Спецкор "СЭ" рассказывает о восьмикратном победителе Roland Garros Рафаэле Надале.
Мечты сбываются. 10 выводов по итогам Roland Garros
Владас ЛАСИЦКА
из Парижа
Обычно так начинается концерт заморской звезды. Зрители, в данном случае журналисты, шумно переговариваясь, рассаживались в зале по своим местам, а виновника торжества все не было. В итоге мест хватило не всем, и кто-то остался стоять в проходах. Однако никто не уходил. Все-таки подобные исторические события - восемь титулов на одном из четырех турниров "Большого шлема" - случаются ой как нечасто. И упускать возможность побеседовать с человеком, добившимся столь значимого достижения, не хотелось.
К своим 27 годам испанец Рафаэль Надаль имеет за плечами немало. Он выиграл 57 турниров (12 из них на "Больших шлемах"), 102 недели возглавлял мировой рейтинг, заработал хроническую травму колена, выпустил автобиографическую книгу "Рафа. Моя история", а также снялся в клипе певицы Шакиры на песню Gipsy. Кто-то мог бы уже спокойно уйти на покой. Но только не Надаль.
- Я люблю спорт, - говорит испанец. - И считаю, что глупо чем-то заниматься, не ставя перед собой никаких задач. Не важно, играю я в теннис или в футбол для своего удовольствия - всегда стараюсь выкладываться полностью. Так и живу.
Досрочно завершив прошлый сезон после сенсационного поражения во втором круге Уимблдона от чеха Лукаша Росола, Рафа подлечил беспокоившее его колено и вернулся на корт лишь в феврале 2013-го. На пути к Roland Garros он одержал 36 побед при всего двух поражениях.
- На своем первом турнире после возвращения в Винья-дель-Мар я не ощущал себя абсолютно комфортно. Поскольку боль в колене все еще ощущалась, - подчеркивает Рафа. - Но я старался просто жить день за днем. Тогда в Чили я абсолютно не думал о серии грунтовых турниров в Монте-Карло, Барселоне, Мадриде и Риме. А приехав в Европу, старался не задумываться об Открытом чемпионате Франции. Мне важно было идти вперед постепенно, а не забегать далеко вперед.
Настоящей проверкой для испанца стал именно Roland Garros. И два стартовых круга в Париже, в которых Надаль неизменно проигрывал первую партию, едва не отправили его болельщиков в глубокую депрессию. Все-таки в соперниках у Рафы в этих встречах были не Федерер с Джоковичем, а середняки - Даниэль Брандс и Мартин Клижан. Раньше с такими ребятами он мог бы разобраться, даже переложив ракетку из рабочей левой руки в правую.
- Я сам по себе позитивный парень, - отмечает испанец. - И всегда стараюсь мыслить именно в этом ключе. Конечно, после проблем с коленом я не мог не волноваться по поводу будущего. Но разного рода сомнения - это часть нашей жизни. Без них - никуда. Поэтому и сомневался - и продолжал работать.
Свой главный матч нынешнего турнира он провел в полуфинале, выдержав 4 часа 37 минут тяжелейшей борьбы с Джоковичем. Причем колено в тот день его совсем не беспокоило. Это стало для испанца едва ли не более приятной новостью, чем восьмой выход в финал Roland Garros. Который через пару дней Надаль преобразовал в свой восьмой титул.
Несколько лет назад английский язык испанца был довольно скуден. И в основном на пресс-конференциях Надаль озвучивал стандартные заученные фразы. А когда не знал, как произносится, то или иное слово по-английски, не стеснялся спросить об этом у своего агента, сидевшего в зале. И затем Рафа повторял это слово вслух, безумно веселив подобным трюком прессу.
Сейчас ситуация кардинально изменилась. И пусть испанец по-прежнему говорит по-английски достаточно неспешно, но словарный запас его вырос до внушительных размеров, и помощь агента уже нет требуется.
Правда, любимая и коронная фраза Надаля: "I’ll try my best, no?" (Я сделаю все, что смогу, разве не так? - Прим. В. Л.) по-прежнему с ним. Учитывая упорство и характер Рафы, повторять ее, видимо, ему придется еще много-много раз.