22 марта 2011, 00:29

Друг мой, Колька...

21 марта на 59-м году ушел из жизни великий российский гимнаст Николай Андрианов, обладатель 15 олимпийских медалей - 7 золотых, 5 серебряных и 3 бронзовых, завоеванных в Мюнхене-72, Монреале-76 и Москве-80.

Да нет, не были мы друзьями, конечно. И на соревнованиях пересекались не так, чтобы часто. Просто Андрианов всегда относился к типу людей, которым протягиваешь руку в первое мгновение знакомства, а во второй миг уже накрыт ощущением, что знаешь этого парня всю жизнь. Как мы отплясывали на дискотеке в олимпийском Монреале... Пожалуй, там Андрианов был абсолютно, безоблачно, по-настоящему счастлив. Он выиграл там четыре золота, два серебра и бронзу, дома его дожидалась любимая жена Люба, которая то ли уже родила, то ли собиралась родить ему двух потрясающих сыновей – Вовку и Сережку, и окружающий мир казался сияющей, уходящей в бесконечную даль взлетной полосой.

Четыре года спустя его беззастенчиво "слили" на Олимпийских играх в Москве. Нет, одно свое личное "золото" впридачу к командному он все-таки взял, а мог взять пять, а не два. Был готов к выступлению, как никогда в жизни. Несмотря на сломанное ребро. Так бывает. Точнее, было в том, тех давних времен советском спорте. Когда ты настолько привыкаешь не воспринимать физическую боль, что она и в самом деле уходит куда-то вглубь.

В том спорте было и другое: постоянное натаскивание на результат более молодых, здоровых и перспективных. Московское "серебро" Андрианова в вольных упражнениях и многоборье – из этой серии. Он все равно собирался заканчивать карьеру, так что стратегически олимпийское золото было гораздо правильнее отдать тому из своих, кто так же хорош, но моложе и перспективнее. Вот и отдали...

Семикратный олимпийский чемпион, причем завоевывал золотые награды на трех Олимпиадах подряд. Четырехкратный чемпион мира. Дважды занесен в Книгу рекордов Гинесса. По итогам опроса всех международных спортивных федераций, проведенного английской компанией ВВС, был признан самым титулованным спортсменом мира, лучшим гимнастом XX века. Удостоен только у нас в стране орденов Ленина, Трудового Красного Знамени, "Знак Почета", медали "За трудовую доблесть". Помимо этого в коллекции Андрианова были международные награды, которые ему вручали совершенно выдающиеся люди: президенты Международного олимпийского комитета лорд Килланин и Хуан-Антонио Самаранч, президент США Джимми Картер, Леонид Брежнев, Михаил Горбачев, король Иордании Хусейн, руководители ЧССР И ГДР Густав Гусак и Эрих Хонеккер, премьер-министр Японии Ёсиори Мори, Моххамед Али, королева Англии Елизавета II…

Из него как-то сразу получился тренер – что не так часто случается с великими спортсменами. Это стало понятно сразу, когда Андрианов возглавил молодежную команду страны.

Но потом он уехал. В Японию. По приглашению Мицуо Цукахары - человека, с которым сражался на помосте наиболее беспощадно. Уехать собирался на пару лет, а задержался на восемь. В том числе и потому, что перестал чувствовать себя дома нужным. В том числе своей семье.

В этом никто не был виноват. Просто так не бывает в жизни, чтобы в расколотой на две части семье (пусть и расколотой сознательно, ради заработка и возможности поднимать детей) продолжало жить счастье.

Он все-таки вернулся во Владимир, хотя в Японии был чуть ли не национальным героем – после того, как его ученик, родной сын Цукахары выиграл несколько высших наград на чемпионатах мира. Возглавил знаменитую владимирскую школу, куда когда-то его, безотцовщину, привел первый и единственный тренер – Николай Толкачев.

А потом заболел. Страшно. Неизлечимо. Понимая при этом, что с ним происходит и что конец уже совсем близко.

В таких случаях обычно говорят: отмучился…

И все-таки, вспоминая Кольку, я всегда буду помнить именно ту олимпийскую дискотеку. И коротко стриженного парня, у ног которого – весь мир…

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ

13