На недавнем юниорском первенстве мира в Дубае представитель Центрального спортивного клуба "Локомотив" брассист Всеволод Занько стал одним из самых успешных российских пловцов, завоевав четыре медали: на личных дистанциях 50 и 100 м брассом и в двух эстафетах: комбинированной и смешанной.
- Ваше выступление в Дубае вполне можно назвать успехом. Сами довольны?
- Вообще хотелось завоевать четыре золота. Не получилось. Может быть, переволновался.
- Для вас это был дебют на соревнованиях такого уровня. Поделитесь впечатлениями.
- Хорошие впечатления. Что больше всего запомнилось? ОАЭ - жаркая страна, вокруг пустыня. В остальном все как обычно. Соперники все те же.
- Какие у вас с ними отношения?
- Нормальные. Улыбаются, в фейсбуке пишут. Лучше всего общаемся с европейцами, с которыми знакомы еще с первенств Европы. Немцами, например.
- Как так получилось, что вы стали специализироваться на брассе?
- Просто человек, занимаясь чем-то, со временем выбирает, что ему лучше. Я выбрал брасс. Кто-то считает этот стиль простым, но на самом деле он самый сложный. Потому что брассистом нужно родиться (улыбается). Иметь определенную технику ног, чувство воды и т.д.
- Вам тренеры подсказали, что вы родились брассистом?
- Ну не так, конечно. Просто сказали: тебе нужно плавать брассом. Я плаваю с 6 или 7 лет, и им сразу все было понятно.
- У вас есть кумиры или примеры для подражания среди брассистов?
- На самом деле мировые лидеры в брассе постоянно меняются, поэтому какого-то одного кумира нет. Вот, например, Олимпиаду выиграл Камерон ван ден Бург. Очень хороший пловец.
- А когда в 7 лет пришли в плавание, на кого смотрели?
- Александр Попов - только его и знал. Высокий, красивый, импозантный, успешный.
- Хотелось быть таким же?
- Конечно. Это человек, который очень многого добился. Да еще и так хорошо выглядит.
- Вас привели в плавание родители или сами попросились?
- Родители. К нам в школу пришел тренер, его фамилия тоже, кстати, была Попов. Он раздавал рекламу, чтобы мы пришли в бассейн. Сначала мы со старшим братом не смогли ходить на плавание, потому что у нас не было машины. Сложно было возить. А через год, когда машина появилась, пришли сами и записались.
- Брат плавает до сих пор?
- Он тоже брассист, старше меня на год. Еще плавает "дельфином" (баттерфляй - Прим. Е.К.), но пока не на уровне сборной России.
- Ваша специализация - дистанции 50 и 100 м. Почему не плавание 200 м?
- Пока плохо получается. Хотя на зимнем чемпионате России однажды плыл и выиграл все: три дистанции брассом и эстафету. Меня тогда даже наградили. Но вообще 200 м брассом - это, наверно, не для меня. Тяжело очень.
- Про 50-метровку в плавании часто говорят, что это лотерея. Согласитесь?
- Нет, совсем. Чем длиннее дистанция, тем лучше ее можно тренировать. А чем дистанция короче, тем важнее талант, то, что есть у тебя от природы. Те, кто плавает марафон, делают это за счет характера. Это в первую очередь работа. А на коротких дистанциях проще тем, кто действительно родился для плавания. Естественно, при условии грамотной работы тренера, грамотном восстановлении. Все это плюс талант и дает успех.
Например, что такое 50 м брассом? Резкий старт, идеальный выход, прохождение дистанции и касание, в которое нужно попасть. Если на других дистанциях еще можно позволить себе какие-то ошибки на выходе или повороте, то здесь уже не согрешишь. Если проиграл в самом начале, потом уже не отыграешь. Допустим, в Дубае я проиграл в самом начале, на первых 15 м - и все! Выиграл бы первые 15 м, стал бы лучшим. Так все говорят.
- Вам самому больше нравится длинная вода или короткая?
- Длинная, наверно. Потому что 50-метровый бассейн - олимпийский. Хотя в короткой воде все подинамичнее.
- Вы выступаете за ЦСК "Локомотив". Что для представителя индивидуального вида спорта означает клубная принадлежность?
- Даже не знаю, как это правильно объяснить. Наверно, можно сказать, что я несу клубное знамя. Клуб очень помогает, конечно.
- Вы также воспитанник школы "Юность Москвы".
- Да. Я с самого начала пришел в школу, которая входила в систему "Юности Москвы". Потом переходил из бассейна в бассейн: после "Скифа" оказался в Московском олимпийском центре водного спорта, куда было удобнее ездить. И мой новый тренер Сергей Валентинович Жилкин, к которому я перешел, также работает в "Юности Москвы". Тренируюсь у него уже более шести лет. А в "Скифе" со мной работала Наталья Юрьевна Корабельникова. Так все и получилось.
- Вам сейчас 18 лет. Довольны тем уровнем, на котором находитесь, или амбиции уже простираются дальше?
- Конечно, хочется большего. Некоторые спортсмены из нашей юношеской сборной уже во взрослой команде. Даша Устинова, например, и другие. Я выступал на общем отборе в Казани и попал на юношескую Европу и мир.
- Как чемпионат Европы?
- Хорошо: три золотые, одна серебряная (улыбается).
- Расстроились, что не попали на универсиаду в Казани?
- Нет. Все-таки для моего возраста основные старты - это первенства Европы и мира.
- Как сами полагаете, попадание во взрослую команду для вас дело какого срока?
- В течение года, думаю, можно. К олимпийскому сезону надо бы точно.
- Если сами не выступаете, смотрите соревнования по плаванию по телевизору?
- Да. Часто и по интернету, если телевизора нет.
- А другие виды спорта смотрите? Футбол, хоккей?
- Синхронисток! (смеется.)
- Удивили.
- Можно еще художественную гимнастику назвать (улыбается). Я как-то не в курсе событий в футболе или хоккее. Как сказал как-то Дмитрий Губерниев, зачем вы футбол смотрите? И переключился на плавание. Вот и я также. Правда, я не очень интересуюсь всем этим. Свое дело делаю, и нормально.
- Ваша будущая профессия тоже не связана со спортом?
- Да, учусь на юридическом факультете Московского института инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии. На бюджете, так что надо учиться хорошо. Получаю четверки и пятерки. Правда. Мне, кстати, недавно предложили второе высшее получить - переводчика.
На правах рекламы