Полагаю, что этим вопросом задаются многие из тех, кто открыл этот материал (даже если чтобы просто поставить дизлайк). Не рассчитываю никого переубедить, но все же назову несколько причин.
Во-первых, даже если вы искренне не любите США и считаете их средоточием всего нехорошего, что только есть в мире, все равно полезно знать, чем живет и чем интересуется народ за океаном.
Во-вторых, Супербоул, как к нему ни относись, — одно из главных событий в мире спорта, за которым следят по всей планете. Как минимум — на уровне новостей. Игра в Лас-Вегасе транслировалась более чем в 150 странах мира на пяти континентах.
В-третьих, Супербоул давно вышел за рамки спорта и стал социокультурным феноменом. Люди включают трансляцию из-за музыкального шоу в перерыве — за 33 года, что оно проводится, на сцене выступили почти все главные мировые звезды: от Мадонны до Рианны и от U2 до Брюса Спрингстина. В этом году фронтменом был r'n'b-исполнитель Ашер (для него это уже второе появление на Супербоуле, но первое — сольно), и в США букмекерские конторы принимали ставки, какую композицию он споет первой.
А рекламные ролики, которые компании снимают специально для показа во время трансляции Супербоула, давно уже стали отдельным жанром в этой индустрии. И некоторые садятся к экранам только ради них, а не ради игры. В этом году в рекламных роликах для Супербоула засветились такие звезды, как Арнольд Шварцнеггер, Бен Аффлек и Мэтт Дэймон, Джереми Реннер, и даже Дэвид и Виктория Бекхэмы.
В-четвертых, НФЛ — самая успешная и самая богатая спортивная лига мира. Журнал Forbes не один год составляет рейтинг самых дорогих команд мира, и, например, по итогам 2023 года в топ-50 — 30 клубов НФЛ (всего в лиге 32). Столько же было и в рейтинге-2022. Дальше идет традиционный футбол — семь клубов, НБА — шесть, МЛБ — три, «Формула-1» — две команды. В топ-10 — семь клубов НФЛ, а на первой строчке уже который год неизменные «Даллас Ковбойз», которых Forbes оценивает в 9 миллиардов долларов.
Ладно, рейтинги — штука субъективная. Но основываются они тем не менее на вполне конкретных фактах. Например, на таком: в ближайшие 10 лет, до 2033 года, НФЛ заработает благодаря телевизионным контрактам как минимум 125,5 миллиарда долларов (или по 3,92 миллиарда на клуб).
Другой пример: в завершившемся сезоне-2023/24 телекорпорация NBC заплатила лиге 110 миллионов долларов за право показать один матч первого раунда плей-офф эксклюзивно на своем стриминговом сервисе Peacock. Еще раз — 110 миллионов долларов за одну игру. Причем на момент сделки, разумеется, не было понятно, какие команды там будут. NBC в итоге повезло с афишей — играли действующий чемпион «Канзас-Сити» и «Майами Дольфинс».
Средняя аудитория трансляции, по данным Nielsen, составила внушительные 23 миллиона человек. И это один из ответов на вопрос, зачем вещатели выкладывают такие деньги. Другой потрясает намного больше. Согласно отчету все той же компании Nielsen, из топ-100 популярных программ (имеется в виду аудитория) на американском ТВ в 2023 году аж 93 — это матчи НФЛ. Плюс еще три — это студенческий футбол. Первые топ-20 — только трансляции НФЛ. Из неспортивных программ в топ-100 попали только обращение президента Джо Байдена к нации (21-е место), праздничный парад в честь Дня благодарения (45-е место) и трансляция «Оскара» (60-е место).
Причем эти показатели только растут. Пять лет назад в топ-100 самых популярных передач было 65 матчей НФЛ, в 2021-м — 75, в 2022-м — 82 (кстати, в топ-100 попали три трансляции с футбольного ЧМ-2022 в Катаре, притом что нет матчей МЛБ, НБА и НХЛ).
В общем, это действительно настоящий феномен, и отмахиваться от него просто потому, что он американский, — глупо. Тем более что НФЛ продолжает экспансию в Европу: так, за пару дней до Супербоула было объявлено, что вслед за Англией и Германией игры регулярного чемпионата пройдут в Испании — в 2025 году в Мадриде на «Сантьяго Бернабеу».
«Канзас-Сити Чифс» обыграли «Сан-Франциско Фортинайнерс» в овертайме со счетом 25:22. Если совсем коротко о перипетиях матча, состоявшегося в Лас-Вегасе, то первые три четверти изобиловали ошибками и потерями, а защита доминировала над нападением. Однако последняя четверть компенсировала это с лихвой, подарив невероятную по напряжению концовку в лучших баскетбольных традициях. «Чифс» перевели матч в овертайм за шесть секунд до конца — 19:19, а уже в дополнительное время занесли победный тачдаун за три секунды до сирены — 25:22.
В итоге не особо зрелищная поначалу игра получилась эпической, помимо прочего став седьмой по продолжительности в истории НФЛ.
Теперь про «Канзас-Сити» смело можно говорить, что это команда-династия, одна из величайших в истории североамериканского спорта в принципе. Их уже можно сравнить с баскетбольными «Чикаго Буллз» эпохи Майкла Джордана или хоккейными «Эдмонтон Ойлерз» времен Уэйна Гретцки.
Для «Чифс» это четвертый Супербоул и третий титул за последние пять лет (2020, 2023, 2024), плюс еще было поражение в финале-2021 от «Тампы-Бэй». Кроме того, «Канзас-Сити» стал первой за 20 лет командой (со времен «Нью-Ингленд Пэтриотс»), которая победила в двух Супербоулах подряд. Взять титул трижды подряд не удавалось еще никому в истории НФЛ, и на церемонии награждения лидеры «Чифс» Патрик Махоумс и Трэвис Келси говорили, что они собираются исправить это и сделать три-пит.
Если провести аналогии с более привычными для России видами спорта, то нынешний «Канзас-Сити» — это такой мадридский «Реал». Во второй половине 2010-х, при Зинедине Зидане, «королевский клуб» был не очень успешен на длинной дистанции, но зато непобедим в Лиге чемпионов, взяв три титула подряд (2016, 2017 и 2018). Еще более явно это проявилось весной 2022-го, когда в плей-офф «ПСЖ», «Челси», «Манчестер Сити» и «Ливерпуль» были как минимум не хуже, а по большей части и вовсе доминировали, но в самые нужные моменты «Реал» включался и побеждал — на опыте, на характере, на пресловутой чемпионской ДНК. Порой это было что-то труднообъяснимое.
Нынешние «Чифс» во многом похожи. Регулярный чемпионат прошли неровно, но в плей-офф преобразились. Сначала в матче, проходившим при температуре минус 22 градуса (это на термометре на момент начала игры, по данным сайтов с прогнозами погоды, ощущалось это как все минус 28 — это четвертая самая холодная игра в истории НФЛ), разобрались с «Майами». Но наиболее показательным был финал конференции с «Балтимором» — лучшей командой регулярного сезона — «Чифс» просто разобрали соперника по кирпичику, дав тому набрать всего 10 очков.
И в финале с «Сан-Франциско» к концу первой половины проигрывали 0:10, а потом 16:19 за 1.56 до конца, но все же спаслись. А потом дожали соперника.
Во время награждения у Махоумса (по уровню таланта и роли на поле это, если угодно, Лионель Месси от американского футбола, хотя внешне и повадками он больше напоминает Килиана Мбаппе) спросили: мол, вы все три раунда плей-офф до Супербоула были андердогами. На что тот ответил: «Нет, чувак, это не так. Мы — «Канзас-Сити Чифс», мы никогда не можем быть андердогами». И эта запредельная уверенность в себе и позволяет им так доминировать. И показательно, что после каждого титула они поют знаменитый хит Beastie Boys «We gotta fight to our right to party» — «Мы будем драться за наше право веселиться».
И это в лиге, где в регулярном чемпионате всего 17 матчей, а каждый раунд плей-офф состоит из одной игры. Здесь нет сезона из 82 матчей и серий до четырех побед, как в НХЛ или НБА, где после одной осечки еще можно все исправить. Тут каждое поражение, случившееся из-за нелепой случайности, может стать роковым.
Однако главным героем завершившегося сезона стал не кто-то из игроков, тренеров или менеджеров, а певица Тейлор Свифт.
В сентябре 2023-го стало известно о ее романе с Трэвисом Келси — одним из лидеров «Канзас-Сити». 34-летний игрок — значительная фигура в мире НФЛ (он, например, девять раз попадал на матч всех звезд лиги), один из лучших в своем амплуа в истории и в принципе довольно популярен. Например, несколько лет назад Келси, будучи действующим футболистом, принимал участие в реалити-шоу, которое называлось Catching Kelce («Поймать Келси») — девушки там соревновались в завоевании героя, а в конце должна была остаться одна. Вместе с братом Джейсоном (тоже профессиональным футболистом, который выступает в НФЛ за «Филадельфию») они в 2022 году запустили подкаст, в котором обсуждают новости лиги, матчи, свою игру, другие новости из мира спорта, иногда приглашая в гости знаменитостей. Проект быстро стал очень успешным, занимая первые строчки рейтинга на платформах типа Spotify или Apple.
Однако популярность Келси не идет ни в какое сравнение с популярностью Свифт, которую журнал Time в 2023-м признал человеком года. Их роман стал настоящей золотой жилой для НФЛ и ее боссов, а спортивные медиа, даже самые серьезные, стали делать новости из серии «Свифт пришла на игру «Канзас-Сити» или «Мама Келси сходила в кинотеатр на «Taylor Swift: The Eras Tour» (фильм-концерт, посвященный суперуспешному туру певицы).
Когда «Канзас-Сити» вышел в финал, то одной из главных тем стала такая: Супербоул 11 февраля, а у Свифт 10 февраля — концерт в Японии. Успеет ли она попасть на матч? The Athletic, одно из самых авторитетных спортивных медиа Северной Америки, в итоге даже выпустил большой материал, посвященный логистике перемещений Свифт. Вывод был оптимистичный: все в порядке, она спокойно успеет на матч, в том числе благодаря 17-часовой разнице во времени между Токио и Лас-Вегасом, которая играет в пользу поп-дивы.
Это может, конечно, показаться смешным и нелепым, но есть цифры и данные исследований:
— согласно опросу, проведенному Seton Hall University, 20% американцев включают трансляции матчей НФЛ, потому что они или кто-то из их близких хочет посмотреть на Свифт, сидящую в ложе на стадионе;
— согласно данным Nielsen, количество просмотров матчей НФЛ в завершившемся сезоне выросло на 7%, при этом на 8,1% выросло количество просмотров среди девочек-подростков от 12 до 17 лет (как раз аудитория Свифт);
— матчи «Канзас-Сити» в полуфинале и финале конференции против «Баффало» и «Балтимора» соответственно собрали рекордную аудиторию — более чем 50 миллионов зрителей каждая;
— согласно подсчетам Apex Marketing, ценность бренда НФЛ и конкретно «Канзас-Сити» выросла на 331,5 миллиона долларов;
— продажи маек Келси подскочили на 400% (!) начиная с дня, когда Свифт впервые пришла на игру «Чифс»;
— стоило Свифт засветить в трансляции браслет TNT на своей руке (расшифровывается как Taylor and Travis — Тэйлор и Тревис), как продажи небольшого ювелирного салона, который изготовил это украшение, выросли на 2000%.
Влияние Свифт на НФЛ уже сравнивают с влиянием, которое оказал на МЛС приезд Месси. При всех отличиях как лиг, так и фигур героев есть довольно много схожих деталей. Например, как в истории с майками (а Месси побил рекорды Леброна Джеймса и Тома Брэди в первый день продаж). Или истории, аналогичной браслету — стоило Месси вскоре после переезда в Майами сходить в пиццерию и выложить это в соцсетях, как все ломанулись в это заведение заказывать такую же пиццу.
Теперь интересно, что НФЛ будет делать с той новой аудиторией и популярностью, которые они получили благодаря Свифт — и это тоже одна из главных тем.
Впрочем, кроме цифр и отчетов есть и по-настоящему милые моменты. За неделю до Супербоула состоялась церемония вручения премий «Грэмми», где Свифт была в числе лауреатов, получив, в частности, награду за лучший альбом года (это рекордная четвертая такая награда, и по этому показателю она обошла таких людей, как Фрэнк Синатра и Стиви Уайндер). После чего Келси сказал, что «тоже хотел бы принести домой немного посуды». И сдержал обещание.