Шамиль Тарпищев: "Шарапова еще сыграет за сборную"

Telegram Дзен

СВОЯ КОЛОНКА

Четвертьфинал Кубка федерации против сборной Франции, который прошел неделю назад, получился очень непростым. Впрочем, серьезных проблем, возникших по ходу дела, можно было бы избежать - если бы Светлана Кузнецова в первом матче против Ализе Корне взяла очко, на которое мы так рассчитывали. Завершись суббота со счетом 1:1 - и в воскресенье сумасшедшей нервотрепки, конечно, не возникло бы.

Однако Света в субботу не справилась с психологическим давлением. Дело дошло до того, что при счете 2:1 во второй партии она встала со стула и пошла подавать, забыв взять ракетку. А после игры была настолько раздосадована поражением, что разрыдалась в раздевалке. Но именно поэтому перед сном - а в ночь с субботы на воскресенье мне удалось поспать лишь четыре часа - я был стопроцентно убежден: Виржини Раззано во второй день Кузнецова обязательно обыграет. Ведь очень часто бывает так: перегорев и выплеснув на корте ненужные эмоции, спортсмен уже практически не реагирует на стрессовую ситуацию, что в положительную сторону отражается на его игре. Это и произошло с Кузнецовой. Правда, перед ее матчем с Раззано в воскресенье Анастасия Павлюченкова еще должна была обыграть Корне, но в Насте я тоже был уверен, и, к счастью, она не подвела.

Вот по поводу исхода решающей парной комбинации сомнения, безусловно, присутствовали. Честно говоря, был даже момент, когда мне показалось, что пару мы не вытянем. Во-первых, трудно было оценить возможности француженок. Во-вторых, Кузнецова с Павлюченковой вместе раньше никогда не играли.

Перед матчем я советовался с тренером сборной Ларисой Савченко: кого из девочек в какой квадрат ставить. И она, не долго думая, сказала: пусть Света играет слева, а Настя - справа. Это решение оказалось верным. Причем в первой партии вполне можно было не доводить дело до тай-брейка, но при счете 5:4 на подаче Кузнецовой нам не удалось грамотно разыграть несколько очков. Зато тай-брейк сложился удачно, а потом Света с Настей психологически раскрепостились, и во втором сете все пошло как по маслу.

Теперь о Марии Шараповой. Стала ли для меня неожиданностью ее слабая игра в субботней встрече с Раззано? По большому счету - нет, поскольку еще до начала матча я имел статистические выкладки ее технико-тактических действий на Открытом чемпионате Австралии. Но если бы в первый день я вместо Шараповой поставил Павлюченкову, Настя за два дня три встречи не вытянула бы.

Что же касается чисто теннисных проблем Марии, то о них, повторяю, было известно заранее. Дело в том, что, залечив травму плеча, она несколько изменила движение подачи, а сейчас к тому же еще и потеряла ее ритм. Поскольку вживую я вижу игру Шараповой очень редко, какие-то конкретные советы мне давать трудно. Но очевидно, что сейчас при подаче у нее довольно медленное начало движения и рваный конец.

Подчеркиваю, это исключительно техническая проблема, а не психологическая. Шарапова ведь не крутит и не режет мяч, а только бьет по нему с максимально возможной силой. Но если раньше она стабильно выполняла первую подачу, достигая в розыгрыше позиционного преимущества, то сейчас этого не происходит, и инициативу перехватывают ее соперницы.

Конечно, в Москву Мария приехала довольно поздно и начала тренироваться всего за три дня до матча. Однако когда стало ясно, что судьба матча решится лишь в воскресенье вечером, осталась с командой до конца, поменяв авиабилет. Уверен, что, несмотря на московскую неудачу, Шарапова еще сыграет за Россию. Но тут нельзя не вернуться к теме места, которое занимают матчи Кубка федерации в теннисном календаре.

В анкете, которую недавно раздавали всем игрокам и капитанам сборных Кубка федерации, я написал, что подготовка к поединкам этого турнира должна начинаться не раньше чем через неделю после окончания чемпионатов "Большого шлема". Поскольку даже в случае относительно раннего поражения - скажем, в четвертьфинале - игрок возвращается оттуда с выхолощенной нервной системой, и ее невозможно тут же снова мобилизовать. Наравне с акклиматизацией это - еще один существенный фактор, который нельзя не учитывать при формировании расписания турниров. Поэтому надеюсь, что через несколько лет женский теннисный календарь претерпит изменения.

Шамиль ТАРПИЩЕВ - член МОК, президент Федерации тенниса России, капитан сборных страны в Кубке Дэвиса и Кубке федерации