Четверо его учеников стали олимпийскими чемпионами. Также четверо - летними чемпионами мира. Трое - чемпионами Европы. Стоит ли удивляться тому, что Евгения Загорулько называют великим тренером прыгунов в высоту?
Загорулько - человек неоднозначный. С одной стороны, не гонится за славой, с другой - без рисовки утверждает, что других таких, как он, нет. Говорит, что он тренер-диктатор, но не мешает ученикам проявлять свое "я". Мечтает о дальних путешествиях, но при этом собирается у себя на даче в Подмосковье разводить кур. Кстати, как раз на этой даче мы с ним и встретились, и я узнала о курах, когда в подвале очень уютного дома увидела мешки с зерном.
Почти сразу после окончания Игр в Лондоне Загорулько исполнилось 70 лет, и он заявил, что уходит на дембель. Вот об этом и о многом другом мы и проговорили около двух часов.
ВИНЕР ХОЧЕТ ПОСТРОИТЬ БАЗУ НА БАЙКАЛЕ
- Сразу после Лондона вы отправились путешествовать на Байкал. Теперь ваша душа успокоилась?
- В этом путешествии я, как говорится, оторвался по полной. Девять дней шли по Байкалу на большом корабле - это было незабываемо. На корабле была лодка с мощным мотором. Где мы не могли пройти, снимали лодку, заплывали в реки, охотились, рыбачили. Там такая энергетика! Недаром Ирина Александровна Винер хочет построить базу около острова Ольхон для восстановления и "подзарядки" своих спортсменок.
- После путешествия, знаю, вы присутствовали на открытии манежа в Иркутске и провели там семинар.
- На церемонию открытия собралось около 500 человек, заинтересованных в развитии легкой атлетики в Иркутской области. На базе этого комплекса открыто училище олимпийского резерва, но при этом необходимо жилье на 300 - 400 человек. Иркутяне готовы возводить его методом народной стройки, но очень просят министра спорта Виталия Мутко помочь им. Кстати, манеж был построен с помощью Министерства спорта, за что они Мутко очень благодарны. А после всех торжеств состоялся семинар, где мне довелось выступить.
- И где теперь ваши путешествия продолжатся?
- 26 сентября буду в Орле. Хотим там довести до ума стадион, реконструировать манеж, в чем Минспорта также заинтересовано. Затем приглашен в Израиль, Эстонию и Литву - проводить семинары.
- Но это все работа. А охота?
- В конце октября поеду в Ростов, где от души поохочусь.
СИЛЬНОВ СКАЗАЛ, ЧТО КНУТ ПОИСТРЕПАЛСЯ
- Перед Пекином вы говорили, что вот закончатся Игры - и у вас дембель. Но остались еще на один четырехлетний цикл. Что сыграло тогда роль?
- Я был неудовлетворен результатами Ани Чичеровой. Да и Андрей Сильнов не полностью выполнил запланированное. То, что он стал олимпийским чемпионом, отнюдь не было случайностью, и я считал, что за следующие четыре года помогу ему вырасти в доминирующую фигуру, что он утвердится как легенда - станет в один ряд с Брумелем, Льюисом, Болтом... К сожалению, за четырехлетие был выполнен лишь один пункт: Чичерова стала олимпийской чемпионкой. Она сумела собрать в себе все, что могла. Тогда как Сильнов за четыре года все растерял.
- Почему?
- До сих пор не могу ответить на этот вопрос. После Лондона он меня даже упрекнул: мол, мой кнут уже поистрепался.
- Согласились?
- Я ему ответил: "Сынок, кнута против тебя я еще не применял. Если б это делал, ты сейчас совсем по-другому чувствовал бы себя. А я тебе дал вольную - исходя из твоего собственного понятия о подготовке к Олимпиаде. Только вот твое сознание оказалось не такое уж правильное, как я думал".
- Так ведь Сильнову все время нога не давала полностью раскрыться.
- Согласен. Сто процентов мешала. Но Михаил Прохоров обещал оплатить его лечение. Если тебе олигарх дает зеленый свет, можно было два раза заменить эту ногу. А он все пустил на самотек. Так нельзя. Мы с Андреем уже обговорили: если он вылечит все свои болячки, я готов помочь ему установить мировой рекорд и достойно пройти по жизни.
- Но вы же заявили об уходе. Как это сочетается?
- Попытаюсь объяснить. Возьмите любого из моих ребят - Шустова, Сильнова, Чичерову, Слесаренко. Все они - асы. Им нужен тренер, а не какой-то старичок вроде Загорулько, который болтается между ними и не может им помочь. Тренер - это массажист, врач, организатор, мамка, папка, а я устал на протяжении 45 лет воспитывать чужих детей. У меня внутри уже нет прежнего огня, а работать на уровне холодного сапожника я не хочу.
- На приеме в Кремле после Олимпиады вы сказали, что одна из причин ухода - то, что у вас постоянно болит голова. Но если она пройдет, то подумаете. Сейчас голова не болит?
- Да если б дело было только в голове. Нет, тут гораздо серьезнее, и от одного меня ничего не зависит. С Чичеровой мы, как говорится, полностью расквитались. По отношению ко мне она отдала все, что могла. И у нас, я смотрю, прежнего симбиоза уже не намечается. Более того, Анна по многим параметрам превосходит меня.
Остаются Сильнов, Шустов, Слесаренко. Если я кому-то из них действительно нужен, могу на год собраться и помочь. Если нет... Деревенский дом, участок, куры. Свои пять-шесть лет еще проживу.
- Почему так мало?
- Потому что хочу прожить активно. Я всегда горел, горю и буду гореть.
СЕНТИМЕНТАЛЬНЫЙ ДИКТАТОР
- Четыре года назад, перед Пекином, вы сказали, что весь мужской пьедестал может оказаться российским. А перед Лондоном, хотя ситуация была даже лучше, заявили, что в таком вот пьедестале не уверены. На чем основывались?
- На своем внутреннем видении. Перед отборочным чемпионатом России Сильнов, Шустов и Ухов были сосредоточены на том, чтобы попасть в команду. Ухов хотел реабилитироваться после Пекина, тогда другие двое, два сильных Рэкса, должны были попасть в олимпийский состав малой кровью, а потом, после боя, у тихой речки посидеть. А в результате - пересидели. Эту ситуацию правильно оценил Ухов. И молодец его тренер Сергей Клюгин, что помог ему правильно подготовиться. А я где-то недоглядел, проспал. Доброта моя сыграла злую шутку.
- Вот я и говорю, что Загорулько добрый, хотя вы считаете себя тренером-диктатором.
- Я всегда был диктатором. Просто сейчас к этому определению прибавилось слово "сентиментальный".
- Сентиментальный диктатор - это что-то новое. Но вот сейчас везде пишут: Загорулько, мол, - легендарный тренер. А вы сами считаете себя Легендой?
- Я даже в сортире боюсь самому себе сознаться, что сделал то-то и то-то. Я только помогал. А если вернуться к предыдущим вашим вопросам, то должен признаться: у меня еще есть мысли кое-кому помочь.
НАКЛОННАЯ ДОРОЖКА ТРЕФИЛОВА
- Можете назвать параметры идеального прыгуна?
- У меня есть тесты, на основании которых, это уже проверено десятилетиями, могу сказать, какой результат сможет показать спортсмен. Если не показывает, то кто-то из нас двоих идиот. Последние десять лет у меня не получается с Эдуардом Мальченко. У него шикарные данные, прыгать на 2,35 - 2,38 ему как нечего делать. Значит, где-то я не достучался. Беру вину на себя.
- Возможны ли кардинальные изменения в подготовке высотников?
- Евгений Трефилов для Лены Исинбаевой придумал наклонную дорожку, которая работает, как трамплин. Это позволяет увеличить хват и на тренировках прыгать на 5 метров. Есть предложения построить наклонную дорожку под углом 15 градусов, где можно на тренировках прыгать в высоту на 2,40. Но надо, чтобы все это было не только в проекте, а наяву.
В Новогорске сейчас строится шикарная легкоатлетическая база - детище Минспорта и лично Мутко. Там такая дорожка не помешала бы. Руководители нашей федерации должны думать о том, как создавать спортсменам условия, когда они вне соревнований показывали бы высокие результаты. Тогда и на основных стартах им это психологически легче будет сделать.
- Скажите, есть молодежь, которая сможет успешно выступить на следующей Олимпиаде?
- Я немного отстал, увлекся своим дембелем и глубоко не вникал в подготовку молодежного состава.
- А тот молодой прыгун из Катара Эсса Баршим, который в Лондоне был третьим, а через две недели взял 2,39? На что он способен?
- Если бы я был рядом с ним, он прыгал бы на 2,45 и выше. Но мне этого не надо. Я хочу, чтобы так наши ребята прыгали - и даже выше. Этот парень не выдерживает очной борьбы на крупных соревнованиях. На чемпионате мира в Стамбуле после квалификации все думали, что он возьмет 2,50, а не вышло. Но сам по себе как высотник этот Баршим очень опасен.
- В прошлом году на чемпионате страны Чичерова установила рекорд России. Вас все поздравляют. А на другой день - ба-бах, Сильнов не отбирается на чемпионат мира. Как это пережить тренеру?
- Молча.
- Та же ситуация на Олимпиаде в Лондоне, только вначале прыгал Андрей - и остался лишь 12-м, - а потом Аня.
- Его прыжки сильно повлияли на состояние Чичеровой. Она мне устроила истерику: мол, мы пришли в никуда, Сильнов с Шустовым провалились, и я в этом виноват. Я пытался ей внятно объяснить, что выступление ребят и ее собственные прыжки - разные вещи. Что провал ребят - на их же совести. Не знаю, поверила Аня или нет, но, во всяком случае, ее физическое состояние дало ей возможность стать олимпийской чемпионкой. И на том спасибо.
- Кто из ваших учеников - Сильнов, Шустов, Ухов, Чичерова, Слесаренко - наиболее профессионален?
- На первом месте - Чичерова, потом Шустов. Еще сказал бы, что Слесаренко. В последние годы у Лены отношение к работе очень серьезное. Она в июле родила дочку, а уже в ноябре собирается приступить к тренировкам. Лена закончила Дипломатическую академию, она кандидат педагогических наук. Но все равно в ней сидит этот зверь, который толкает ее на новые подвиги в секторе для прыжков.
- Сможет ли Слесаренко пойти по пути Чичеровой, которая, не прошло и года после родов, установила рекорд страны?
- Лена - олимпийская чемпионка Афин, значит, что-то может. А повторять путь Чичеровой не надо, она должна пройти свой.
- При взгляде на прыгуна у вас срабатывает интуиция?
- Одно из главных тренерских качеств - нюх. Думаю, я им обладаю.
- Меня приятно удивило, когда в разговоре о пропавшей майке Ухова Сильнов сказал: "Главное, что медаль осталась в России".
- Я ребятам всегда говорю: "Вы - граждане России". Направляю их на честный путь в жизни. Хотя порой кажется, что сейчас это путь в никуда. А с майкой Андрей поступил по-граждански правильно. Иначе Ваню могли бы снять, и мы остались бы в ж... Если вместе пошли воевать за какую-то высотку, а у одного кончились патроны, другой не даст, что ли? Даст! Если бы Андрей не дал майку, Ухова пристрелили бы и Сильнова заодно. И не было бы нашей золотой медали. А у нас всегда была лучшая в мире школа прыжков в высоту - Шавлакадзе, Брумель, Тармак, Авдеенко, Клюгин, Сильнов, Ухов. У женщин - Елесина, Слесаренко, Чичерова. Вот сколько! А где хваленая Власич, немка Фридрих и другие? Выигрывают те, кто служит Родине.
ДЕСЯТЬ С ЛИШНИМ ТЫСЯЧ ПРОБОК
- Ваши ученики выступали на десяти Олимпиадах. Пройти десять Олимпиад - это что для тренера?
Честно говоря, я не ожидала, что Петрович все переведет в шутку. Он ответил вопросом:
- Это сколько же надо было выпить?!
- До или после?
- И до, и после. У меня, если заметили, стоят банки с винными проб-ками. Так этих пробок больше десяти тысяч!
- Компании любите?
- По натуре я люблю принимать и угощать. У меня в этом доме каждую неделю люди, умру, если через неделю никто не приедет.
- И не устаете?
- Для меня радость - накормить, напоить, а если надо, то и спать уложить.
- Как сейчас со здоровьем?
- Ну пол-литра выпиваю спокойно.
- И все же я снова о своем. Мне трудно себе представить: вот пришла Аня на тренировку, тот же Андрей, а вас нет.
- Все течет, все меняется...
- Будете сидеть на трибуне и смотреть, как они прыгают?
- Нет, я уже на трибуну не пойду.
- А чемпионат мира в августе будущего года?
- У моих друзей на Селигере есть прекрасное место, могу и там легкую атлетику по телевизору посмотреть.
Елена РЕРИХ