О том, кого следует считать главными открытиями российской легкой атлетики в сезоне-2010, можно спорить до бесконечности. А можно и не спорить вовсе. Просто взять и отдать эти неофициальные звания двум прыгунам в длину - 19-летней Дарье Клишиной и 23-летнему Павлу Шалину.
Чемпионка мира среди юниоров Клишина в этом году совершила прорыв на взрослом уровне, что удается единицам. Выдающиеся 7,03 на "Мемориале братьев Знаменских" (второй результат в истории среди юниоров, дальше в столь нежном возрасте прыгала только великая Хайке Дрехслер), две победы на этапах "Бриллиантовой лиги" – это основные, но не все успехи Дарьи в этом сезоне.
Достижения Шалина скромнее. Собственно, их пока нет, этих достижений, за исключением участия в победе сборной России в июньском командном чемпионате Европы в Норвегии. Зато есть впечатляющая серия прыжков за 8 метров, с лучшим из которых – 8,25 – вполне можно бороться за медали любого международного турнира. Подчеркиваю, любого.
В мировую элиту вместе со своими воспитанниками ворвалась и наставница обоих прыгунов (уже сюжет!) Ольга Шемигон, которой сегодня мы предоставляем слово.
- Как вы стали работать с Клишиной и Шалиным?
- С Дашей я познакомилась шесть лет назад, когда ей было 13. Для легкой атлетики это самое что ни на есть начало, первые шаги. Она жила еще в Твери, занималась волейболом. Но папа, бывший легкоатлет, решил отдать ее в индивидуальный вид спорта. Я ее приметила на детских соревнованиях. Она была самой маленькой и худенькой. Отец и первый тренер согласились на переход ко мне – в Твери тогда не было абсолютно никаких условий. Она переехала в училище олимпийского резерва в Москву, и с тех пор мы вместе.
С Шалиным другая история. Павел жил в Туркмении, с мамой и братом, потом они перебрались в Елец, что под Липецком. Легкой атлетикой он начал заниматься еще в Туркмении, но потом его тренер закончил работу, ушел в бизнес. Паша остался один, и так получилось, что меня попросили его "пристроить". Было это четыре года назад. Мой муж Антон Назаров, который был старшим тренером сборной России по прыжкам, помог устроить Шалина в РГУФК, что было не так уж просто. Мы начали потихоньку работать, а заодно бороться со всеми травмами, с которыми он мне достался.
- Шалин ведь тогда прыгал тройным?
- Да. Говорил: "Я в длину прыгать не умею". Паша до недавнего времени так и выступал в тройном, год назад стал чемпионом России среди молодежи, ездил в Каунас на первенство Европы и показал там личный рекорд 16,56. Мог быть и выше, но с его больной ногой и спиной стал только пятым. Собственно, из-за ноги мы в длину и перешли. К тому моменту я его морально к этому подготовила. Причина? Тройным он прыгал с правой ноги, а она сильно болела. Это привело к тому, что он просто стал бояться тройного. Вернее, той боли, что сопровождала каждый прыжок. А в длину он в состоянии был прыгать с левой ноги. И пошло-поехало. Хотя я уверена, что Паша и в тройном рано или поздно себя бы проявил.
- Клишина и Шалин все еще относительно молоды. Чьи успехи удивляют вас больше?
- Понимаете, мне трудно удивляться. Я как никто ждала этих результатов. Когда Даша прыгнула 7,03 на "Мемориале братьев Знаменских", недоступив 12 см, это было впечатляюще, что там говорить. Впечатляюще даже для меня. Я плакала, когда увидела эту цифру, радости предела не было.
- Как бы вы охарактеризовали ребят в личностном плане?
- Очень хорошие ребята, это первое. Я их очень люблю, это второе. Было бы иначе, мы не работали бы вместе. Знаете, когда нет психологической совместимости, если нет понимания с полуслова, спортсмену и тренеру порой лучше не работать вместе. Хотя Паша и Даша очень разные по жизни, даже в процессе соревнований разные. Дашу надо разозлить, а Пашу – успокоить. Насколько мне известно, чистых темпераментов у людей нет – есть смесь. Так вот, Паша - смесь сангвиника и холерика, а Даша – меланхолика с прагматиком. Даша - она такая "снежная королева", знаете, красавица неземная. А Паша… Светлячок! Я его так и зову с недавних пор, когда он мне принес в Сочи в ладошках одного такого светлячка, поймал где-то - они же светятся в брачный период. Пашка очень эмоциональный, звонкий, горячий.
Они неделю назад вместе прыгали в Лондоне, на "Бриллиантовой лиге". Даша отпрыгала в первый день, а во второй, когда прыгал Паша, уселась на трибуну. Ее даже по телевизору показали, как она Шалину "секундировала". Я ей звоню в Лондон: "Даша, скажи Паше, чтобы сделал то-то и то-то". А она мне в трубку: "Да я ему все уже сказала! Вот как вы говорите, так и сказала!" Понимает уже.
- Кто из ребят более обучаем как спортсмен?
- Да оба хороши. Понимают так, как надо. И выполняют так, как надо. Хотя, конечно, пока еще не всегда. За всеми успехами ребят мы не забываем, что главную задачу на сезон оба не выполнили. У Даши не получилось попасть на чемпионат Европы в Барселоне через чемпионат России в Саранске. У Паши получилось, но не дальше квалификации в самой Барселоне. Перегорели, другого объяснения у меня нет. Готовы-то были очень хорошо. Психологическая устойчивость – здесь у Шалина и Клишиной работы непочатый край.
- Какие-то принципиальные отличия в методике мужской длины и женской существуют?
- Принципиальных – нет. Разная степень интенсивности, разные объемы – это да. Но суть та же – скорость, взрыв, толчок, техника. Хотя я к каждому из них подхожу индивидуально, они делают на тренировках свою работу. Знаете, Даше я хочу выстроить в перспективе мужской прыжок. Пока не получается, есть огрехи в технике, но мы работаем над этим. У Шалина я тоже вижу, что делать дальше. Мы сейчас задействуем научную бригаду во главе с профессором Шестаковым (профессором РГУФК Василием Шестаковым. – Прим. С.Б.), которая пообещала обследовать ребят, дать свои рекомендации. Закрепиться на результате и двигаться дальше без науки трудно. Да и одному тренеру это не по силам. Короля ведь свита делает, не правда ли? Как еще бороться с чернокожими прыгунами, если не быть лучше них в технике и методике?! Надеюсь, мне в этом помогут. Да что я говорю, уже помогают - спасибо Валентину Балахничеву и Валентину Маслакову. Они все мои, можно сказать, капризы выполняют. Относятся нежно и уважительно, я ценю это.
- С кем бы вы по манере разбега и прыжка сравнили Клишину и Шалина?
- Ох, я пыталась ставить Даше прыжок, который в свои лучшие времена исполняла Ира Симагина. Но потом поняла, что подстроиться нельзя. Поэтому теперь ставим Даше такой прыжок, какой может сделать только она. Стараемся, во всяком случае. Недавно вот встретила Вячеслава Догонкина, тренера Татьяны Лебедевой. "Оля, я тебя не просто поздравляю с результатом, я тебя поздравляю с техникой", - сказал. И Виталий Шкурлатов, наш выдающийся прыгун в длину, тоже хвалил нас именно за технику. От Виталия, одного из самых техничных наших прыгунов, слышать такое было очень приятно.
Что касается Паши, то у него и прыжка-то пока толком нет. Он самый настоящий "полуфабрикат". Но если все получится, то его прыжок будет похож на прыжок Педросо (олимпийского чемпиона и неоднократного чемпиона мира кубинца Ивана Педросо. – Прим. С.Б.). Мне всегда импонировала его манера, и мне кажется, что Пашке такой прыжок - легкий, звонкий - подойдет.
- Вас устраивает, как ребята ведут себя вне стадиона? Вас интересует, чем они занимаются – читают ли книги или сутками сидят в "одноклассниках"?
- Я не лезу, извините, им в душу. Я своих-то детей толком не воспитывала, просто любила их. Они мне были друзьями. Так же и с учениками. Даше и Паше ничего не навязываю, просто направляю легонько по жизни. Стараюсь помочь разобраться, что черное, а что белое. В принципе меня устраивает, как растут ребята. Паша сейчас в магистратуре учится в РГУФК, Даша - в Московской финансово- промышленной академии. И читают, и в театр ходят, благо у нас в ЦСКА бесплатные билеты раздают. Когда ездят отдыхать, стараются обязательно что-нибудь посмотреть, собор там или замок. Дашка недавно ехала в Париж на "Бриллиантовую лигу", вся прямо извелась: "Ох, только бы было свободное время. Я ночь спать не буду, но столько посмотреть надо. До Лувра дойти, Эйфелеву башню посмотреть, по Елисейским полям погулять". Молодцы, мне это нравится! Жизнь не из одного спорта состоит, и ребята умело пользуются тем, что много ездят по миру.
- Первые успехи, большие и малые, у Клишиной и Шалина уже есть. Но когда наступит их настоящий звездный час?
- Будем надеяться, что на Олимпийских играх в Лондоне. Я понимаю, что мир не рухнет, если они там прыгнут на 10 см ближе, чем могли бы, но знаете… Столько сил вложено.
Сергей БУТОВ