27 января 2020, 15:30
Трудно представить больший ад, чем полная международная изоляция, безвластие внутри национальной федерации и неясные перспективы выступить на Олимпийских играх уже этим летом. Тем не менее, именно в таком состоянии наша легкая атлетика просуществует, как минимум, до 28 февраля. До тех пор, пока не состоятся выборы нового президента ВФЛА.
И вот, словно вишенкой на этом кошмарном торте, появляется новость: Виктор Чегин по-прежнему продолжает работать со спортсменами. При том, что Чегин был пожизненно дисквалифицирован РУСАДА еще в 2016 году, а количество его учеников, попавшихся на допинге, пошло на третий десяток.
Два года назад РУСАДА уже засекло Чегина на сборах в Киргизии. Тогда за сотрудничество со скандальным тренером пятеро спортсменов потеряли нейтральный статус, а наша легкая атлетика не была восстановлена на международном уровне.
Первой о «новом пришествии» Чегина сообщила заместитель генерального директора РУСАДА Маргарита Пахноцкая. По ее словам, информаторы агентства засекли Чегина на сборах национальной команды в Сочи. При этом тренер маскировался с помощью одежды, менял машины и даже нанял охрану. Напомним, кстати, что по некоторым данным, Чегин после ухода с тренерской работы как раз открыл собственную охранную компанию. И по странному совпадению, выиграл государственный тендер на охрану того самого спортивного комплекса, в котором когда-то работал как тренер.
— Тренировочные мероприятия в Сочи в период с 13 по 31 января проводятся за счет средств Министерства спорта Российской Федерации (в соответствии с единым календарным планом Министерства спорта Российской Федерации), — заявил ТАСС антидопинговый координатор ВФЛА Роберт Попов.- В списках, утвержденных заместителем директора ФГБУ ЦСП, направленных ВФЛА 10 января в адрес РУСАДА, Виктор Чегин не фигурирует. В списках сборной, как вы понимаете, его тоже нет. По приведенным фактам и в соответствии с уставом и положениями ВФЛА будет начато внутреннее расследование, свяжемся с коллегами из РУСАДА для уточнения конкретной и детальной информации. Сигнал мы получили, будем оперативно реагировать.
А вот что ответила на слова Попова Маргарита Пахноцкая.
— Вы уверены в том, что на сборах в Сочи видели именно Чегина? — вопрос «СЭ» Пахноцкой.
— Эта информация поступила к нам сразу из нескольких источников. Подчеркну, что мы не испытывали иллюзий, что после акции в Киргизии двухлетней давности он перестанет работать. И даже если мы не совершали новых выездов, это не значит, что мы не в курсе, что происходит. У нас могут идти подготовительные мероприятия, плюс ряд действий невозможен без сотрудничества с правоохранительными органами. Здесь мы работаем очень плотно, скоро будем проводить семинар для МВД в Санкт-Петербурге, ранее подобная встреча прошла в Москве. Здесь очень обнадеживает сотрудничество с замминистра спорта Игорем Сидоркевичем, который занял твердую гражданскую позицию и, как и мы, понимает: эту ситуацию отпустить нельзя.
— Будут ли спортсмены, которые, по вашей информации, работали с Чегиным на сборе в Сочи, наказаны за запрещенное сотрудничество?
- Конечно. По Антидопинговому кодексу, который действует сейчас, санкции наступают только после второго случая. То есть в первый раз мы должны уведомить спортсмена, получить от него объяснения и предупредить. И только со второго раза открывается дело о нарушении антидопинговых правил. Новый Кодекс, который вступит в силу через 10 месяцев, уже не требует от антидопинговой организации доказательств, что спортсмен знал о запрещенном сотрудничестве. То есть открывать дело можно после первого зафиксированного случая. На мой взгляд, это абсолютно верно. Полный список дисквалифицированных тренеров и специалистов есть на нашем сайте, с ним при желании всегда можно свериться. Мы постоянно направляем актуальную информацию во все федерации. И как вообще можно не знать, кто такой Чегин? Поэтому мне непонятна позиция спортсменов и других тренеров, которые по идее тоже попадают под статью о запрещенном сотрудничестве...
— Как вы относитесь к позиции ВФЛА, которая собирается начать внутреннее расследование?
- Я видела информацию в СМИ. Не в курсе, позволяют ли внутренние дисциплинарные документы федерации вести собственное расследование. Пока идет наше расследование, скажу прямо, мы им никакой дополнительной информации не предоставим. Тот факт, что Чегина нет в официальных списках — это, конечно, радует. Но если говорить серьезно, все это снова выглядит очень плохо. Причем даже не в глазах посторонних наблюдателей, а для собственных спортсменов. Когда такие люди, как Чегин, продолжают работать, это заставляет людей думать, что сделать с допингом ничего нельзя. А это совсем не так.
Отдельный момент для изумления — это позиция Министерства спорта Мордовии. Напомним, в прошлый раз, когда Чегина поймали на сборе в Киргизии, его сопровождала машина с мордовскими номерами, зарегистрированная на госучреждение. После этого РУСАДА расторгло договор о сотрудничестве с Республикой Мордовия.
В этот раз министерство спорта Мордовии никаких объяснений появлению Чегина не давало. Министр Александр Савилов, по словам секретаря, находится в отпуске. Его первый заместитель Вячеслав Учайкин, которому корреспонденту «СЭ» удалось дозвониться, на вопрос о Чегине сказал, дословно: «Извините, без комментариев». И положил трубку.
Достойная гражданская позиция, что тут скажешь. К счастью, хуже российской легкой атлетике она уже не сделает. Если два года назад история с Чегиным стала серьезным препятствием на пути к нашему восстановлению в международной федерации World Athletics, сейчас происходящее ровным счетом ничего не значит. На фоне истории с поддельной справкой (так называемого «дела Лысенко») и манипуляций с базой данных Московской лаборатории, «второе пришествие» Чегина — это так, мелочь...