Чемпионат Европы по водным видам спорта. Будапешт. Плавание

Мужчины. 100 м в/с. 1. Бернар (Франция) - 48,49. 2. ЛАГУНОВ - 48,52. 3. Мейнар (Франция) - 48,56. 4. Маньини (Италия) - 48,67. 5. ГРЕЧИН - 48,69. 6. Вершурен (Голландия) - 48,82. 800 м в/с. 1. Руо (Франция) - 7.48,28. 2. Кубуш (Германия) - 7.49,12. 3. Пиццетти (Италия) - 7.49,94. 4. Киш (Венгрия) - 7.51,93. 5. Йонсен (Фарерские острова) - 7.53,11. 6. Колбертальдо (Италия) - 7.54,84.

Женщины. 200 м брасс. 1. ЧАУН - 2.23,50. 2. Норденстам (Норвегия) - 2.24,42. 3. Педерсен (Дания) - 2.24,99. 4. Хостман (Швеция) - 2.26,00. 5. Шмид (Словения) - 2.27,73. 6. Богьято (Италия) - 2.28,61. 100 м баттерфляй. 1. Сьострем (Швеция) - 57,32. 2. Холсолл (Великобритания) - 57,40. 3. Альсхаммар (Швеция) - 57,80. 4. Оттесен (Дания) - 58,21. 5. Иври (Израиль) - 58,73. 6. Монжель (Франция) - 58,79.

Прыжки в воду. Мужчины. Трамплин 3 м. 1. Хаусдинг (Германия) - 463,20. 2. ЗАХАРОВ - 458,15. 3. КУЗНЕЦОВ - 455,80. 4. Иллана (Испания) - 445,05. 5. Кляйн (Германия) - 431,10. 6. Кваша (Украина) - 429,90.

Женщины. Синхрон. Вышка. 1. Штойер/Субшински (Германия) - 391,68. 2. Прокопчу/Чапленко (Украина) - 306,30. 3. Глэддинг/Сильвестр (Великобритания) - 300,66. 4. Лабо/Фебвай (Франция) - 289,26. 5. КОЛТУНОВА/ГОНЧАРОВА - 283,14. 6. Райзингер/Кормош (Венгрия) - 277,74.

ЛИДЕРЫ ПО МЕДАЛЯМ

Сборная

З

С

Б

Всего

1. РОССИЯ

8

3

7

18

2. Франция

6

7

3

16

3. Великобритания

4

5

5

14