Михаил Южный ровно год назад на St. Petersburg Open, завершил карьеру. С тех пор он развивал свой проект в Новокузнецкой академии тенниса, путешествовал с семьей и стал тренером 20-летнего канадца Дениса Шаповалова. В интервью «СЭ» он рассказал об этом, а также оценил перспективы молодого поколения российских игроков.
Хорошо понимаю Шаповалова
— Прошел ровно год с тех пор, как вы объявили о завершении карьеры. Жизнь после тенниса оказалась именно такой, как вы себе представляли?
— Год как-то очень быстро пролетел. Жизнь, да, стала именно такой, какой я ожидал. Мне есть, чем заниматься. Я постоянно в движении, много общения с разными людьми. Я стал чаще видеться с друзьями, с которыми хотел общаться. Но это не значит, что я теперь только по друзьям и хожу. В принципе, я доволен тем, как все складывалось.
— Вы стали тренером канадца Дениса Шаповалова. Как сложилось ваше сотрудничество?
— Сложилось неожиданно для меня. В начале августа мама Дениса позвонила Борису Львовичу (Собкину, бывшему тренеру Южного. — Прим. «СЭ»), спросила у него, чем я занимаюсь и уточнила, не мог бы я прилететь к Денису на турниры в Цинциннати, Уинстон-Салем и US Open, попробовать. В Цинциннати я не успевал — были планы, связанные с теннисной школой в Новокузнецке. А потом смог освободить время, мы провели вместе Уинстон-Салем и Открытый чемпионат США, потом еще немного потренировались. Я не могу поехать с ним в Азию, потому что у меня все занято до середины октября, хотя мы обсуждали и вариант с «Кубком Лэйвера», и с поездкой на азиатскую серию турниров. Сейчас мы прикидываем календарь, и в дальнейшем сотрудничество, думаю, продолжится. Мы найдем пути и решения.
— В прошлом году в Санкт-Петербурге вы выделяли Шаповалова среди всех игроков молодого поколения, а он называл вас в качестве примера для подражания. Совпадаете во взглядах на теннис?
— Мы пока только притираемся друг к другу. Я могу сказать, что у нас похожая игра. Хотя во взаимодействии тренера с учеником совершенно неважно, какой у кого стиль. Тут много других вещей. Я в общении довольно хорошо понимаю его какие-то волнения и, в принципе, понимаю его игру.
— Нравится быть тренером профессионала?
— Да, мне нравится, и это одно из направлений.
— Когда вы завершали карьеру, говорили, что очень устали от переездов и хотите побыть дома. А по факту все равно много ездите.
— Да, переездов очень много, но они чуть-чуть другие стали. Если не брать профессиональный тур и работу с Денисом, а то, что было до этого, я четко мог спланировать дату приезда и отъезда и точно знал, что никаких форс-мажоров не будет. Да, и на полтора-два месяца, как раньше чтобы играть, я не уезжал.
Медведев, Хачанов и Рублев как Джокович, Надаль и Федерер
— Как вы оцените выступление Даниила Медведева на US Open и его прогресс в этом сезоне?
— Его результаты сами за себя говорят. Пятая неделя — пятый финал подряд. Он набрал сумасшедший ход и уже реально начал составлять конкуренцию большой тройке — Новаку Джоковичу, Рафаэлю Надалю и Роджеру Федереру. Наверное, единственный из молодого поколения, кто так близко к ним приблизился. Был еще Саша Зверев, который выигрывал «Мастерсы» и итоговый турнир, побеждал этих ребят. Да, он не был в финале турнира «Большого шлема», но поднимался на третье место в мире. А в этом году у него небольшой спад. А вот если смотреть на сегодняшнего Даниила, мне кажется, он наверху надолго. Хотя никто не застрахован от спадов. Да, сегодня он там, но что будет через полгода, никто не знает. Но та серия, которую он выдал, говорит о том, что у него хороший запас прочности.
— Что вы скажете о других ребятах — Карене Хачанове и Андрее Рублеве. Чего им, может быть, не хватает?
— Так сложно сказать. Надо быть ближе к ребятам, чтобы понимать это. У Карена этот год неровный, я бы так сказал. Он очень хорошо отыграл концовку прошлого сезона, но плохо начал этот. И смена ракетки тоже оттянула внимание на себя, а потом вроде бы набрал ход, играл неплохо. Сейчас, знаю, у него родился ребенок. Это добавляет положительных эмоций, но и отнимает внимание, хотим мы этого или нет. Ему нужно будет привыкнуть к этому, и на это тоже требуется время.
У Андрея Рублева, мне кажется, хорошо складывается год, и он еще не закончен. С таким уровнем игры, как у него сейчас, он еще может показать высокие результаты и преподнести сюрпризы. Единственное, в случае с Андреем очень важен вопрос здоровья. Все-таки травмы, которые уже были у него в его возрасте, глобальны. Если же он нашел для себя правильный подход и избежит этого всего, в ближайшее время эти ребята так и будут все вместе идти наверх.
— Они друг другу помогают?
— Сто процентов. Они друг друга тянут наверх. И будут делать так еще долгое время. Как Надаль, Джокович и Федерер заставляют друг друга показывать максимум, так и наши ребята тянут друг друга все выше и выше. Если посмотреть на их результаты, там все взаимосвязано. Андрей Рублев был первым, кто вошел в восьмерку на «Большом шлеме» (US Open-2017. — Прим. «СЭ»), Карен — первым, кто выиграл «Мастерс», Даня — первым, кто вошел в пятерку и сыграл финал на «Большом шлеме». Что будет дальше, с той игрой, которую они показывают, сказать тяжело.
Мы же привыкаем к хорошим результатам. Для нас «хорошо» — это уже финал мэйджора, победа там и так далее. Если сравнивать с недавними результатами, происходящее сейчас — уже хорошо. Но хочется большего.
— До того, как Даниил вышел в финал US Open, ваш результат там долгое время был лучшим среди россиян на «Больших шлемах». Задумывались ли вы о том, Медведев превзошел ваше достижение?
— У меня была карьера, хорошая, я считаю. Что было, то было. Зачем сейчас за что-то цепляться? Разные эпохи, разные игроки. У каждого свой путь. Дай бог, чтобы наши ребята добивались как можно большего. Это хорошо для них, для нас и для развития тенниса в стране. Чем лучше будут их результаты, тем больше, надеюсь, будет популярность тенниса в России.