AUSTRALIAN OPEN
Сегодня на кортах Melbourne Park стартует первый в сезоне турнир "Большого шлема". В его одиночных сетках - 6 россиян и 18 россиянок.
Евгений ФЕДЯКОВ
из Мельбурна
Это лето в Австралии оказалось тяжелым. Сельхозугодья и прибрежные курорты штата Квинсленд из-за наводнений скрылись под толщей мутной жидкости, да и на севере знаменитого своими виноградниками штата Виктория, чьим административным центром является Мельбурн, вчера вроде бы готовилась эвакуация. Но в самом Мельбурне никакими наводнениями пока не пахнет. А пахнет тут акациями и эвкалиптами, которые в изобилии можно встретить на городских аллеях.
Чертовски приятно, доложу я вам, зная, что дома в Москве "минус 12", намазать обязательным в южных широтах солнцезащитным кремом свой нос, нацепить на него темные очки, выйти из отеля и глубоко вдохнуть пока еще в меру теплый и влажный утренний австралийский воздух. А потом, миновав расположенное рядом с моим отелем здание городских публичных бань, построенное еще в эпоху правления королевы Виктории, а также еще несколько достопримечательностей, впервые в жизни за 40 минут пройти через центр города к известному любому поклоннику Шараповой или Федерера месту под названием Melbourne Park. Туда, где с 1988 года территориально дислоцируется самый близкий к Антарктиде турнир "Большого шлема".
То, что атмосфера тут несколько отличается от чопорного Уимблдона с его несколькими видами журналистских аккредитаций, я прочувствовал уже на входе в зону, где располагаются раздевалки, фитнесс-центр и другие помещения для игроков, турнирные офисы и пресс-центр. Веселый секьюрити по неизвестной мне причине позарился на мою, казалось бы, ничем не примечательную бейсболку с логотипом одной автомобильной марки. Ладно бы еще "Жигулей", экзотических в здешних краях, - это можно было бы понять. Но зачем австралийскому охраннику эмблема известной на весь мир немецкой фирмы, чья продукция в изобилии бороздит просторы Зеленого континента, я так и не додумался. В итоге кепку, с которой уже успела сродниться моя голова, ваш корреспондент отстоял, пообещав через год новому знакомому аналогичный головной убор с надписью "Спорт-экспресс". Этот ничем не примечательный эпизод я привожу только потому, что на уже упоминавшемся Уимблдоне подобное просто невозможно. Охранники там - люди серьезные и со строгим выражением лица, не мелочась, на входе попросят у тебя не кепку, а сумку, рюкзак или прочую ручную кладь, чтобы досконально просмотреть ее содержимое. В Мельбурне же журналисты освобождены от личного досмотра. Вот что на практике означает подлинная свобода прессы!
Еще одно свидетельство демократии в Melbourne Park - обилие бюстов знаменитых австралийских теннисистов. Вокруг сквера неподалеку от главного входа на территорию теннисного центра их установлено более трех десятков! С Roland Garros с его площадью теннисных мушкетеров или, опять-таки, Уимблдоном с его памятником Фреду Перри, конечно, не сравнить. Австралийцы очень гордятся историей своих побед, поскольку похвастаться им сегодня по большому счету особенно нечем. Действующему экс-первому номеру рейтинга АТР, а также примерному отцу немаленького семейства Ллейтону Хьюитту и в двадцатку-то сейчас попасть весьма проблематично. А великая пара в составе Марка Вудфорда и Тодда Вудбриджа, которую соотечественники уже успели изваять в бронзе, переключилась на ветеранские турниры.
Ну а теперь немного о том, чем пахнет не на улицах Мельбурна и не в подтрибунных помещениях Melbourne Park, а на его кортах. Для подавляющего большинства обитателей планеты Земля, расположившихся на иных материках, Австралия по-прежнему представляет собой нечто загадочное и неизведанное. А для тех, кто интересуется теннисом, она загадочна вдвойне. Ведь в начале нового сезона ты не то чтобы совсем не знаешь, чего ожидать (по крайней мере в первой двадцатке в общих чертах соотношение сил, разумеется, известно), - просто каждый раз неизбежно задаешь себе вопросы, на которые хочется побыстрее получить ответы. Вот и нынешний Australian Open - не исключение.
Сумеет ли Роджер Федерер, который предыдущий сезон завершил победой на итоговом турнире в Лондоне, а в нынешнем уже успел отличиться в Дохе, отстоять свое чемпионское звание и выиграть 17-й титул на турнирах "Большого шлема"? Или Рафаэль Надаль, несмотря на простуду, помешавшую ему две недели назад в Катаре избежать разгрома в полуфинале против Николая Давыденко, станет первым с 1969 года игроком, выигравшим четыре главных теннисных турнира подряд? (В данном случае - начиная с Roland Garros.) А может, в их спор вмешается кто-то еще - к примеру, окрыленный сербским триумфом в Кубке Дэвиса Новак Джокович, который, кстати, как и два главных теннисных туза, тоже побеждал в Мельбурне - в 2008 году?
Справедливо ли утверждение, что в пятницу жребий был достаточно благосклонен к Михаилу Южному, нашему единственному представителю в верхней половине сетки, у которого в первом круге в соперниках оказался турок Марсель Ильхан, да и дальше, как минимум до четвертьфинала, непреодолимых барьеров не намечается? Закономерен ли недавний успех Николая Давыденко, дошедшего до финала в Дохе? И сумеет ли он для начала разобраться с немцем Флорианом Майером, показывающим в последние месяцы очень даже приличные результаты? Зашагают ли Игорь Андреев и Дмитрий Турсунов, для которых прошлый год получился смазанным из-за травм, туда, где были еще сравнительно недавно - в первую тридцатку мирового рейтинга? И сумеет ли продолжить свое движение наверх группа наших прогрессирующих коллег из СНГ - Андрей Голубев, Михаил Кукушкин, Илья Марченко, Сергей Стаховский?
А сколько загадок таят в себе представительницы прекрасной половины человечества! Что это за секретные данные насчет спортивной формы Каролин Возняцки, о которых в своем блоге в эти выходные написал американский тренер Брэд Гилберт? Аргентинка Гисела Дулко для первого круга, безусловно, опаснейшая соперница, но неужели 20-летняя королева тенниса, которой в нынешнем сезоне предстоит подтверждать легитимность своего пребывания на троне, позволит сразу же дать повод для пересудов по этому поводу? В конце концов, Вера Звонарева и Ким Клийстерс расположились совсем неподалеку и наверняка с радостью постараются воспользоваться шансом, который им может предоставить златовласка Каролин.
Означает ли расставание Марии Шараповой с ее многолетним тренером Майклом Джойсом (недавно было объявлено, что американец в Австралии с россиянкой работать не будет), что она собирается кардинально поменять свой теннис? Или швед Томас Хогстедт внесет в него лишь косметические изменения? Как отразятся на результате Шараповой в Мельбурне ее четвертьфинальное поражение на первом январском турнире в Окленде, а также отказ от выступления в Сиднее на прошлой неделе? Все ли в порядке с правым плечом чемпионки Australian Open-2008, а также с другими частями ее тела, необходимыми для демонстрации высокого шараповского мастерства?
Сумела ли как следует подготовиться к нынешнему сезону прошлогодняя мельбурнская четвертьфиналистка Надежда Петрова, расставшаяся со своим очередным наставником словаком Владимиром Платеником? И вернет ли себе статус игрока первой десятки Светлана Кузнецова, с недавних пор тренирующаяся под руководством 27-летнего испанца Карлоса Куадрадо, который всего на год старше другого "тренера-вундеркинда" - россиянина Сергея Демехина, успешно работающего с Верой Звонаревой? Заявит ли, наконец, о себе в полный голос наша молодежь - в первую очередь Анастасия Павлюченкова и Алиса Клейбанова? Не вечно же им ходить в "очень перспективных"!
Ну и, наконец, самая актуальная дилемма: кому из двух экс-первых ракеток мира больше не повезло - Ким Клийстерс, попавшей на Динару Сафину, или Динаре Сафиной, попавшей на Ким Клийстерс? (Это, замечу, произошло после того как россиянка, откатившаяся в рейтинге уже на 75-е место, в этом году в Окленде сразу же нарвалась на бельгийку Янину Викмайер, вторую ракетку турнира, а в Хобарте - на лидера "посева" француженку Марион Бартоли и потерпела от них два поражения.)
Нет им числа, вопросам, которые мы задаем в начале нового сезона. Но первые ответы будут получены уже сегодня. И хочется верить, что в большинстве своем они нас порадуют.
...Кстати, о наводнении в Мельбурне, разумеется, не забыли. Ровно в 14.00 на заполненных до отказа Rod Laver Arena началось благотворительное мероприятие с участием ведущих игроков мира, все доходы от которого были перечислены в фонд помощи пострадавшим от стихии. Рафаэль Надаль и Роджер Федерер, в кои-то веки игравшие в паре, с трудом противостояли Ким Клийстерс и австралийской приме Саманте Стосур. А Вера Звонарева в паре с Викторией Азаренко состязались с Новаком Джоковичем и Жюстин Энен. Как и должно быть в подобных случаях, публика получила массу удовольствия. Разумеется, никакого спортивного значения этот веселый турнир не имел, но разве в данном случае это - главное?