Шамиль Тарпищев: "Не могу постоянно просить ребят играть за "спасибо"

Telegram Дзен

Сборная России проиграла в Тель-Авиве четвертьфинальный матч против сборной Израиля и вылетела из розыгрыша Кубка Дэвиса. Причем все стало ясно еще в субботу, когда после парной встречи счет стал 3:0 в пользу хозяев. Что же произошло? Капитан нашей команды Шамиль Тарпищев назвал корреспонденту "СЭ" причины неожиданного поражения и объяснил, почему россиянам будет все труднее побеждать в Кубке Дэвиса и Кубке федерации.

Теперь на счету Тарпищева 72 поединка в качестве капитана сборной Кубка Дэвиса (вместе с Кубком федерации у него и вовсе 113 капитанских матчей): по этому показателю он сравнялся с рекордсменом розыгрыша Серебряной салатницы австралийцем Нилом Фрэзером. Но это тот случай, когда достижение не радует, потому что нынешний сезон получился неудачным как для мужской, так и для женской сборных России. Впервые с 2000 года ни в Кубке Дэвиса, ни в Кубке федерации нашим командам не удалось выйти в финал.

- Здесь, в Тель-Авиве, в отсутствие Николая Давыденко и Дмитрия Турсунова мы все равно могли реально рассчитывать на победу со счетом 3-2, - начал Тарпищев. - Даже при неудаче в паре. Но Игорь Андреев в первый день отдал очко, которое по идее должно было стать нашим.

- Для вас это поражение Андреева остается непонятным?

- Наоборот, мне понятно, почему Игорь проиграл. Существует известное правило: для того чтобы победить, ты должен выйти на корт и играть в свой любимый теннис, а если он не приносит успеха, менять тактику и пробовать играть в любой другой. Вот только у Андреева этого самого "любого другого" тенниса нет. И когда после каскада ошибок в игре с Харелом Леви его нервная система дала сбой, что-то изменить Игорю было очень трудно. Точно такая же проблема, кстати, существует у Елены Дементьевой и некоторых других наших игроков. Отсюда вывод: надо расширять свой технико-тактический арсенал.

- На пресс-конференции в пятницу вы заметили, что для вас неприятным сюрпризом стала невысокая функциональная готовность команды. Что конкретно имели в виду?

- В этом отношении наиболее показательной была игра Михаила Южного с Дуди Села. В первой партии Миша действовал очень грамотно и умно, он переиграл соперника, словно в шахматы. Но потом интенсивность нагрузок возросла, и Южный начал сдавать. Для того чтобы прийти в себя, ему потребовалось целых два сета, и лишь в четвертой партии снова завязалась борьба.

В подобных ситуациях следует делать акцент на геймы, играющиеся на своей подаче, а на чужой выкладываться только в том случае, если получаешь шанс на брейк. Миша же в одном из эпизодов погнался за "свечкой", которую кинул ему Села, сбил дыхание и после этого сразу же потерял свою подачу. Не исключено, что Южному не пошла на пользу двухнедельная пауза, возникшая между его неожиданным поражением в первом круге Уимблдона и этим матчем. Марат Сафин, кстати, в парной встрече тоже действовал то с блеском, то с треском. И это также является показателем недостаточной функциональной готовности.

- Иными словами, корни поражений Южного и нашей пары - одни и те же?

- В паре сказалось и более высокое мастерство соперников в игре с лета. Пока израильтяне были свежими и хорошо подавали, Сафину и Куницыну было непросто адаптироваться. Хотя зацепи они первый же гейм в матче на подаче Джонатана Эрлиха, и, не исключено, поединок пошел бы по другому сценарию.

- Перед апрельским полуфиналом нашей женской сборной против итальянок и нынешним поединком с израильтянами возникла одна и та же ситуация. Один из игроков, на которого делается ставка - в данном случае Турсунов, получает травму, его вроде бы можно заменить на Давыденко, которого вы заранее отпустили, но этого сделать не удается, поскольку Николай отвечает отказом. Не хочется искать крайнего, тем более там, где его, возможно, и нет. Но согласитесь: в хорошей компании приятели и партнеры входят в положение друг друга и стараются помочь в трудную минуту. Есть ли доля истины в таких рассуждениях?

- Она была бы, если бы не одно принципиальное обстоятельство. Из года в год государство демонстрирует, что победы российских теннисистов и наш патриотизм ему не нужны. Как результат - у игроков пропадает интерес к матчам Кубка Дэвиса и Кубка федерации, а приоритетным становится календарь личных выступлений. Не скрою, я подумываю о том, чтобы выставлять на этих турнирах молодежные составы. Надоело решать все проблемы за счет федерации.

- Что вы имеете в виду?

- С точки зрения личных выступлений Кубок Дэвиса и Кубок федерации являются выбивающими соревнованиями. Чтобы полностью после них прийти в себя, игрокам зачастую требуется две-три недели. И получается, что такой теннисист, как Давыденко, выступая за команду, теряет в неделю минимум полсотни тысяч долларов своей зарплаты. Но почему, собственно, за участие в Кубке Дэвиса он должен расплачиваться своими собственными деньгами?

Только не надо говорить про отсутствие у ребят патриотизма: после того как ими одержано столько побед, утверждать так просто стыдно. Критикам задам встречный вопрос: многие ли из вас, представителей других профессий, готовы на такие же подвиги, жертвуя собственной зарплатой? У того же Дуди Села с израильской федерацией заключен контракт, по которому за участие в Кубке Дэвиса он получает 70 тысяч долларов за сезон. А ведь Села по заслугам уступает всем без исключения игрокам нашей команды!

У теннисистов вполне обоснованно возникает обида. По результатам наш вид спорта №1 в России, а государство, кроме футбола и хоккея, ничего не интересует. Ребята не слепые, они читают газеты и в курсе тех сумм, которые фигурируют в этих видах спорта. В том числе и за игры, проведенные сборными страны.

- О каких конкретно деньгах идет речь?

- В зависимости от результатов на все сборные России по теннису нужно от 6 до 10 миллионов долларов в год. Сюда включены затраты как на подготовку, так и на компенсации ведущим игрокам, которые из-за участия в командных соревнованиях теряют в зарплате. Плюс организация своей контрактной системы. Потому что контракты с перспективной молодежью должны принадлежать федерации, а не западным фирмам, у которых всегда существуют свои собственные интересы. Однако в бюджете нашего спортивного министерства данной расходной статьи нет. Раз так, то эту проблему можно решить только с помощью привлечения спонсора для федерации.

- Согласны с тем, что с уходом Марата Сафина нашей команде в обозримом будущем очень непросто будет выиграть Кубок Дэвиса?

- Если бы государство проявляло внимание к теннису, мы имели бы реальный шанс завоевать Серебряную салатницу в нынешнем году. Более того, пока выступают Давыденко, Андреев, Турсунов и Южный, мы при определенном стечении обстоятельств вполне можем выигрывать этот турнир и дальше. Все-таки дома тот же Давыденко способен побеждать кого угодно, а Андреев - сильный специалист по грунту. На самом деле команда у нас неплохая, вот только собрать ее будет сложно, поскольку ребята понимают, что по большому счету они стране не нужны.

- Экономический кризис обострил эту ситуацию?

- Конечно. Если раньше мы сами как-то могли искать спонсоров, то сейчас это делать крайне сложно. Постоянно просить ребят играть за просто так я не могу. А кризис может продлиться еще два-три года.

- Из молодежи кого-то будете к сборной подтягивать? Например, 18-летнего Андрея Кузнецова, который недавно выиграл юниорский Уимблдон?

- Да. Я с ним дважды разговаривал. Но у Кузнецова тоже есть финансовые проблемы, которые придется как-то решать. Ведь на качественную подготовку нужны деньги. По идее нам надо организовать и вести группу из 8 - 10 молодых игроков. Чтобы заниматься с такой группой профессионально, необходимо около двух миллионов долларов в год. Тогда появится резерв, который заиграет. Вот только кому, кроме нас, все это нужно?

- Кто помимо 18-летнего Кузнецова мог бы войти в такую группу?

- Михаил Бирюков, Станислав Вовк, Евгений Донской.

- А если ваши призывы о помощи не будут услышаны?

- Тогда эти ребята начнут заключать контракты с западными фирмами. И работать уже не по нашей методике, которую я считаю лучшей для данного возраста. К тому же менталитет у нового поколения другой, и если они уедут тренироваться на Запад, вернуть их оттуда будет гораздо сложнее, чем раньше, когда я из Германии возвращал Давыденко, из Америки - Турсунова, из Испании - Сафина и Андреева.

- Последний вопрос не связан с Кубком Дэвиса. После неудачного выступления Динары Сафиной в прошлогоднем четвертьфинале в Израиле она за сборную больше не играла. Есть ли у нас шанс увидеть нынешнюю первую ракетку мира в розыгрыше Кубка федерации в обозримом будущем?

- Все опять-таки упирается в деньги. Сафина находится примерно в той же ситуации, что и Давыденко. Но только борется не за место в десятке, а за лидерство в рейтинге. При этом ее тренер - хорват Зелько Краян - против выступлений Динары за сборную - точно так же, как против этого в свое время был тренер Марии Шараповой американец Майкл Джойс. Просто Шарапова тогда сама заняла принципиальную позицию. И ничего, кроме "спасибо", в ответ не получила.

Тель-Авив