СВОЯ КОЛОНКА
Шамиль ТАРПИЩЕВ
В октябре во время "Кубка Кремля" состоялась отчетно-выборная конференция Федерации тенниса России. На ней ваш покорный слуга по итогам тайного голосования был переизбран президентом ФТР на очередной срок. Тем самым, надеюсь, делегаты конференции поддержали лозунг, которым я руководствуюсь уже много лет: "Несмотря на все сложности, мы обречены на успех". Смысл его, надеюсь, понятен: какой бы трудной ситуация ни была, выходить из нее следует оптимальным путем. Иначе не выжить.
Однако мы не просто выживаем, но еще и умудряемся побеждать. С 1992 по 2013 год российские игроки завоевали на турнирах "Большого шлема" около 30 титулов в пяти разрядах, а также в общей сложности 6 раз выигрывали Кубок Дэвиса и Кубок федерации. Ни одна другая национальная теннисная федерация не в состоянии была бы добиться подобных успехов, располагая нашими нынешними финансовыми возможностями. И это не пустое бахвальство, а объективная реальность. Поэтому той команде, с которой я работал все это время, хочется выразить особую признательность.
Наши оппоненты часто ссылаются на то, что, мол, те самые игроки, которые своими победами прославляют российский теннис, часто тренируются за границей под руководством иностранцев. Сам по себе этот факт невозможно отрицать, тем не менее замечу: подготовка детей с 6 до 14 лет практически всегда проходит в России, в том числе и в рамках созданного нашими усилиями Российского теннисного тура. Имей мы возможность оставлять у себя спортсменов до 18 лет – возраста, к которому, как правило, заканчивается базисная подготовка теннисиста, – и наши результаты, скорее всего, были бы намного выше.
Впрочем, данный вопрос далеко не однозначен. Ведь кортов, которые в России в большинстве своем сдаются в аренду на коммерческой основе, на всех талантливых юниоров не хватает. И если бы игроки, пусть даже в сравнительно молодом возрасте, не уезжали, то более юным поколениям, скорее всего, просто негде было бы тренироваться.
В настоящее время по поручению президента страны и при поддержке Министерства спорта мы заканчиваем работу над программой развития тенниса в России. В ней обозначены 22 базисных центра, в которых теннис должен культивироваться. Ясно, что все сразу построить не удастся. Но если для начала удастся создать хотя бы пять опорных точек, то это уже будет большим шагом вперед.
ФТР, впрочем, и сейчас старается эффективно использовать те незначительные ресурсы, которыми располагает. Вот уже около года на базе Казанской академии тенниса на постоянной основе функционирует полноценный центр по подготовке молодых игроков. К работе в нем привлечены тренеры сборной России, в том числе Лариса Савченко и Анастасия Мыскина.
Там же, в Казани, в Поволжской государственной академии физической культуры и туризма через два года по нашему новому российскому учебнику начнется обучение тренерских кадров. Данная вузовская программа будет совмещена с аналогичной программой Международной федерации тенниса (ITF). Вместе с дипломами выпускники будут получать лицензии ITF, а значит, и право работать по специальности где угодно. Подчеркну, что нигде в мире теннис не является предметом программы вуза. Это имеет место только в России.
Говоря о деятельности ФТР, нельзя не затронуть тему ее взаимоотношений с ведущими игроками страны, которая периодически муссируется в прессе. Критику – если, конечно, она обоснованная, – мы воспринимаем абсолютно спокойно. Но прежде чем делать какие-то далеко идущие выводы, самим критикам было бы не лишним ознакомиться с документами федерации, задать вопросы, на которые мы всегда готовы ответить.
Лично у меня как президента ФТР нет конфликта ни с одним спортсменом, в чем я лишний раз убедился на недавней встрече с некоторыми нашими теннисистами в Санкт-Петербурге. На будущий год "Кубку Кремля" исполняется 25 лет, и практически все ведущие российские игроки – как мужчины, так и женщины – готовы принять участие в домашнем турнире.
Что же касается выступления в Кубке Дэвиса и Кубке федерации, то я никогда не был сторонником кого-то заставлять что-то делать. Появятся финансовые возможности – и мы постараемся создать контрактную систему, при которой личные календари игроков будут составляться с учетом командных соревнований. Уверен, что и здесь будет найден оптимальный выход.
Шамиль ТАРПИЩЕВ – президент Федерации тенниса России, капитан национальных команд в Кубке Дэвиса и Кубке федерации, член МОК