5 апреля 2018, 15:00

Кому была нужна правда от Ольги Корбут?

Наталья Марьянчик
Обозреватель
Легенда советской гимнастики, четырехкратная олимпийская чемпионка Ольга Корбут в студии телепрограммы "Пусть говорят" призналась, что перед Играми-1972 в Мюнхене ее в 16-летнем возрасте изнасиловал тренер Ренальд Кныш. Верить ли этому заявлению?

Откровения Корбут вызвали у гостей студии противоречивую реакцию. Уважаемые люди обвиняли бывшую гимнастку во вранье, самопиаре и оговоре тренера. Сочувствующих спортсменке почти не нашлось.

– Это специфика труда мужчины-тренера с женщиной-спортсменкой, – заявил, например, комментатор Владимир Гомельский. – Рано или поздно так случается.

– А может, это было не изнасилование, а, как сейчас говорят, по обоюдному согласию? – следом задал вопрос Корбут ведущий Дмитрий Борисов.

Странная, мягко говоря, ремарка. Как будто сексуальные отношения 16-летней спортсменки с 40-летним наставником, даже если они не имеют насильственного характера, это норма.

"Я БЫЛА МАЛЕНЬКОЙ И ВСЕ ТЕРПЕЛА"

В личной беседе (Кныш, который уже много лет живет в белорусском Гродно, вышел со студией на видео-связь), Корбут предъявила тренеру обвинения не только в сексуальных домогательствах. Она говорила и о постоянных побоях и унижениях.

Хотите оценить, реально ли это было на тот момент? Давайте вспомним биографию гимнастки: Корбут из бедной многодетной семьи; порой ей некуда было возвращаться после тренировки, и она ночевала прямо в зале, на матах; родители были так заняты на работе, что долгое время даже не знали, что их дочь занимается гимнастикой. Выходит идеальный портрет потенциальной жертвы насильника.

Кстати, вскоре после Олимпиады-1980, то есть через несколько лет после того, как Корбут закончила карьеру, Кныша вдруг резко попросили покинуть сборную команду. Он вынужден был уехать из Москвы и вскоре вернулся в Гродно, где живет до сих пор. Тренер написал целый ряд методических пособий, которые используются даже в современной гимнастике, но больше никогда не вернулся к работе на топ-уровне. Ответ на вопрос "почему" дала в эфире Корбут.

– Вы же знаете, почему вам запретили тренировать, – сказала она Кнышу. – Потому что я сказала правду! Вы сделали это не только со мной. И со мной это продолжалось не один год. Просто я была маленькой и все терпела.

Ольга КОРБУТ и ее тренер Ренальд КНЫШ. Фото sputnik.by
Ольга КОРБУТ и ее тренер Ренальд КНЫШ. Фото sputnik.by

МОЖЕТ ЛИ ВОЗРАСТ СТАТЬ ИНДУЛЬГЕНЦИЕЙ?

Историю Корбут легче всего представить как нелепые обвинения немолодой женщины против 86-летнего старика. Мол, какая разница, что там между ними было сорок лет назад? Даже у уголовных преступлений есть срок давности, тут он давно прошел. А Корбут просто пиарится, не в силах смириться, что былая популярность давно прошла.

Но давайте вспомним процессы против нацистских преступников. Их судили и в 80, и в 90 лет, приговаривали к реальным тюремным срокам. Можно было, конечно, пожалеть какого-нибудь глубокого старика на скамье подсудимых, который явно уже физически не способен причинить зло. Но этот самый старик полвека назад мог способствовать гибели десятков невинных людей. Надо ли его жалеть? Может ли возраст стать индульгенцией для преступления такой тяжести?

Нет, конечно, речи о том, чтобы применить сейчас к Кнышу реальное уголовное наказание. Но почему Корбут не имеет права заставить его заплатить за преступление хотя бы морально? Тренер, который называет свою бывшую воспитанницу "паскудой", но при этом ничего не объясняет по факту, явно не испытывает никаких угрызений совести.

КРУГОВУЮ ПОРУКУ ПОРА СЛОМАТЬ

В гимнастических кругах про Кныша, конечно, всем все давно известно. Утаить что-либо в этом маленьком мирке невозможно, и в правдивости истории Корбут тут практически никто не сомневается. Но для широкой публики наставник остается уважаемым специалистом, "поэтом гимнастики", как его называют на одном из ресурсов. Почему Корбут, хотя бы в качестве моральной компенсации, не должна была развеять этот миф?

Кстати, к вопросу о ее любви к пиару. Впервые об изнасиловании Корбут заявила вовсе не в рамках популярного сейчас движения #MeToo, когда об аналогичных случаях рассказали, например, американские гимнастки. Ее первое упоминание об этом относится еще к концу 1990-х годов. То есть гимнастка ждала со своими откровениями вовсе не 40 лет, а 20. Тоже, конечно, немалый срок. Но для того времени, чтобы выйти публично с подобными заявлениями, действительно нужна была смелость.

– Вы не понимаете, что если бы я промолчала, он бы продолжал насиловать других девочек?! – в конце концов, сорвалась на эмоции в эфире Корбут.

И это, на самом деле, ключевой момент. К сожалению, прямо сейчас в разных уголках мира страдают другие девочки, которые пережили в спорте нечто подобное. История Корбут должна натолкнуть их на мысль: не надо молчать. Если тренер совершил над вами насилие, неважно – бытовое или сексуальное – об этом надо заявить сразу, не выжидая годами. Спорить, ругаться, предъявлять доказательства по горячим следам. Тогда вы спасете не только себя, но и других спортсменок, которые придут работать к этому тренеру после вас.

Иначе эту круговую поруку не сломать. Спустя десятки лет миру вновь захочется поверить уважаемому мэтру, а не вздорной гимнастке. Будь она хоть тысячу раз права.

51