Ни одна группа болельщиков в Северной Америке не испытывает к другой такой лютой, животной ненависти, которая кипит между фанатами двух университетских футбольных команд на Юге США.
Честно говоря, когда мне пришла в голову идея создать сериал про ненависть в Америке, я первым делом подумал именно об этом противостоянии. "Железный финал". Университет Алабамы против Университета Оберна. Футбольный эквивалент собачьих боев. В Америке попросту нет ничего, что превзошло бы эту священную войну по градусу страстей. Трудно представить, какие потайные уголки надо выжечь в своей душе каленым железом, чтобы уметь ненавидеть с такой силой, с какой ненавидят друг друга фанаты "Багрового потока" и "Тигров". Более того, это – настоящее дерби, потому что Университет Оберна тоже находится в штате Алабама. И, несмотря на то что никакого религиозного, расового или этнического аспекта тут нет и в помине, именно эта эпохальная битва ближе других подходит к европейской межнациональной розни "Рейнджерс" и "Селтика". Чем именно? Непримиримостью.
Предыстория ненависти
Откуда такой ужас? Да все очень просто. Штат Алабама – это глубочайший американский Юг. Настолько глубочайший, что является именем нарицательным наподобие нашего "Замухранск", а поэтому в плане большого спорта там нет совсем ничего. Так что для алабамцев мир просто обязан был сойтись клином на командах своих университетов.
Университет Алабамы в городе Таскалуса – крупнейший в штате государственный колледж, основанный аж в 1831 году. Обернский университет ненамного младше, но имеет менее престижную историю: большую часть своего существования он провел как сельхозинститут и политех. В связи с этим (а также в связи со славной футбольной историей "Багрового потока") студенты из Таскалусы привыкли относиться к обернцам с долей снобизма.
Ну, а футбольная ненависть возникла самым натуральным образом. Оба колледжа основали футбольные команды одновременно – в 1892 году. Ну, а дальше... Надо, наверное, быть алабамцем, чтобы понять, почему игроки, студенты, администраторы колледжей и просто болельщики (за "Багровый поток" или "Тигров" болеет все население штата, а отнюдь не только выпускники университетов) стали ненавидеть друг друга с такой силой. Не соперничать, не уважать как достойных врагов – именно ненавидеть. В Алабаме невозможно быть равнодушным к футболу и уж тем более нельзя избежать боления за тех или других. Детей посвящают в любовь к своим и ненависть к чужим с самого раннего возраста. Переход из одного стана в другой совершенно исключен – на этой почве разваливаются семьи и разрываются отношения с лучшими друзьями. В редчайших случаях встречаются семейные пары, в которых муж и жена болеют за разные команды, но в дни дерби и они предпочитают держаться подальше друг от друга.
- Если бы Оберн играл с русскими, я бы болел за русских, - сказал как-то фанат Алабамы в телеинтервью в разгар холодной войны.
- Мы живем этим матчем 364 дня в году, - сказал еще один болельщик. – Если побеждаем, что это 364 дня счастья. Если проигрываем – 364 дня слез.
Зарождение ненависти
Первая встреча состоялась в феврале 1893 года. Оберн выиграл 32:22, но между университетами тут же возник спор, так и не разрешенный и поныне, почти 120 лет спустя. Дело в том, что Алабама считала этот матч последней игрой сезона 1892 г., а Оберн – первой игрой сезона 1893 г. Казалось бы, зачем копья ломать из-за такой ерунды? Но упрямые южане тут же невзлюбили друг друга, и дальнейшие отношения покатились по наклонной плоскости.
Команды вечно грызлись по всевозможным, самым мелочным вопросам – кто будет оплачивать игрокам расходы во время выездных матчей, как назначать судей, где кого поселили... Закончилось тем, что в 1907 году оба университета решили больше не играть друг против друга. И не играли. Ровно 40 лет!
За время добровольной разлуки обе команды обросли легендами и традициями. Алабамцы нарекли себя "Багровым потоком" после того, как, играя в своих знаменитых алых фуфайках, выиграли матч под проливным дождем и в полуметровой грязи. У фанатов появился легко узнаваемый клич: Roll Tide! ("Катись, поток!"), часто модифицируемый в Roll Damn Tide! или Roll Fucking Tide!
Традиции обернцев – не менее богатые. Взять хотя бы их клич: War Eagle! ("Боевой орел!") Существует легенда, согласно которой когда-то в позапрошлом веке на матч пришел ветеран Гражданской войны с собственным орлом, якобы спасенным им от ран на поле брани (даже и не спрашивайте – это Юг, у него своя реальность). И вот в самый ключевой момент матча гордая птица взмыла в воздух и закружила над стадионом. И все болельщики Оберна закричали: "Боевой орел!" После чего пернатый ветеран войны натуральнейшим образом ударился оземь и обернулся... нет, не добрым молодцем и даже не генералом Южной армии Робертом Ли, а мертвым орлом. Отдал, стало быть, жизнь за правое дело. Оберн победил. С тех пор болельщики "Тигров" приветствуют друг друга при встрече именно этим кличем.
А еще в центре города Оберн есть пятачок под названием "угол Тумера", названный так в честь находящейся там аптеки. На нем растут два вековых дуба, и всякий раз, когда в Оберне происходит что-то важное и хорошее (чаще всего – в дни футбольных побед), студенты и жители города бегут к дубам и бросают на них рулоны туалетной бумаги, пока она не покрывает белыми гирляндами оба дерева. Эта традиция называется "обрулонить деревья", и о том, почему она так важна для этого рассказа, – чуть ниже.
Ненависть в разрезе
- Как уже говорилось, Алабама и Оберн относились друг к другу с такой неприязнью, что не встречались ровно 40 лет. Возобновить дерби их буквально заставили. Законодательным порядком! В 1947 году Палата представителей штата Алабама вынесла резолюцию, в которой убедительно просила университеты возобновить очное соперничество. Оба колледжа смачно наплевали на политиков. Тогда Конгресс штата мягко напомнил им, что оба университета – государственные и целиком и полностью зависят от бюджетных денег. Каковые у них могут разом отобрать, если, черт возьми, футбольные команды Алабамы и Оберна не будут играть друг с другом каждый год. Президенты колледжей, морщась и отводя глаза, подписали соглашение.
- В 1958 г. бывший игрок Алабамы Пол Брайант по прозвищу Медведь уходит с поста тренера команды Техасского сельхозмеханического института. На вопрос журналиста Брайант отвечает: "Меня позвала Мама. А когда Мама зовет, надо бежать". Прилежный сын не разочаровал альма-матер. Брайант, никогда не появлявшийся на людях без своей знаменитой клетчатой шляпы, отработал в Алабаме 24 года, шесть раз выиграв чемпионат страны и превратив "Багровый поток" в одну из лучших команд в истории студенческого футбола. До прихода Брайанта Оберн выиграл у Алабамы пять дерби подряд. Следующие четыре встречи остались за Алабамой, и все – с сухим счетом. Всего же из 24 дерби эпохи Брайанта "Багровый поток" выиграл 19! Оберн великий тренер называл не иначе как "коровий колледж на другом конце штата".
- 1982 г. Последнее дерби Медведя Брайанта, который был уже сильно в годах и с пошатнувшимся здоровьем. Алабама вела со счетом 22:16, но на последних минутах Оберн соорудил рейд к зоне соперника, и великий Бо Джексон (который позже вызвал фурор в американском спорте, одновременно играя в футбольной и бейсбольной лигах) перепрыгнул через линию обороны - 23:22. Брайант умер от инфаркта год спустя. В Таскалусе ходили черные слухи, что в день его смерти жители Обера пришли на "угол Тумера" и "обрулонили деревья".
- 2010 г. Алабама – действующий чемпион. Но у Оберна есть секретное оружие – блистательный квотербек Кэм Ньютон. Его боготворят в Оберне, его мечтают придушить в Таскалусе. За Ньютоном тянется полоса скандалов – его отец проворачивал грязные делишки, пытаясь продать услуги сына другой университетской команде. Фанаты Алабамы требуют дисквалификации Ньютона. Так сначала и делают, но потом парню дают помилование – доказательств того, что он сотрудничал с папой, не нашли. В дерби-2010 Алабама вела со счетом 24:0 во втором периоде, и фанаты "Потока" предвкушали сладкую месть. Но Ньютон поднялся, встрепенулся и сокрушил врага – 28:24. За всю свою историю Алабама никогда не позволяла такого "камбэка". Оберн в итоге выиграл чемпионат США.
- 2011 г. На дерби-2010 присутствовал 101 821 зритель. Одним из них был пожилой селянин Харви Апдайк – фанат Алабамы, перешедший границу вменяемости еще во времена Брайанта. Уходя со стадиона в суицидальном настроении, Апдайк увидел, что фанаты Оберна украсили памятник Медведю футболкой Кэма Ньютона, и поклялся отомстить. Некоторое время спустя Апдайк приехал в Оберн, пришел на "угол Тумера" и закопал в корневую систему вековых дубов сильный гербицид. В настоящий момент деревья медленно умирают. Когда декана факультета биологии Оберна спросили, можно ли их еще спасти, он расплакался прямо на пресс-конференции. Апдайку грозит десять лет тюрьмы.
Слава МАЛАМУД
Американская ненависть: