ЧЕМПИОНСКИЙ КУБОК ФИВБ. Мужчины
Итоги чемпионского Кубка ФИВБ в интервью "СЭ" подвел капитан сборной России.
Андрей АНФИНОГЕНТОВ
из Токио
До субботнего матча капитан сборной России на турнире в Японии исправно посещал послематчевые пресс-конференции, тренировался, но не играл. Субботний матч с бразильцами стал бенефисом связующего "Кузбасса", в минувшем сезоне выигравшего Кубок и чемпионат России в составе "Белогорья". Макаров вышел на площадку в третьей партии при критическом для наших счете 13:16. В итоге Бразилия, выглядевшая поначалу грозной и неуязвимой, была бита, а у ее игроков случился самый настоящий нервный срыв.
– Бразильцы после матча при попытке записать видео показали мне лично неприличный жест, а на площадке игроки постоянно провоцировали Спиридонова. Матч скорее напоминал войну, а не игру. Это так всегда или просто проигрывать России третий матч подряд наш соперник очень не хотел, а потому временами просто срывался?
– Бразильцы в этот раз нам много чего наговорили. Игроки там собраны очень сильные, парни в целом неплохие, но когда матч складывается не по сценарию Бразилии, наш принципиальный соперник срывается и даже хамит.
– Вы понимаете высказывания бразильцев на португальском языке?
– Мы не первый раз играем друг против друга. "Те самые" слова успели запомнить. Во-вторых, у нас есть люди в коллективе, которые понимают португальскую речь. Леха Спиридонов в Уфе с Виссотто сдружился. Есть тренеры в нашей лиге, которые говорят на португальском. Большого секрета, что нам соперники через сетку порой говорят, для нашей сборной нет.
– Вы это все молча выслушиваете?
– Нет, конечно. Мы не ангелы, можем крепкое слово ввернуть в ответ. Но соперники в этот раз говорили нам очень неприятные вещи. За слова, которые говорили нам бразильцы, на улице бьют по лицу. Причем они делали это сознательно. У них, похоже, была определенная цель – вывести Спиридонова из равновесия. Когда стал делать ошибки, у них просто праздник начался. Ну, ничего, Леха этот вечер, думаю, запомнит. Будут еще матчи и турниры.
– Игра для каждой из команд была предельно принципиальной. Но Бразилию счет 2:3 устроил, если говорить о стратегии на турнир. Кубок домой увез наш конкурент.
– Кубок красивый, нам бы не помешал, но про стратегию в игре никто не думал. Всем нужна была победа над главным соперником.
– Бразильцев от победы с желанным счетом 3:0 отделяли 9 очков. Именно в этот момент на площадку вышли вы.
– Я и Николай Павлов. Он очень сильно матч провел. Проигрывали мы три очка, важно было начать играть с холодной головой.
– Поясните.
– Моей задачей как связующего была организация нашего нападения. Диме Ильиных я отдавал почти все доигровочные мячи – у него получалось эти ситуации решать в нашу пользу. Мусэрскому мяч адресовался при нашем хорошем приеме. Если мяч нормально ему доводился, Дима забивал. При чуть менее качественном приеме я пасовал Павлову. Он мог реализовать за счет своих технических навыков очень сложные игровые ситуации.
– Какой эпизод в игре стал ключевым?
– Наверное, четвертая партия, когда мы заиграли как можем. Бразильцы выглядели растерянными. Для них наша уверенная игра стала неприятным сюрпризом. Мы победили главным образом на характере и благодаря командным действиям. Все парни внесли лепту в успех. Кто-то больше, кто-то меньше, но на результат работали все.
– Но как не дрогнуть, когда соперник показывает очень качественный волейбол и постоянно ведет по ходу матча, а от цели его отделяет 9 очков?
– Эти очки ведь еще нужно набрать. Во-вторых, мы никогда не опускаем рук. И потом, это игра с Бразилией. Мотивация на уровне.
– У вас нет огорчения по поводу того, что на японском турнире нет плей-офф? Какой Кубок без финала?
– Формулу соревнований определяют организаторы, это их безусловное право. Мы знали заранее, по каким правилам определяется победитель. Два года назад на Кубке мира здесь, в Японии, мы проиграли той же Бразилии со счетом 0:3. На деле это не кубковый, а круговой турнир из 11 туров с разъездами. Но тогда Россия стала первой, и о поражении от принципиального соперника никто не вспоминал. В этот раз мы вторые, но команда не чувствует себя проигравшей.