Могут ли наказать всю сборную России?

Последней россиянкой, попавшейся на допинге, стала Юлия ЕФИМОВА.
Telegram Дзен

ПЛАВАНИЕ

Около 300 кандидатов в сборную России получат биологические паспорта, повышающие возможность выявления у спортсменов допинга.

На этой неделе министр спорта Виталий Мутко напугал отечественных болельщиков плавания, допустив возможность дисквалификации всей сборной России из-за большого числа положительных допинг-проб наших спортсменов в последние месяцы. Всероссийская федерация плавания подобную опасность не признала, но практически сразу объявила о программе внедрения биологических паспортов для всех кандидатов в национальную команду. Не исключено, что этот проект станет одним из самых масштабных в истории борьбы с допингом в России. "СЭ" попробовал разобраться, действительно ли допинговая проблема грозит нашему плаванию международной изоляцией?

Теоретически большое количество допинговых скандалов в одной сборной за короткий период времени действительно может привести к лишению национальной федерации международной аккредитации. Четыре года назад такая кара нависла над российскими лыжниками (в итоге они отделались штрафом за плохую борьбу с допингом), минувшей весной Всемирное антидопинговое агентство (WADA) грозило дисквалификацией федерации легкой атлетики Ямайки.

Впрочем, на практике подобное наказание не применялось еще ни разу. Здесь важно понимать, что критичным для международных инстанций является не количество пойманных спортсменов, а адекватность национальных антидопинговых служб. Если в стране признают существование проблемы с допингом и демонстрируют желание ее решить, радикальных решений никто принимать не станет.

Что касается допинговых историй в российском плавании, то за последний год на запрещенных препаратах были пойманы более десяти спортсменов на национальном уровне и только три – на международном. Дисквалификации Юлии Ефимовой, Виталия Мельникова и Сергея Макова имели, конечно, большой резонанс. Но навряд ли они свидетельствуют о существовании системы "подсаживания" на допинг пловцов нашей сборной.

– Эти три истории – абсолютно разные, – заявил президент Всероссийской федерации плавания Владимир Сальников в интервью "СЭ". – Про несчастный случай с Юлей всем известно, и вряд ли его стоит относить к серьезным нарушениям. Не случайно Ефимова получила хоть и достаточно длинную, но не полную дисквалификацию. Хотя мы все равно очень серьезно отнеслись к этим трем звоночкам. Не думаю, что дойдет до катастрофы, но внутренний контроль мы все же ужесточили еще сильнее.

– Не существует единого стандарта по количеству случаев приема допинга, которые позволяли бы рассмотреть возможность снятия аккредитации с национальной федерации, – объяснил, в свою очередь, исполнительный директор РУСАДА Никита Камаев. – Так же не существует и единого временного стандарта. Каждая федерация вольна принимать решения самостоятельно. WADA в данном случае только следит за тем, чтобы все процедуры допинг-контроля соответствовали стандартам и Всемирному антидопинговому кодексу.

Никакой информации о том, что дело о допинге в российском плавании будет разбираться Международной федерацией водных видов спорта или Олимпийским комитетом России, в данный момент нет. И основания для этого, в общем-то, отсутствуют: по общему количеству положительных проб наша сборная не выделяется на фоне других стран, а плавание не является лидером по количеству допинговых дисквалификаций на национальном уровне. В отечественной легкой атлетике или велоспорте ситуация не лучше. Тем не менее во Всероссийской федерации плавания предпочитают "дуть на воду" – слишком много головной боли в последнее время доставили допинговые скандалы нашему спорту.

– Разумеется, положительные случаи были и будут. Поэтому и ведется борьба с допингом. Искоренить это на корню – невозможно, – подчеркнул Сальников. – И не всегда запрещенные препараты применяются с целью повышения результатов. Сейчас на рынке полно различных добавок, чаев для похудания и прочего совершенно неконтролируемого товара, который используется повсеместно. От таких случайных нарушений никто не застрахован. Но говорить о том, что наше плавание сейчас находится в глубочайшем кризисе, было бы несправедливо. И я убежден, что мы не окажемся в изоляции.

В ближайших планах Всероссийской федерация плавания – расширить диапазон поиска допинга, чтобы исключить даже минимальные риски. Одним из шагов в этом направлении станет внедрение биологических паспортов для кандидатов в сборную России. Федерация и РУСАДА будут отслеживать гематологический и стероидный профили пловцов для того, чтобы зафиксировать отклонения в показателях, которые могут свидетельствовать о приеме запрещенных веществ.

– Лично я в нынешнем сезоне проходил допинг-контроль только на стартах. Внесоревновательных проб не было, – сообщил капитан сборной России по плаванию, серебряный призер Олимпийских игр Евгений Коротышкин. – В любом случае, нужно усовершенствовать систему допинг-контроля, поскольку пока она, к сожалению, далека от идеала. Но лично я смотрю на подобные нововведения только положительно. Это относится и к введению биологических паспортов. Если какие-то показатели в них начнут сильно скакать – это повод задуматься. В то же время в подростковом возрасте тестостертон может взлетать просто из-за физической работы. Надеюсь, такие моменты будут учитываться.

Я за то, чтобы нас проверяли еще чаще, – продолжил Коротышкин. – Если кто-то попадется на допинге, ни в коем случае не буду его покрывать. За такое нужно наказывать по всей строгости спортивного закона. Вплоть до дисквалификации национальной федерации. Именно федерация в ответе за тренеров, которые наставляют своих учеников. Если те относятся к подобным вещам спокойно, то не стоит потом удивляться различным запрещенным препаратам в организме спортсменов. Федерации нужно обязательно проводить семинары, тренерам – затрагивать эту тему в интервью. Допинг – это те же наркотики. Подобные препараты запрещены не случайно – они сокращают жизненные ресурсы. Неважно, какое место ты займешь, – главное, что ты честно боролся.

По словам Сальникова, у антидопинговой программы нашей федерации плавания будет три составляющих. Первая – совместные с РУСАДА лекции и беседы. Вторая – заказ проб всех спортсменов, входящих в число кандидатов в национальную сборную (а таких у нас около 300). И третья – помощь антидопинговым органам в выявлении косвенных признаков приема допинга спортсменами.

– Мы собираемся охватывать все возрастные группы, чтобы держать ситуацию под контролем с самого начала, – сказал глава Всероссийской федерации плавания. – На майском чемпионате России, например, было взято рекордное количество допинг-проб. Таким образом, мы забрасываем сети как можно дальше, чтобы поймать даже мелкую рыбу. Только постоянный мониторинг спортсменов позволит приблизиться к пониманию того, что же все-таки у нас происходит. Мы бросили на это все ресурсы.