7 марта исполняется 49 лет экс-первой ракетке мира по теннису, 8-кратному победителю турниров серии "Большого шлема" Ивану Лендлу.
Есть на Roland Garros два шуточных приза. Сладкий "Апельсин" вручается наиболее коммуникабельному теннисисту - тому, кто во время самого престижного грунтового турнира года был в общении с прессой и просто приятен, и приятен во всех отношениях: мил, приветлив, весел и находчив. Кислый "Лимон" предназначается главному буке, ни в малейшей степени не пожелавшему облегчить жизнь пишущей, снимающей и рассказывающей братии. "Лимон" неразговорчив, угрюм и скучен - по крайней мере, для журналистов. Однажды эту "награду" получил и Иван Лендл - обладатель множества рекордов, человек, выведший тенниса на новый уровень профессионализма.
Удивляться тут стоит не тому, что Лендлу вручили "Лимон", а тому, что это произошло всего один раз. Видимо, французы, нередко расходящиеся во мнениях с остальным миром, все-таки сумели полюбить неулыбчивого Ивана Грозного. А вот в других странах, особенно в США, отношения сурового чеха с прессой не складывались категорически. На фоне швыряющегося ракетками и матерящегося на судей Джона Макинроя, лишь немногим уступающего ему в темпераменте Джимми Коннорса, длинноволосого шведского героя Бьорна Борга и летающих у сетки Бориса Беккера и Стефана Эдберга лишенный внешнего блеска, нацеленный только на достижение результата Лендл оказывался в заведомо проигрышной ситуации. Усугублялось это и языковым барьером - перебравшись из Чехословакии за океан, уроженец Остравы говорил по-английски однообразными короткими фразами.
В итоге СМИ вылепили из Лендла образ "коммунистического робота", этакого Ивана Драго из фильма "Рокки-4". Однако в отличие от вымышленного советского боксера живший в настоящем мире Лендл не был кумиром и на родине, не простившей ему разногласия с режимом и побег в США. На все претензии приходилось отвечать на корте - и уж это ему удавалось с блеском.
Уже во второй свой профессиональный сезон, в 1980-м, сын весьма известных в Чехословакии теннисистов выиграл 7 турниров. И - пошло поехало. К завершению карьеры на счету Лендла значилось 94 одиночных титула, больше в Открытую эру завоевал только Коннорс. В феврале 1983 года Иван впервые возглавил мировой рейтинг, а всерьез и надолго закрепил за собой первую строчку в 1985-м. Всего же на вершине Лендл пребывал 271 неделю - этот рекорд позже сумел побить только Пит Сампрас.
В 1981-м в Париже Лендл впервые вышел в финал турнира "Большого шлема", а после этого добирался до решающего матча хотя бы одного из четырех главных соревнований года в течение 11 сезонов подряд. Финалов за это время набралось 19 - этот рекорд не побит до сих пор. До поры до времени финалы никак не завершались победами, но в 1984 году, все на том же Roland Garros, Лендл наконец-то сумел победить и в последнем матче - Джона Макинроя.
Вряд ли можно было найти двух более непохожих игроков. Скандалист и мистер непроницаемость. Художник, в перерывах между турнирами отправлявшийся в бар со своими богемными приятелями, и трудяга, превыше всего ставивший каторжную работу на тренировках. Левша и правша. Любитель стремительных выходов к сетке и приверженец крученых ударов с задней линии. В общем, Макинрой и Лендл.
Нравится это кому или нет, но, согласитесь, спортивная философия чеха больше подходит для стабильного пребывания на вершине. И если безумный Мак, по мнению многих, свой фантастический талант так до конца и не реализовал, то Иван Грозный выжал из своей карьеры максимум возможного. Вслед за Roland Garros Лендл победил и на US Open - в 1985-м, опять обыграв в финале Макинроя. Затем - еще по два триумфа в Париже, Нью-Йорке и Мельбурне. Плюс пять побед на итоговом турнире года. Плюс более 80 процентов выигранных матчей. Плюс четыре титула лучшего игрока по итогам года. Минус Уимблдон.
Да, стать лучшим в самом престижном из всех теннисных турниров Лендлу так и не удалось. Он отчаянно старался приспособить свою игру к неудобным травяным кортам, неделями работал над подачей и выходами к сетке, но дальше финалов пройти на Уимблдоне так и не сумел. В шаге от титула Лендл был дважды - в 1986-м, когда проиграл в финале любимчику Уимблдона Борису Беккеру, и в 1987-м, когда на него как черт из табакерки выскочил Пэт Кэш, ни до, ни после этого ничего серьезного не выигрывавший…
К началу 90-х карьера Ивана Грозного пошла под гору, и в 1994-м в связи с травмой спины он объявил о своем уходе из спорта. Ветеранские турниры его не слишком привлекали, да и организаторы не горели желанием приглашать Лендла, не привыкшего играть на публику, а не на победу. Новым увлечением железного чеха стал гольф. Он и сам добился неплохих для своего возраста результатов, и кропотливо выстраивает карьеру трех из пяти (!) своих дочерей: все они весьма успешно выступают на юниорском уровне. Оставшиеся две дочки, кстати, занимаются конным спортом. Похоже, в воспитании детей Лендл столь же последователен и серьезен, как и в свое время на корте. Но, говорят, с ними он улыбается.