24 сентября 2011, 00:07

Американская ненависть: Армия – Флот

Рассказ о тяжелых взаимоотношениях американских спортивных команд продолжается историей про самый что ни на есть вооруженный конфликт.

Все атрибуты хорошего европейского дерби – история, традиции, ритуалы, полная неприемлемость друг друга фанатских группировок и, конечно же, лютая ненависть – в Северной Америке можно найти в студенческом спорте. И ни одно из спортивных противостояний Нового Света не имеет таких традиций, ритуалов и истории, а самое главное – такого же градуса ненависти, как продолжающаяся уже 120 лет битва двух главных военных академий страны.

Предыстория ненависти

Предыстория этой ненависти уходит корнями в то далекое время, когда древние люди, досыта наубивав друг дружку на прилегающих к ним участках суши, сели в лодку и поплыли на другой берег в поисках того, кого бы убить там. В какой-то момент им по пути попалась лодка с тамошними, которых посетила точно такая же мысль, и парни решили разрулить ситуёвину прямо на водной глади. Так у человечества появились роды войск. Как и всякие роды – в муках.

Прошли века, у сухопутных и водоплавающих воинов дела шли по-разному – появлялись свои традиции, своя культура взаимоотношений, свой лексикон. Одни учились копать ямы, подковывать лошадей, ходить строем по плацу и совершать марш-броски в полной боевой выкладке. Другие – драить палубу, отличать форт-бом-брам-стень-штанги от прочих частей стоячего такелажа, а также ставить неправильное ударение в слове "компас".

Понятно, что, даже воюя на одной и той же стороне, они не могли относиться друг к дружке без ревности и даже неприязни. Морячки презирали чумазую пехтуру, а солдатикам был противен сам вид наглой матросни в белых клешах, только подчеркивающих их абсолютную несоприкасаемость с лошадиным дерьмом.

Естественно, это вековое противостояние морской души и армейской косточки не обошло стороной и Америку, в которой и армия, и флот всегда были предметами заслуженной гордости. А чисто умытыми лицами обоих рядов войск были образцово-показательные, известные на весь мир военые академии - в Вест-Пойнте и Аннаполисе. Уж в стенах этих учебных заведений под свежебритыми затылками юных курсантов гордость за своих и неприязнь к чужим бродили особенно забористо.

И как еще было дать выход горячим чувствам, если не на футбольном поле? Не стрелять же друг в дружку, право слово. А вот в рамках суровой, истинно мужской игры раз и навсегда доказать, кто круче, – это же сам Марс велел!

Зарождение ненависти

Футбол в Вест-Пойнте появился в 1890-м году, когда кадет по имени Деннис Мичи решил собрать команду и бросить вызов курсантам-мичманам из Аннаполиса. Беда была в том, что из набранного Мичи состава какой-либо опыт организованного, недворового футбола имел только сам Мичи, а в Аннаполисе уже четыре года как действовала постоянная команда. Морячки всласть поиздевались над пехтурой и легко победили – 24:0. Однако год спустя кадеты наняли себе тренера, провели несколько подготовительных матчей и отомстили корабельным крысам – 32:16. После этого ежегодный матч стал делом чести и привлек внимание прессы.

Перед игрой 1893 года страсти накалились до такой степени, что два члена высшего комсостава, контр-адмирал и бригадный генерал прямо на трибуне вызвали друг друга на дуэль. В дело вмешался Вашингтон, и приказами военного секретаря и секретаря флота матчи между Вест-Пойнтом и Аннаполисом были запрещены. Возобновились они шесть лет спустя, когда горячие головы слегка поостыли.

В 1901-м году матч Армии и Флота (сборные Вест-Пойнта и Аннаполиса обычно называют именно так, а еще – "Черные рыцари" и "Мичманы") посетил президент США Теодор Рузвельт. Бравому Тедди так понравилось происходящее, что он  спустился со своего почетного места и стал на бровке поля, рядом с игроками Аннаполиса. Рузвельт в свое время был заместителем секретаря флота, однако, будучи президентом, решил соблюсти нейтралитет и в перерыве перешел на другую сторону – к Вест-Пойнту. Эта традиция, кстати, соблюдается до сих пор – в перерыве каждой игры Верховный главнокомандующий (а президенты ходят на матчи Армии и Флота довольно часто) переходит с одной трибуны на другую.

Заложенные Рузвельтом традиции разожгли огонь ненависти с новой силой. Ударить лицом в грязь перед президентом не желал никто. В конце концов кто знает, как отразится сравнительное количество тачдаунов на распределение бюджетных средств между родами войск!

Ненависть в разрезе

- Перед злосчастной игрой 1893 года мичман Джозеф Ривз, один из величайших игроков в истории Аннаполиса, обратился к врачу после очередного сотрясения мозга. "Вам, батенька, с футболом надо заканчивать, - сказал ему флотский эскулап. – Еще один удар ногой в голову грозит вам мгновенным сумасшествием или даже самой смертью!" Мичман Ривз вовсе не хотел сойти с ума или умереть перед самым выпуском, но выпуститься, не сыграв с Армией, было немыслимо. С другой стороны, уж от кого-кого, а от солдатни ожидать удара ногой в голову можно было без тени сомнения. Смышленый мичман пошел в город к знакомому сапожнику и заказал ему специальный головной убор из толстой кожи. Так на свет появился первый футбольный шлем (на снимке шлем первого образца демонстрирует Ред Кейгл, игрок Армии). Ривз правильно сделал, что не стал рисковать своими мозгами. Он стал героем Первой мировой войны, поучаствовал и во Второй и вышел в отставку полным адмиралом.

- В 1912 году Флот одержал сухую победу над вест-пойнтцами со счетом 6:0. У незадачливых армейцев на позиции заднего бегущего играл кадет Дуайт Эйзенхауэр. Он остается единственным президентом США, принявшим участие в матче. В том же 1912 году, в матче против команды Карлайлского индейского университета, в котором блистал великий Джим Торп, Эйзенхауэр сломал ногу, и его спортивная карьера завершилась. Но жажда мщения никуда не делась, и много лет спустя государственный муж утолил ее весьма примечательным способом. К 1964 году "Рыцари" проиграли "Мичманам" пять матчей подряд, и бывший президент, не в силах перенести такой позор, послал игрокам Вест-Пойнта перед самой игрой телеграмму с вдохновляющим текстом. Армейцы воспряли духом и вырвали победу со счетом 11:8.

- В 1926 году Флот подошел к матчу с Армией, находясь на первом месте в чемпионате США среди студентов (а в те годы он был значительно популярнее чемпионата профессиональной НФЛ). Игру назначили в Чикаго, где только что открылся новый стадион, названный "Солдатским полем" в честь героев Первой мировой. Смотреть на то, как "Мичманы" будут завоевывать свое первое чемпионское звание в матче с заклятым врагом на стадионе с враждебным именем, пришло 110 тысяч человек. В яростной борьбе "Черные рыцари" отыграли дефицит в два тачдауна и свели матч к ничьей – 21:21. Флот разделил звание чемпиона страны с двумя другими университетами. Это по сей день единственный титул "Мичманов".

- В 1940-е годы "Рыцари" и "Мичманы" были футбольной элитой страны. При этом после каждого матча Армия - Флот обе команды практически в полных составах отправлялись на фронт. В 1945 году Армия и Флот сыграли свой матч, находясь на первом и втором местах. Игра, первая после окончания войны, была названа "Матчем века" и завершилась победой армейцев. В 1946-м они снова стали чемпионами, но с тех пор ни те, ни другие на высокие звания не претендуют. Перспективная молодежь предпочитает идти в гражданские университеты, откуда есть возможность попасть в НФЛ (выпускники обеих академий обязаны отслужить как минимум три года), да и особо габаритных парней ни в Вест-Пойнт, ни в Аннаполис не берут. В танках и каютах "шкафам" не место.

- Талисманом Военно-морской академии США всегда был козел по имени Билл. Причиной тому – старая флотская традиция брать на борт живой скот. Козы, помимо снабжения корабельной команды молоком, еще и выполняли санитарную функцию – поедали пищевые отходы. Козлика Билла, украшенного ленточками и попоной в желто-синих цветах американского ВМФ, приводят на поводке на каждый матч. Однако в 1953 году группа кадетов Вест-Пойнта похитила несчастную скотину за неделю до игры. Узнав о пропаже Билла, курсанты Аннаполиса отказались посещать занятия, пока талисман не будет возвращен. Козлика вернули только после личного приказа президента США Эйзенхауэра.

- Страдания Билла только усугубились, когда футбольная команда появилась у академии ВВС. Летчики однажды похитили козла, спрятав его в бомбовом отсеке бомбардировщика В-26. Рогатого искали силами военно-морской разведки... С тех пор Билла (естественно, это имя носили разные животные – козлиный век недолог и без такого стресса) похищали еще несколько раз, несмотря на установленное Пентагоном жесткое правило, запрещающее глумление над несчастным животным. Последний такой рейд был осуществлен кадетами Вест-Пойнта в 2007 году. Операция носила кодовое название "Добрый пастырь", и отчет о ней был вывешен бесстыжей солдатней в "ютубе".

Слава МАЛАМУД

Американская ненависть:

"Янкиз" - "Ред Сокс"

"Биллз" - "Долфинс"

1