7 декабря 2012, 05:00
УНИВЕРСИАДА-2013 - В КАЗАНИ
Из олимпийского Лондона Алия Мустафина вернулась с четырьмя медалями.
В каком-то смысле она спасла свою команду от поражения, встав за нее в командном первенстве на всех четырех снарядах, хотя должна была выступать лишь на двух. За общим серебром последовала бронза, завоеванная в многоборье, затем золото на брусьях и еще одна бронза - в вольных упражнениях. Завоевать в Лондоне четыре олимпийские награды не удалось больше никакой другой гимнастке.
Тогда же Алия приняла решение, что останется в спорте еще на четыре года - до следующих Олимпийских игр. Но почти сразу после возвращения в Москву невольно оказалась в эпицентре скандала, развернувшегося вокруг ее личного наставника Александра Александрова. Тренер, отстраненный от руководства женской сборной, в сердцах даже заявил: мол, совсем не уверен, что останется в России и продолжит тренировать свою звездную ученицу. Но к началу сезона все улеглось. Правда, сама Алия, когда мы встретились перед отъездом гимнастки на ее первый послеолимпийский турнир в Штутгарт, выглядела невеселой.
- Просто очень устала, - ответила на мой вопрос.
- Знаю, что в следующем сезоне вы заявлены в состав команды, которой предстоит выступить на Универсиаде в Казани. Этот город что-нибудь для вас значит?
- Считается, что я должна иметь к Казани какое-то отношение, ведь я наполовину татарка. Но я никогда в жизни там не была, поэтому даже не знаю, как ответить. По поводу самих соревнований могу сказать, что это будет совершенно новый для меня опыт. Студенткой я стала только этой осенью, поэтому раньше не имела права выступать на Универсиадах. Это просто будут очередные важные соревнования. Не самые важные - через некоторое время после них у нас будет чемпионат мира, и пока я планирую выступать и там, и там.
- Что изменилось в связи с началом вашей студенческой жизни?
- Почти ничего. Все те же тренировки, все те же сборы.
- Тяжело было начинать все с начала после Олимпийских игр?
- Нелегко. После возвращения из Лондона я довольно долго отдыхала. Заставить себя заново прийти в зал и втягиваться в работу оказалось нелегко.
- Почему? Или вы держали в голове, что пришли в зал не на очередной год, а на все четыре - до следующих Игр?
- Об этом я совершенно не думала. Просто впервые за несколько лет у меня получился столь длинный перерыв в тренировках - почти месяц.
- А как долго вы обычно отдыхаете по окончании сезона?
- Обычно мы не отдыхаем. Один сезон завершился - следующий начался. Есть только выходные.
- Вы хотите сказать, что понятия "отпуск" в спортивной гимнастике нет вообще?
- Есть. По воскресеньям. Мы, конечно, ездим отдыхать на море на восстановительные сборы, но такой отдых все равно подразумевает ежедневные тренировки.
- Знаю, что после Олимпийских игр в вашем виде спорта произошли изменения, касающиеся стоимости элементов, и изменения эти сложились не в вашу пользу.
- Изменилась "стоимость" не самих элементов, а соединений между ними. Исчезли некоторые надбавки за связки, и получается, например, что базовая стоимость моей комбинации на брусьях стала несколько ниже. Там, где я получала надбавку 0,2, сейчас получаю вдвое меньше.
- Вы уже обсуждали с тренером эту проблему? Будете ли, скажем, пытаться усложнить программу с учетом новых требований?
- Пока еще мы об этом не говорили. Все-таки сезон начался с восстановления, возвращения в прежние кондиции, и сейчас важно полностью реанимировать все прежние комбинации. И уже после этого браться за что-то новое.
- Журналисты по-прежнему активно требуют вашего внимания?
- Уже нет. Как только я возобновила тренировки, сама для себя решила, что больше никаких интервью. Сочетать это в нашем виде спорта, к сожалению, невозможно. Если я стану между тренировками ездить куда-то на интервью, то нет вообще никакого смысла в том, чтобы тренироваться.
- Из тех городов, где приходилось выступать, у вас есть любимый?
- Нет. Мы ведь не так много видим сами города. Только зал и снаряды. Вышел на помост - и ничего вокруг больше не существует.
Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ