7 февраля 2011, 12:45

Трофей Ломбарди вернулся на родину

"Грин-Бэй" стал 13-кратным чемпионом НФЛ, выиграв в Далласе 45-й по счету "Супербоул" у "Питтсбурга" со счетом 31:25.

Главный приз Национальной футбольной лиги носит имя великого тренера Винса Ломбарди. В свое время этот бескомпромиссный джентльмен стал автором крылатой фразы: "Победа – это не главное. Это единственное!". Ломбарди прославился, работая в 1960-е годы в команде "Грин-Бэй Пэкерз", которую сделал флагманом лиги и победителем первых двух "Супербоулов". Прошлой ночью, по окончании 45-го по счету "Супербоула", команда из самого маленького города в американском профессиональном спорте вернула "Трофей Ломбарди" на его историческую родину.

Время, когда "Супербоулы" заканчивались с разгромным счетом, осталось далеко позади, и нынешний финал, как повелось в последние годы, стал нервным и тяжелым. Собственно, ему ничего другого и не оставалось после того, какой нервной и тяжелой получилась подготовительная стадия к матчу. Скажем, незадолго до игры около 400 болельщиков, пришедших на стадион "Ковбойс" в пригороде Далласа, получили от ворот поворот. Как выяснилось, дополнительные сидячие места, поставленные на стадионе специально для них, не были готовы! Такой низкий уровень профессионализма – неслыханное явление для НФЛ. Несчастным фанатам выдали компенсацию в размере тройной стоимости билетов, что вряд ли покрыло их расходы на самолеты и гостиницы, не говоря уже о душевной боли.

Душевной болью обернулось для зрителей и исполнение государственного гимна поп-певицей Кристиной Агилерой, которая забыла спеть одну из строчек, после чего была вынуждена растягивать слова в оставшихся. Все это – на глазах у двух президентов и одного Джона Траволты! Что оставалось делать после такого конфуза? Сыграть великолепный футбольный матч.

Первые очки "Супербоула-XLV" были набраны во втором атакующем рейде гринбэйцев. "Мясники" медленно, но верно торили себе путь на половину поля соперника, чередуя пасы и прорывы, пока квотербек Аарон Роджерс не швырнул длинный пас на правый фланг ресиверу Джорди Нелсону. Тот убежал от защитника, вытянул вперед руки и поймал мяч на полном ходу, тут же вбежав в конечную зону.

Сразу же вслед за этим "Грин-Бэй" нанес еще один удар. Защитник Ховард Грин продрался к квотербеку "Питтсбурга" Бену Ретлисбергеру и сумел задеть его руку в самый момент броска. Пас у Ретлисбергера получился коротким и корявым, и мяч без труда перехватил задний защитник "Мясников" Ник Коллинс, после чего зигзагами прошел между соперников и нырнул в конечную зону – 14:0 в пользу "Грин-Бэя"!

"Питтсбург", игравший в "Супербоуле" семь раз и одержавший шесть побед, отыгрываться как-то не очень привык, и на некоторое время "Сталевары" растерялись. Под конец второго периода пас Ретлисбергера вновь был перехвачен соперником, что завершилось для "Мясников" еще одним тачдауном. Роджерс бросил мяч через центр Дженнингсу, тот мгновенно получил мощнейший удар в спину от защитника-камикадзе Троя Поламалу, но сумел удержать мяч в руках и упасть в конечную зону.

При счете 21:3 незадолго до большого перерыва чемпионство "Грин-Бэя" казалось почти оформленным. В конце концов, двузначный дефицит во второй половине матча не был отыгран ни в одном из предыдущих "Супербоулов". Но тут в среде "Мясников" начал свирепствовать мор. Один за другим из игры выбыли ресивер Дональд Драйвер и защитники Сэм Шилдс и Чарльз Вудсон. Особенно чувствительной была потеря 34-летнего Вудсона, который за весь сезон не пропустил ни одного матча. Ветеран попытался в прыжке помешать сопернику поймать мяч и неловко приземлился, сломав ключицу. В перерыве Вудсон попробовал толкнуть зажигательную речь в раздевалке, но разрыдался и не смог ее закончить. Видимо, это подействовало даже лучше, чем слова. Во второй половине встречи Вудсон стоял на кромке с рукой на перевязи и выражал эмоции исключительно мимикой – любое резкое движение вызывало у него дикую боль.

Тем временем "Питтсбург" воспользовался ослабленными тылами "Грин-Бэя" и начал потихоньку отыгрывать дефицит. Еще до перерыва Ретлисбергер разыграл несколько комбинаций с ресивером-ветераном Хайнзом Уордом, последняя из которых завершилась в конечной зоне пасом, пойманным в акробатическом прыжке.

Вторую половину матча "Сталевары" начали исключительно наземными действиями. Ретлисбергер раз за разом отдавал мяч заднему бегущему Менденхоллу, и тот, опустив голову, прилежно таранил защиту желто-зеленых. Раз, два, три... шесть раз подряд наскакивал Менденхолл на оборонительные ряды "Мясников", пока не дотопал до конечной зоны, сделав счет 21:17. Дела явно шли на лад, и, получив мяч в следующий раз, "Сталевары" снова задействовали своего "тарана". В этот самый момент судьба решила, что больше не даст себя искушать...

Пробегая через центр поля, Менденхолл напоролся на защитника "Пэкерз" Клэя Мэтьюза-третьего – человека с телосложением, манерой игры и характером баллистической ракеты земля-земля. Клэй – сын, внук и племянник игроков НФЛ (его дядя – и вовсе в Зале славы), и, видимо, в третьем поколении боевая кровь Мэтьюзов сумела дистиллироваться в нем до чистого нитроглицерина. Столкновение Менденхолла с человеком-ракетой закончилось плачевно – игрок "Сталеваров" рухнул, как подкошеный, а мяч полетел себе дальше. Где его благодарно подхватил защитник "Мясников".

Третья потеря мяча "Питтсбургом" - третий тачдаун "Грин-Бэя"! Но и тут "Сталевары" не сдались. Ретлисбергер организовал еще один длинный рейд, под конец которого отдал сумасшедший по красоте пас ресиверу-суперзвезде Уоллесу. Счет стал 28:23, и "Питтсбург" решил реализовать тачдаун не традиционным ударом по воротам (он приносит лишь одно дополнительное очко), а так называемой двухочковой конверсией – еще одним заносом мяча в зону. Квотербек показал передачу мяча Менденхоллу, и защита "Грин-Бэя" (которой в этом году еще не приходилось встречаться с двухочковой конверсией) полностью "купилась" на уловку. Ретлисбергер тем временем откинул мяч назад, по-регбийному, ресиверу Антуану Рэндл-Элу, и тот спокойно забежал в зону – 28:25. Теперь "Питтсбургу" было бы достаточно гола с игры, чтобы сравнять счет.

Но "Грин-Бэй" ему такого шанса не предоставил. Роджерс организовал длинный марш на чужую половину поля, который был увенчан точным ударом по воротам киккера Мэйсона Кросби. Последняя попытка "Сталеваров" вырвать победу провалилась – защита "Мясников" остановила их на собственной 33-ярдовой линии.

"Грин-Бэй", таким образом, стал лишь второй командой в истории, сумевшей стать чемпионом с шестого номера "посева" (первой, кстати, был "Питтсбург" пять лет назад), а Роджерс – четвертым квотербеком в последних пяти "Супербоулах", заслужившим титул MVP финала. Крохотный Грин-Бэй (население – чуть более 100 тысяч) снова может с гордостью носить прозвище "Титулград".

Слава МАЛАМУД
Вашингтон