BARCLAYS ATP WORLD TOUR FINALS
Вице-президент Федерации тенниса России Алексей Селиваненко, побывавший на ежегодном заседании ATP World Tour, рассказал корреспонденту "СЭ", как там оценили усилия организаторов "Кубка Кремля", назвал маловероятным переезд итогового турнира из Лондона и практически неизбежной смену места проведения St. Petersburg Open
Евгений ФЕДЯКОВ
из Лондона
– Политическая ситуация в мире сейчас не самая спокойная. Изменилось ли как-то отношение к представителям России в так называемой теннисной семье?
– За несколько дней я побывал на заседаниях четырех разных организаций – Международной федерации тенниса, Tennis Europe, Женской теннисной ассоциации, Ассоциации теннисистов-профессионалов. И могу констатировать, что глобальная мировая политика абсолютно не являлась там предметом обсуждения, в том числе и в кулуарах. Все участники теннисного процесса руководствуются исключительно интересами того дела, которым занимаются. Да, в связи с различным пониманием некоторых вещей порой случаются определенные недоразумения. Но по большому счету так было всегда.
– Как руководство Ассоциации теннисистов-профессионалов отреагировало на новшества, которые были предложены в этом году на "Кубке Кремля"?
– В высшей степени положительно. Все отмечали, что мы вышли на новый уровень и по подбору игроков, и в плане организации. Было приятно услышать добрые слова от вице-президента ATP Элисон Ли, а руководитель этой организации англичанин Крис Кермоуд специально подошел ко мне и пообещал, что на будущий год обязательно приедет в Москву.
– Традиционный вопрос: реально ли изменить категорию "Кубка Кремля" с "250" на "500"?
– Об этом много говорится из года в год. Такая возможность была и десять лет назад, и сейчас, когда организаторы турнира в Валенсии, лишившиеся помощи городских властей, предложили поменяться категориями. Но мы подумали и отказались.
– Почему?
– На первый взгляд, поднять категорию турнира до "500" – действительно здорово. Однако с точки зрения рационального вложения средств категория "250" – гораздо более эффективна. Судите сами. Для начала за само повышение категории нам бы пришлось выложить весьма немалую сумму, но это далеко не все. Ведь наш нынешний призовой фонд – 800 000 долларов, примерно на 2,2 миллиона долларов меньше, чем призовой фонд Валенсии. Кроме того, в связи с требованиями календаря WTA Tour нам бы пришлось проводить мужской турнир не одновременно с женским, а на неделю позже. То есть фактически в два раза увеличились бы расходы на аренду "Олимпийского".
В общей сложности получается, что кроме первоначальных расходов на выкуп категории нам каждый год приходилось бы добавлять еще 4-5 миллионов долларов дополнительных средств. Принципиальная же разница между "Кубком Кремля" и турниром в Валенсии с точки зрения состава участников была одна: в Испанию приехал Энди Маррэй, которому требовалось набирать очки для попадания в восьмерку. Однако подобная ситуация складывается далеко не каждый год. И потом, мужскому "Кубку Кремля" вполне достаточно двух игроков из первой десятки, которые известны российскому зрителю и которые сами любят приезжать в Москву – таких, как Марин Чилич. Нести же ради одного Маррэя большие дополнительные расходы, считаю, не рационально.
– Контракты на проведение турниров ATP подписаны до 2018 года. Соответствующим образом сформирован и календарь. В каком направлении мужской теннисный тур будет развиваться дальше?
– Кермоуд, который пришел к руководству ATP в этом году, сейчас всесторонне изучает ситуацию, чтобы предложить свою концепцию. Он достаточно независимый человек, не представляющий интересы какой-то одной стороны – игроков или, скажем, крупных агентских компаний. Пока могу сказать одно: действующая градация турниров, разбитых на категории Masters 1000, "500" и "250" почти наверняка будет пересмотрена. Сейчас идет процесс анализа, но мне кажется, что крупнейшие состязания, скорее всего, сохранятся приблизительно в нынешнем виде, а вот уровни турниров нынешних категорий 500 и 250 по уже названным мною причинам постепенно будут сближаться. Правда, пока не ясно, как именно будет протекать этот процесс.
– Лондон проводит ATP World Tour Finals до 2015 года включительно. Дальше вопрос открыт. Полагаете, что турнир сохранит прежнюю прописку?
– Этот вопрос тоже обсуждался на совещании. У меня сложилось впечатление, что общее мнение таково: пока в этот зал дважды в день на протяжении недели с лишним приходят по 17 000 зрителей, переезжать не имеет смысла. А ведь поначалу было множество скептиков, которые считали, что в ноябре в Лондоне люди на теннис не пойдут. Однако это очень космополитичный город, и зрительский интерес здесь не завязан на конкретных игроках, представляющих ту или иную страну. Переполненные трибуны и телевизионная картинка с этой арены говорят сами за себя. Мне кажется, пока все будет продолжаться так же, турнир никуда не переедет.
– Какова ситуация с проведением второго российского теннисного турнира – St. Petersburg Open, который в этом году должен был пройти в Израиле, но так и не состоялся?
– Насколько мне известно, St. Petersburg Open однозначно не будет проходить ни в Санкт-Петербурге, ни теперь уже в Тель-Авиве, где сейчас нет гарантий безопасности. Организаторы проводят переговоры с потенциальными покупателями прав или арендаторами, но выбор в данном случае ограничен. В континентальном Китае турниров и так уже достаточно, поэтому ATP World Tour просто не даст своей санкции на еще один. Остаются другие страны Азии и, возможно, Россия.