ЧЕМПИОНАТ ЕВРОПЫ
Интервью специальному корреспонденту "СЭ" дала 24-летняя Мария Савинова, выигравшая в этом году чемпионаты мира и Европы на дистанции 800 м.
Сергей БУТОВ
из Барселоны
Маша Савинова в расставленных мною капканах, можно сказать, почти не мучилась. Ее, возвращавшуюся субботним днем с пляжа, я перехватил у лифта гостиницы. И шансов уйти от интервью у Савиновой было, если честно, минимум.
Беседовали мы там же, на диванах рядом с лифтом, о чем я вскоре пожалел. За те двадцать минут, что длился разговор, Машу успела поздравить, кажется, вся сборная. Умница Савинова - любимица команды.
- Помню-помню, как вы вчера заявили, что собираетесь сегодня целый день купаться. Какой хладнокровный расчет! Это же надо было все заранее спланировать, купальник в чемодан положить.
- Да, представьте себе. Все заранее знала. Все рассчитала. Да и пляж оказался под боком. У меня окна в номере на море выходят.
- Давно хотел вас спросить. Это правда, что вы несколько лет занимались бадминтоном?
- Правда. Шесть лет. А до этого еще столько же - бальными танцами. Бадминтон оказался, так сказать, для общего развития. В какой-то момент не пошло, и я бросила. Точнее, еще полгода совмещала его с легкой атлетикой. А с 9-го класса стала бегать. В 10-м уже даже какие-то результаты показывала.
- Вы талантливая, видимо. А танцевать не разучились? Если пригласят в Монте-Карло на ежегодный легкоатлетический гала-вечер, станцуете в вечернем платье вальс для князя Альбера?
- С удовольствием станцую.
* * *
- Как мне показалось, в пятницу вы оказались не готовы к тому, что британка Дженнифер Медоуз пойдет вперед с первых метров.
- Нет, ожидала. Британок было две, и я предполагала, что они выйдут вперед и даже могут поработать друг на друга. Но все равно начало оказалось медленным. Вполне вероятно, самым медленным из тех, что были у меня в этом сезоне.
Я вперед не полезла, решила посмотреть, кто куда встанет. Сама удачно пристроилась. Потом, правда, меня прикрыли - наша Света Клюка и вторая британка (Джемма Симпсон. - прим. С.Б.). Причем британка, скорее всего, сделала это нарочно. Почему так думаю? А она бежала по второй дорожке. Знаете, чтобы там бежать и на что-либо рассчитывать, нужен вагон здоровья и полная уверенность в себе. Так что на самом деле она ставила против меня заслон.
- То есть, по вашему, англичанки договорились? Интересно, как это обычно выглядит? Медоуз пришла к Симпсон и сказала: "Слушай, прикрой, а? Я с тобой призовыми поделюсь". Так, что ли?
- Не знаю - как именно. Может, и так. У нас бывали случаи, когда девчонки работали на командные интересы, но лично я ни разу в этом не участвовала. И даже если предложат, сто раз подумаю.
- Как же вы вырывались из тисков?
- В принципе я морально уже приготовилась к тому, что придется оббегать Симпсон справа. Но она начала отставать. Я только этого и ждала, поэтому - нырк! - проскочила. Меня тренер (Владимир Казарин. - Прим. С.Б.) предупреждал, чтоб я была в голове за 200 метров до финиша. Получилось, что установку я выполнила.
- Вы поравнялись с Медоуз, а на последней стометровке все было просто. Для вас просто, естественно. Не удивлены, что британке нечем было вам ответить?
- Я слышала, что у нее травма ахилла была. Думала, что "поговорим" с ней на других скоростях, но... Вообще, она какой уже сезон выступает на высоком уровне - может быть, подустала?
- Драк в финале не было?
- Нет. Это в полуфинале мне прилетело по лицу от литовской девушки. Там все почему-то притормозили и друг на друга налетели. Начали пихаться. И литовка отмахнулась от меня. Случайно, конечно.
- Крепко приложила?
- Встряхнуло прилично. Голова потом болела до ночи. Я серьезно. Хорошо ударила, хорошо, ничего не могу сказать.
- Много сейчас бегуний, которые бьют исподтишка?
- Таких, чтоб прямо били, - нет. Есть определенный круг спортсменок, которые любят контактную борьбу, скажем так. Толкаются, пихаются прямо-таки с удовольствием. Вот итальянка Кузма-Пиччионе такая, с широко расставленными локтями бегает. Я? Я не такая, лучше в сторону отойду.
* * *
- Я читал одно ваше интервью, где вы говорили, что вам в родном Челябинске негде тренироваться. Спортсмены иногда преувеличивают. Вы тоже тогда преувеличили?
- Рассказываю. У нас в городе два легкоатлетических манежа. Но лучший из них постоянно закрыт, там одна за другой разные выставки проходят. Дело хорошее, но нас-то зачем гонять? Приходится тренироваться в другом манеже, где резина стерта буквально до бетона. Есть еще легкоатлетический стадион, причем нестарый. Но желания там бегать ни у кого нет. В свое время там сэкономили на дорожках. Положили бы "Мондо", он бы свои десять лет отслужил.
- А что постелили?
- Да крошку обычную. Причем сэкономили и здесь. Слой оказался в несколько раз тоньше, чем нужно.
- Где же вы в таком случае тренируетесь?
- На сборах в других городах.
- Помню один ваш такой сбор - в Киргизии. Там в это время переворот в стране случился.
- Да ужас что было. Смотрели по телевизору, что происходило в те дни в Бишкеке. Там как раз в тот момент должны были тренироваться спортсмены из Екатеринбурга - мы очень переживали за них. А еще гостиница, в которой мы жили, считается летней резиденцией Бакиева (свергнутого президента Киргизии Курманбека Бакиева. - С.Б.). Мы каждую минуту ожидали, что к нам ворвутся мародеры. Администрация переселила нас в одно крыло, собрала ценные вещи и паспорта, чтобы, случись что, организованно нас вывезти из страны. Мы потом, через несколько дней, оказались в Бишкеке после всех этих беспорядков. Конечно, было мрачноватое зрелище.
- После Бишкека приятно было вернуться домой?
- Не то слово. Кстати, о Челябинске. Я очень люблю свой город, но приняла решение уехать в Подольск и теперь буду представлять Московскую область.
- Из-за денег?
- В том числе. Но тут как? Я же не просто так сорвалась и уехала - типа, что-то не понравилось. Накопилось уже. Мне в Челябинске платят 15 тысяч рублей. Я в аптеку захожу и больше там трачу на витамины. Сколько уже разговоров на эту тему было со спортивным начальством региона, но ничего не менялось.
- В Подольске хорошие условия, олимпийская база под рукой. Но рядом Москва. Кино, вино, домино...
- Хм. Я думаю, в Подольске готовиться будет как раз проще. Дома куча всего отвлекает от дела - друзья, ремонт, машина, разная бытовуха. Дома сложнее сосредоточиться на спорте - это однозначно.
* * *
- Мы с вами разговаривали по телефону после вашей победы на этапе "Бриллиантовой лиги" в Юджине. Обсуждали, в частности, скорое возвращение на дорожку Кастер Семени. И вот она вернулась. В первом старте пробежала за 2.04, во втором - на две секунды быстрее. Совсем неплохо для спортсменки, которой почти год не давали выступать.
- Тренироваться-то ей не запрещали, правда? Я уверена, что она готовилась, глупо было бы не готовиться.
- Не думаю, что все, кто бегают 800 м, страшно рады ее возвращению. Шороху она на всех навела прилично, согласитесь.
- Конечно, навела. Но что мы, собственно, обсуждаем? Раз IAAF разрешила ей выступать, значит, там все чисто. Значит, она женщина. Мне кажется, нужно постепенно закрывать эту тему.
- Когда вы впервые услышали о Семене?
- Незадолго до чемпионата мира в Берлине. Она на каких-то местных соревнованиях показала очень высокий результат. А живьем увидела ее уже в Берлине.
- Ну и как?
- Была в шоке от внешнего вида Семени. Кстати, мы скоро с ней встретимся на дорожке. Она подтвердила свое участие в лондонской "Бриллиантовой лиге" 13 - 14 августа. Уже предвкушаю.