"Просто показал: мы в Японии!". Как неосторожный жест обернулся скандалом

Telegram Дзен
Что грозит сборной России из-за эмоционального поступка тренера женской сборной, который в Корее сочли расистским.

Этот скандал возник буквально из ничего. В момент празднования победы в отборочном турнире Олимпиады-2020 в Калининграде ассистент главного тренера женской сборной России итальянец Серджио Бузато растянул руками свои веки. Эмоции в тот момент были такими, что от победителей могли исходить самые безумные слова и жесты. Например, наша связующая Евгения Старцева тоже говорила в микст-зоне не совсем традиционные фразы, заявив буквально следующее: "Хочется сматериться и сказать: "Да ну (нафиг) эту тактику".

Это был наш характер 👊🏻💥@startseva13_ pic.twitter.com/whteRQFY9r

— Сборная России🏐 (@RusVolleyTeam) 4 августа 2019 г.

Однако снимок с гримасой Бузато, опубликованным фотографом агентства РИА Новости Владимиром Песней в соцсетях, вызвал не только умиление. В Корее, чья сборная проиграла россиянкам в решающем матче, восприняли жест как расистский, намекающий на разрез глаз азиаток. Якобы Бузато таким образом пытался унизить поверженных соперниц.

S. Korean volleyball body to file complaint over Russian coach's racist gesture https://t.co/09IlIeGOGi

— Yonhap News Agency (@YonhapNews) 7 августа 2019 г.

Снимок перепечатало информагентство Yonhap, и разгорелся международный скандал. Корейская федерация волейбола подала официальную жалобу в международную федерацию (FIVB), которая потребовала удалить скандальный снимок со всех возможных ресурсов (Yonhap этой рекомендации не последовало) и пообещала провести расследование инцидента. "FIVB не одобряет любые подобные нетактичные жесты, даже если не было намерения оскорбить. FIVB стремится к пониманию и терпимости в спорте, богатом культурным и этическим разнообразием. FIVB будет продолжать неустанно работать с федерациями, чтобы эта работа отражалась на всем волейбольном сообществе", – приводит комментарий FIVB РИА "Новости".

Эти глаза напротив

Свои комментарии по поводу случившегося дали сам Серджио Бузато и фотограф Владимир Песня.

Во Всероссийской федерации волейбола провели воспитательную беседу с тренером после скандального жеста

– Я очень расстроен из-за абсолютно не имеющих отношения к действительности интерпретаций жеста героя моей фотографии, – написал Песня в Facebook. – Серджо Бузато на моей фотографии выражает радость от попадания команды на Олимпийские игры в Японию. Именно это символизирует его жест. В нем нет ни чувства превосходства по расовым признакам, ни унижения кого бы то ни было, ни преследования – а именно это и только это можно трактовать как расизм. Жест обращен к подопечным спортсменкам и ко мне как фотографу, он означает "Мы теперь японцы". В данном случае можно говорить об использовании стереотипа, но не о расизме… Мне печально наблюдать происходящее в том смысле, что мир полон реальных проявлений расизма, но почему-то люди склонны больше реагировать на безобидные слова и жесты, нежели на реальную дискриминацию.

– Когда сборная России отобралась на Олимпиаду в Бразилии, я точно так же был счастлив и на радостях станцевал самбу. Я ко всем нациям отношусь с большим уважением. У меня огромный стаж работы в волейболе, в моем списке уже шесть Олимпиад, – заявил Серджио Бузато в интервью РИА "Новости". – Я с большим уважением отношусь к команде Южной Кореи, у меня там работает несколько друзей. Я приношу извинения. Я не хотел обидеть эту нацию, меня неправильно интерпретировали.

Штефан Эффенберг.
 
"Хочется сматериться! Да ну эту тактику". Эмоции после сумасшедшей победы

Просто легкомысленность

– Корейская федерация направила официальное письмо FIVB и в Федерацию волейбола России. Нас попросили провести в команде беседу, так сказать, – рассказал "СЭ" о развитии ситуации генеральный секретарь Всероссийской федерации волейбола Александр Яременко. – С Серджио я поговорил, он ничего плохого не имел в виду. Просто так выразил радость, что он едет на Олимпиаду в Японию. Он не собирался обижать корейских спортсменов. Просто показал: мы в Японии! Конечно, в наше время, когда любой жест контролируется соцсетями, нужно быть очень осторожным. С Серджио мы знакомы 20 лет, столько он работает в сборной России. Всегда был и остается интеллигентным и корректным человеком. Это была просто легкомысленность с его стороны. Он не хотел никого обидеть.

– От имени федерации принесем извинения. Надеемся, никакой шлейф за собой это не потянет. Обычно в волейболе такие скандалы не раздуваются. Кажется, и в этот раз не стоит. Конечно, я понимаю корейских коллег. Не очень приятно было проиграть такую игру, а если еще, как им показалось, кто-то дразнится, это вдвойне неприятно. Но, надеюсь, ничего такого не будет. В FIVB мы свою точку зрения направили, – объяснил Александр Яременко.

 
"Такое бывает раз в 15-20 лет". Трогательные слова после триллера с Кореей

Люди или манекены?

В целом вопрос с интерпретацией различных жестов – один из самых болезненных в мировом спорте. Начиная со скандала с "пальцем Штефана Эффенберга" на футбольном чемпионате мира 1994 года и даже раньше этой истории. В разных странах и разных культурах есть масса нюансов с восприятием даже тех образов, которые считаются международными. Не говоря уже о национальных особенностях. Например, на Олимпиаде в Рио бегун из Эфиопии Фейис Лилес на финише марафона скрестил руки. Большинство зрителей ничего не поняли, а оказалось, что это антиправительственный политический символ, из-за которого Лилесу пришлось бежать из своей страны.

По окончанию прошлого Кубка мира по лыжам канадец Алекс Харви показывал россиянину Александру Большунову свой бицепс и тыкал в нашего спортсмена пальцем. В России никто не разобрался, было это оскорбление или похвала. В общем, материя эта очень тонкая, нарваться на неприятности очень легко, а оправдываться потом, объясняя, что ты имел в виду вовсе не то, что все подумали, очень тяжело. Для того, чтобы избежать таких ситуаций, в идеале лучше держать себя в руках в любых ситуациях. Но, с другой стороны, проявление эмоций – это важная часть большого спорта. И, если все спортсмены и тренеры будут вести себя на людях как манекены, мы потеряем слишком много.