Вера Звонарева: "Почему все думают, что я плачу, когда накрываюсь полотенцем?!"

Telegram Дзен

КУБОК КРЕМЛЯ

Интервью "СЭ" дала прошлогодняя финалистка турнира - единственная россиянка из первой десятки мирового рейтинга, которая примет участие в стартующем завтра в "Олимпийском" юбилейном 20-м "Кубке Кремля".

Сейчас Звонарева занимает в рейтинге седьмое место - высшее в своей карьере. Однако по набранным в этом году очкам Вера пока лишь девятая и на итоговом турнире в Дохе может рассчитывать только на место первой запасной. Шанс войти в заветную восьмерку появится у нее лишь в случае удачного выступления на "Кубке Кремля".

- Вы хорошо начали этот сезон, однако полученная травма помешала продолжить в том же духе. Сколько времени вам понадобилось, чтобы восстановиться?

- Считаю, что не восстановилась до сих пор. Травма оказалась серьезнее, чем я ожидала. Конечно, я делаю все возможное, чтобы ускорить процесс: постоянно занимаюсь ногой, совершаю необходимые процедуры. И не перестаю задаваться вопросом: а не рано ли я вернулась на корт? На Уимблдоне, например, была в таком состоянии, что после второго матча вообще ходить не могла. Пришлось сняться. Затем играла в Стамбуле и все думала, что опять рановато. С другой стороны, готовясь и выступая в турнирах, я помогаю себе быстрее восстановиться. Если просто лечиться да лечиться, то можно никогда и не вылечиться. Жду не дождусь, когда закончится сезон и я смогу до конца вылечить ногу. Но повторю: лечиться и играть психологически легче, чем сидеть несколько месяцев дома.

- Где вы лечитесь?

- Больше всех мне помогает Владимир Богданов. Но и в Туре у нас есть врачи, которые со мной работают. Ежедневно по два часа провожу у них в кабинетах.

- Не устали?

- Не то слово. Все проходит настолько медленно, что не видно резких улучшений. Но понимаю: если не проведу процедуры, то на следующий день будет еще хуже. Раз уж хочу играть, мне обязательно нужно ходить по врачам.

- В прошлом году вы очень сильно провели концовку сезона, играли в финале в Дохе. Как оцениваете свое выступление под занавес этого сезона?

- Я даже не пытаюсь давать ему оценку. Рада, что после такой травмы вообще могу играть. После Уимблдона думала, что сезон для меня закончен. Но получилось иначе. Были победы в отдельных матчах, на US Open даже дошла до четвертьфинала, такого же результата добилась совсем недавно в Пекине. В общем, старясь не вгонять себя в жесткие рамки, делаю все, что могу на данный момент.

- Такое впечатление, что прошлый сезон вы заканчивали более спокойно. А сейчас в вас ощущается какая-то нервозность, порой даже неуверенность. Это так?

- В прошлом году было легче. Сейчас же я постоянно в сомнениях: стоит играть, не стоит... Физическая форма далека от идеала. Если в прошлом году чувствовала, что все в моих руках, то сейчас уверенности ни в чем нет. Выдерживать несколько матчей подряд очень тяжело. Утешаюсь тем, что многие, как и я, борются с какими-то своими травмами.

- Нервозность, слезы на корте мешают или, напротив, дают выход отрицательным эмоциям?

- Все почему-то считают, что когда я в перерывах накрываюсь полотенцем, то обязательно плачу. Но я могу спокойно выигрывать матч 6:0, 6:0 и на каждом переходе также накрываться полотенцем.

- Тогда для чего вы это делаете?

- Мне так легче концентрироваться, думать о том, что делать в следующий момент. Да, бывают какие-то обидные розыгрыши, отчего можно пару раз за матч расстроиться, скорчить гримасу неудовольствия, поругать себя: я такая, сякая... Проявления каких-то эмоций, переживаний, бывают не только у меня. Иногда нужно себя чуть-чуть настроить, даже накричать: "Давай, двигайся!" И это может помочь. Но не все так однозначно. Иногда эмоции заводят, а порой могут выбить из колеи. Матч на матч не приходится. Но с опытом понимаешь, как лучше себя завести.

- Как вы рассматриваете свои шансы на попадание в восьмерку сильнейших?

- Знаете, сейчас все задают этот вопрос. Но на данный момент я стараюсь об этом не думать. Как сложится, так и будет. Если начну создавать сама себе лишнее давление, то просто не выдержу. В прошлом году я была в хорошей физической форме и могла в конце сезона заставить себя работать еще больше. Сейчас понимаю, что сделать это просто не в состоянии. Если после игры буду работать еще и над "физикой", то на другой день нога разболится так, что ни о каком следующем матче речи уже не будет. Поэтому стараюсь сверхзадачи перед собой не ставить, плыву по течению. Попаду в восьмерку - хорошо, не попаду - ничего страшного. Другое дело, что в каждом матче выкладываюсь до конца.

- В любом случае вы едете в Доху - либо играть, либо запасной…

- Еще пока ничего до конца не ясно. Вдруг за оставшееся время кто-то сумеет меня обойти?

- Ну, допустим, вы все же едете в Доху. Как вести себя в случае, если будете запасной? Или попадете в восьмерку? Что подсказывает вам опыт?

- Если попаду в восьмерку - отлично! Хотя будет очень тяжело играть с лучшими теннисистками планеты, когда я далеко не в идеальной форме. Но в любом случае это опыт, и не важно, как там сыграешь. А если окажусь запасной, ничего страшного. Буду в Дохе продолжать лечение, а может, еще и сыграть удастся. Если же выйти на корт не придется, просто посмотрю хорошие матчи, и сезон для меня закончится раньше обычного. Это тоже неплохо - останется больше времени вылечить ногу.

- "Кубок Кремля" заканчивается 25 октября, а турнир в Дохе начинается 27-го. Хватит времени, чтобы восстановиться?

- Если попаду в восьмерку, то буду так счастлива, что мне уже все будет без разницы.

- В этом году после рождения ребенка в большой теннис триумфально вернулась Ким Клийстерс. Не станет ли ее победа на US Open примером для других теннисисток?

- Такие примеры у нас уже есть: Сибилле Баммер, Линдсэй Дэвенпорт также вернулись после рождения детей. Кстати, Баммер вообще заиграла лучше, чем до родов! Может быть, глядя на них, девчонки поверят, что можно создавать семью и продолжать карьеру.

- Заявила о своем возвращении и Жюстин Энен. Чего от нее можно ждать?

- Жюстин очень талантлива, работоспособна. Считаю, что она может вернуть себе былые позиции.

- А Мария Шарапова? Ей по силам снова бороться за первое место в рейтинге, за победу на турнирах "Большого шлема"?

- А почему нет? Только что она выиграла один из крупных турниров в Токио. Еще летом, до начала сезона на харде, она играла то блеск, то треск. А сейчас набирает форму, приобретает стабильность. На мой взгляд, женский теннис нынче непредсказуем, все сильны физически, все работают. Многие могут как выиграть, так и проиграть любой матч.

- Как известно, вы от имени ЮНЕСКО продвигаете гендерное равенство. Что нового было в вашей работе в последнее время?

- Недавно в Ханты-Мансийске прошел конгресс "Образование для устойчивого развития", где одной из тем была политика гендерного равенства. Я летала туда, выступила с речью. Пока моя задача - помогать молодым теннисисткам быть более уверенными в себе. Ведь теннис - публичный и достаточно популярный вид спорта. Кстати, многие путают гендерное равенство с феминизмом. Это вовсе не одно и то же. Политика гендерного равенства в ЮНЕСКО - это равенство возможностей выбирать профессию, заниматься любимым делом.

- Как продвигается ваша учеба в Дипломатической академии?

- Хвосты висят. Приходится нелегко, поскольку мало времени остается для посещения лекций. Но держусь как могу. Уже на третьем курсе - осталось пару предметов с летней сессии сдать и можно писать диплом. У меня специализация "международные экономические отношения".

- Шамиль Тарпищев вскоре будет разговаривать со всеми потенциальными кандидатами в сборную России по поводу их участия в Кубке федерации. Вы настроены сыграть за команду?

- Пока рано это обсуждать. Сначала нужно послушать, что скажет Шамиль Анвярович, что и где планируется. На данный момент об этом даже не думала.