ЧЕМПИОНАТ МИРА ПО ВОДНЫМ ВИДАМ СПОРТА
После победы российских синхронисток в технической программе группового турнира на чемпионате мира по водным видам спорта на вопросы "СЭ" ответила главный тренер сборной России Татьяна Покровская.
Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ
из Барселоны
Первые слова главного тренера российской сборной прозвучали несколько обескураживающе.
– Мы же не любим эту программу. Ее так сложно отрабатывать... Потому что на протяжении всей композиции все должно быть абсолютно синхронно. В произвольной программе проще: если случился сбой, его почти всегда можно преподнести, как задумку тренера. Многие страны выходят из положения другим образом: включают в программу довольно много асинхронных элементов или же работают в синхроне не всей группой, а парами. В технической так не сделать. Не хочу сказать, что она сложнее, но свои особенности есть. Во-первых, легко сравнивать качество элементов – у всех групп они едины. Во-вторых, все судьи прекрасно осведомлены, как именно должен выполняться тот или иной элемент.
К тому же мы исторически привыкли идти по трудному пути. Какие-то элементы мы делаем медленнее, чем другие, выходы – резче. Но в целом техническая программа противная и нудная. Так, уверяю вас, считают тренеры всего мира. Не знаю даже, в каком виде спорта к синхронности предъявляются такие требования. Разве что в художественной гимнастике. Но они работают на помосте, а мы в воде, причем головой вниз.
– Выступать в Испании, где зрители так горячо поддерживают свою команду, вам тяжело?
– Это всегда тяжело. Не помню, чтобы где-нибудь так поддерживали нас. Разве что на Универсиаде в Казани. До сих пор болельщики письма пишут.
– Когда было тяжелее – сейчас или в 2003-м?
– Десять лет назад испанки собирались бороться не столько с нами, сколько с китаянками. Очень сильно заранее нагнетали обстановку среди судей, поэтому и сложилось впечатление, что они собираются бороться чуть ли не за победу. Мы до такой степени нагнетать обстановку никогда не умели. Хотя, возможно, этому надо учиться.
– Отсутствие в Барселоне китаянок вас удивило?
– Мы знали, что их не будет.
– А причина?
– Вроде бы в сентябре в Китае будет проводиться спартакиада, в которой страна будет представлена регионами, и все команды должны готовиться к этим соревнованиям именно в регионах. А может быть, у них просто не готова группа, чтобы выступать на чемпионате мира.
– Испанская группа в этом сезоне впервые за много лет работает без Анны Торрес. На ваш профессиональный взгляд видно, что команду готовили другие руки?
– Я этого не увидела. Разве что в дуэте, но это объяснимо: после Олимпийских игр из дуэта ушли спортсменки, которых готовила Анна, пришли другие, с несколько иным стилем. Но именно сейчас четко видно, насколько солидную школу создала за время своей работы Анна.
– Незадолго до чемпионата мира вы сказали, что в последние годы очень сильно прогрессирует команда Украины. А верили, что этой стране позволят подняться на пьедестал?
– Нет. Думала, что третьими будут японки.
– В связи с чем вы приняли решение выступить в Барселоне во всех видах программы? Ведь первоначально не собирались заявлять комбинацию?
– Это получилось просто случайно. Мы решили перед Казанью устроить закрытый просмотр "для своих". И девочки выполнили все неожиданно хорошо, хотя на тренировках все было ужасно. Вот я и задумалась: а почему не показать комбинированную программу? Ну, а после Универсиады нас стали уже все уговаривать. Старшие девочки были против, но тут уж решение принимала я. Вроде пока все складывается удачно. Хотя честно вам скажу: не понимаю, почему так все складывается. Над технической программой корпишь по многу часов в день, и постоянно проявляются какие-то ошибки. А тут встали – и все само получается. Музыка, что ли, так действует?
– В тех выступлениях, что уже состоялись, кому-либо из спортсменок удалось удивить вас по-настоящему?
– Удивила Светлана Ромашина. Она и хотела и не хотела выступать в соло. Очень боялась. И Света Колесниченко, которая всего три года после приезда из Гатчины тренировалась под моим руководством. Не думала, что они так хорошо справятся. Хотя все самое сложное пока впереди.