5 знаковых фильмов Алексея Балабанова

Telegram Дзен

25 февраля могло бы исполниться 65 лет Алексею Балабанову — главной фигуре отечественного кинематографа рубежа веков. Увы, 18 мая 2013 года режиссер скончался от сердечной недостаточности. Несмотря на раннюю смерть, влияние Алексея Октябриновича на российское кино сложно переоценить. В своих фильмах режиссер не просто размышлял о Родине, но и проводил полномасштабное исследование души народа.

7 лучших британских фильмов последних лет по версии BAFTA

Вспомнили самые яркие, провокационные, резонансные и важные фильмы Балабанова, чья фигура все еще влияет как на кинематографистов, так и на обычных зрителей.

Счастливые дни

Год: 1991.
В главных ролях: Виктор Сухоруков, Анжелика Неволина, Евгений Меркурьев, Георгий Тейх, Николай Лавров.
Рейтинг «Кинопоиска»: 7.2.

Фото Кадр из фильма «Счастливые дни»

Дебютный фильм Алексея Октябриновича, демонстрировавшийся в 1992 году в Каннах в рамках программы «Особый взгляд». Лента основывается на произведениях Самуэля Беккета — ирландского писателя, поэта и драматурга, одного из основоположников драмы абсурда. «Счастливые дни» — это не просто адаптация текста, а мрачная одиссея, пропитанная экзистенциальным ужасом. А все события происходят в декорациях пустынного Петербурга.

Главный герой — человек без имени, просто Он. Другие персонажи называют его по-разному: кто-то Сергеем Сергеевичем, кто-то Петром, а кто-то Борей. Единственная цель безымянного героя в исполнении Виктора Сухорукова — найти комнату для жилья. Но эта задача остается недостижимой.

Про уродов и людей

Год: 1998.
В главных ролях: Сергей Маковецкий, Виктор Сухоруков, Диана Друкарова, Анжелика Неволина, Вадим Прохоров.
Рейтинг «Кинопоиска»: 7.1.

Фото Кадр из фильма «Про уродов и людей»

Один из самых спорных и провокационных фильмов режиссера. «Про уродов и людей» — пример изысканного кинематографа, при этом граничащего с патологией. Премьера работы состоялась на 51-м Каннском кинофестивале. Стилизованный под кино начала XX века фильм наполнен отсылками к немецкой литературе и черным юмором, а также является комедией об упадке общества.

Драма рассказывает о порнографах начала прошлого века, разрушающих благополучие двух семей и превращающих людей в уродов. Картина не просто затронула множество животрепещущих тем, но и расколола общество на два лагеря, заставив всех выдумывать все новые и новые трактовки. Шедевр и провокация, которой не повезло выйти между двух больших хитов режиссера — дилогией «Брат».

Груз-200

Год: 2007.
В главных ролях: Агния Кузнецова, Алексей Полуян, Леонид Громов, Алексей Серебряков, Леонид Бичевин.
Рейтинг «Кинопоиска»: 6.7.

Фото Кадр из фильма «Груз-200»

Пожалуй, самый радикальный и жуткий фильм Алексея Балабанова, также разделивший общество на два лагеря: кто-то называл ленту лучшей в фильмографии режиссера, а кто-то считал ужасной чернухой. Даже вручение приза Гильдии российских кинокритиков на премии «Кинотавр» обернулось скандалом, а демонстрация ленты на Каннском кинофестивале и вовсе не состоялась.

Пересказывать сюжет «Груза-200» — гиблое дело. Если говорить вкратце, то картина рассказывает о похищении дочки секретаря райкома. Режиссер заявлял, что актриса Агния Кузнецова фактически воплотила на экране образ Родины. «Груз-200» — провокационное и страшное кино о кризисе страны, коррелирующем с распадом личности.

Брат

Год: 1997.
В главных ролях: Сергей Бодров — младший, Виктор Сухоруков, Светлана Письмиченко, Мария Милютина, Юрий Кузнецов.
Рейтинг «Кинопоиска»: 8.3.

Фото Кадр из фильма «Брат»

«Брат» — фильм, чье культурное значение сложно переоценить. Первый боевик Балабанова подарил зрителю Данилу Багрова — образ эпохи, который и по сей день многими воспринимается как главный герой российского кино.

Именно «Брат» сделал из Балабанова народного режиссера. Фильм говорит о потерянном поколении, а главный герой — запутавшийся молодой парень, которому будто бы нет места в мире. Уникальная картина, получившая признание во всех слоях общества, от маргиналов до высоколобых критиков, — но, пожалуй, не осознанная в полной мере никем.

Я тоже хочу

Год: 2012.
В главных ролях: Александр Мосин, Олег Гаркуша, Юрий Матвеев, Алиса Шитикова, Алексей Балабанов.
Рейтинг «Кинопоиска»: 6.5.

Фото Кадр из фильма «Я тоже хочу»

Последний фильм Балабанова и, пожалуй, самая недооцененная его работа. Лента, впервые показанная на 69-м Венецианском кинофестивале, рассказывает о путешествии пяти героев к колокольне счастья, которая находится где-то между Санкт-Петербургом и Угличем. Располагается это строение в радиоактивной зоне, откуда никто не возвращался.

«Я тоже хочу» — подведение итогов, самая откровенная и честная работа режиссера, ставшая фактически творческим подведением итогов и прощанием с миром. В качестве колокольни, достигнуть которой стремятся герои ленты, выступила старая колокольня Запогостской церкви в Вологодской области. Что более символично, ветхое строение (по словам самого Балабанова, подсказавшее ему идею фильма) обрушилось ровно на сороковой день после смерти режиссера — многие увидели в этом если не божественное совпадение, то сверхъестественное вмешательство.

5 лучших проектов Жоры Крыжовникова