"На золото в Рио может рассчитывать только Воробьева"

Telegram Дзен

ЧЕМПИОНАТ ЕВРОПЫ

За три дня женского турнира российские спортсменки завоевали золотую, серебряную и две бронзовые награды.

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ
из Риги

Легендарный Юрий Шахмурадов, вот уже несколько лет возглавляющий женскую сборную России, был категоричен: чемпионат провален. Категоричность тона не смягчал ни тот факт, что Ирина Ологонова в четверг впервые стала чемпионкой континента, ни надежда, что еще какие-то награды могут быть добыты российскими спортсменками в заключительный день выступлений в категориях 58 и 69 кг. Можно было сделать скидку разве что на то, что разговор с тренером происходил на свежих эмоциях – только что в финале с сухим и достаточно разгромным счетом 0:7 проиграла турчанке вице-чемпионка Европы-2009 Алена Стародубцева. И тренер бушевал.

– Я не могу понять этого. Не могу! Дома девочки способны бороться вполне неплохо, - начал Шахмурадов. - Как только мы выезжаем на крупные соревнования, такое ощущение, словно это другие спортсменки. У них в головах появляются такие глупости, которые вообще не должны одолевать людей, столько лет серьезно занимающихся борьбой.

Видите ли, в чем дело: приток молодежи в женскую борьбу у нас в стране совсем ничтожен. Те, кто попадает в сборную, занимаются этим видом спорта по 15-20 лет, и уже несколько поколений как бы прошли мимо них, не в силах сместить. Но в головах у многих спортсменок почему-то сидит мысль, что если они попали на пьедестал и получили бронзу – это уже хорошо.

Михаил Мамиашвили: "Если приезжаешь в сборную, считай, что попал на передовую"

– Об этом мы говорим с вами уже не первый раз. Получается, “старую собаку не научить новым фокусам”?

– Поменять сознание можно разве что в том случае, если на смену действующим спортсменкам придет новое поколение, спортсмены с другим сознанием, другой уверенностью в себе. Более агрессивное, наконец. Я, например, всю свою тренерскую жизнь, работая с мужчинами, а потом и с женщинами, ставил во главу угла технику. Но одной техники недостаточно. Если у мужчин агрессивность – естественное качество, то у женщин начинается: ты меня не трогай – и я тебя не трону, прическу не попорть... У одной из спортсменок я как-то спросил: "Ты когда-нибудь дралась?" Они ж, как правило, понятия не имеют, что это такое.

Но сегодняшние правила борьбы требуют именно агрессии. Если ты технически красиво упадешь на ковер, этого никто не оценит. Нужно показать, что ты можешь, а главное не боишься бороться. В прямом смысле этого слова. Даже если проиграешь – черт с ним. Но подерись хотя бы, а не жди, что тебя будут возить по ковру, как мешок! Вы видели, как боролась в Риге шведская девочка Матссон? Ей 29 лет, и каждый раз, когда она приезжает на соревнования, я вижу, что она прибавляет и прибавляет. Если же человек подсознательно уклоняется от борьбы, он не прибавит никогда.

– Пути решения этой проблемы вы видите?

– Мы ломаем голову всем тренерским коллективом. Не хочу винить своих спортсменок – обвинения не решат вопрос. Они ведь по большому счету показывают то, на что способны.

– А каков тот максимум, который вы, как главный тренер, можете выжать из ресурса своих подопечных на Олимпийских играх в Рио-де-Жанейро?

– Если говорить о надеждах на золотые медали, я бы назвал только Наталью Воробьеву (олимпийская чемпионка Лондона. – Прим. "СЭ").

– На Ологонову, получается, надежды нет?

– По характеру, по умению и готовности работать Ирина – золотая девочка, у меня нет к ней никаких претензий. Более того, она прибавляет с каждым стартом. Просто не очень быстро. Но все дело в том, что сразу после возвращения с чемпионате Европы Ологонова начнет готовиться к тому, чтобы выступать в другом весе, не в том, что борется сейчас. В категории 53 кг она не выступала еще никогда, поэтому и предсказывать что-то в отношении будущих результатов тяжело. Надо сначала согнать два килограмма веса, завоевать лицензию. В этом весе у нас, кроме Ологоновой, есть и другие спортсменки, которые теоретически способны решить вопрос с лицензией. Сделать это можно на трех турнирах – в Монголии, Сербии и Турции.

Из той команды, которая выступает в Риге, неплохие шансы попасть на Олимпиаду, на мой взгляд, имеют Инна Транжукова, Валентина Исламова. Но сумеют ли они бороться так, чтобы претендовать на медали? В Риге обе отборолись ниже своих возможностей, для меня это очевидно. Ологонова же оказалась наиболее стабильной из всех, потому и выиграла. Все-таки до этого она дважды становилась вторым призером чемпионатов мира. Хотя с другой стороны – дважды проиграла в финалах. Положа руку на сердце, мне, конечно же, очень хочется, чтобы у нее все получилось в новой категории.

Крымские пленники

– В начале нашей беседы вы сказали про мизерный приток в сборную молодых спортсменок. Почему им так трудно пробиться?

– Потому что борьба – взрослое занятие. Спортсменка, которая приходит из молодежной команды, попадает в страшные жернова. Ее просто помнут, сломают и выбросят с ковра на первом же серьезном турнире. Нужна определенная закалка. И определенный склад характера, о чем мы уже говорили. У нас есть, допустим, Люба Овчарова – двукратная чемпионка мира среди юниоров, рассчитываем на то, что на турнире в Сербии она сумеет завоевать лицензию в весе 63 кг.

– Чемпионка Европы Валерия Коблова, получившая прошлым летом достаточно тяжелую травму, уже приступила к тренировкам?

– Да, она была с командой на заключительном сборе, готовилась к чемпионату Европы, но мы решили не форсировать ее подготовку. Если на турнирах в Монголии и Сербии нам не удастся завоевать лицензию в ее весе (до 58 кг. – Прим. "СЭ"), значит в мае Коблова поедет завоевывать путевку для себя самостоятельно – в Турции.

Что касается Воробьевой, она не так давно съездила на турнир в Бразилию, но выступила там не очень удачно. Проиграла канадке, боролась потом за третье место и выиграла бронзу. У Наташи тоже есть небольшие проблемы со здоровьем, связанные с шейным отделом позвоночника, но они решаются. Сейчас Воробьева начала очень хорошо работать. Планируется, что до Олимпийских игр она выступит на турнире в Германии, потом на отборочном чемпионате России в Санкт-Петербурге, после чего целенаправленно станет готовиться к Играм. Надежда на нее большая. Если она сама не сделает результат, за нее его не сделает никто.

– Звучит не слишком оптимистично.

– Напротив. Воробьева – уникальная спортсменка. Чем больше зрителей на трибунах, тем сильнее это ее заводит. А главное, если она, образно говоря, вцепилась в соперницу зубами, не существует такой силы, которая могла бы заставить ее разжать зубы. Загрызет, но своего не отдаст.