ДО ЧЕМПИОНАТА МИРА В МОСКВЕ – 134 ДНЯ
"СЭ" продолжает представлять главные интриги августовского чемпионата мира. Чем закончится противостояние двух олимпийских чемпионов – Лондона-2012 Ивана Ухова и Пекина-2008 Андрея Сильнова?
УХОВ
"Я спортом не интересуюсь", – отхлебнув горячего чаю на кухне своей квартиры в Химках, заявил корреспонденту "СЭ" Иван, давая редкое для себя интервью.
Тут бы самое время закончить эти заметки, но мешает одно обстоятельство. Произнес такое действующий олимпийский чемпион в прыжках в высоту, который из спорта после своей победы не только не ушел, а очень даже остался – и в Москве-2013 будет прыгать на победу, если, конечно, снова не потеряет в секторе соревновательную майку.
Когда-нибудь он так же мгновенно уйдет из поля нашего зрения, как и попал в него. Ухов едва ли позарится на тренерские сапоги и не станет в качестве легкоатлетического эксперта рассуждать о "философии прыжка" со страниц газет и с экранов телевизоров. Куда вернее, что он наконец вплотную займется главным делом своей жизни – семьей.
Давайте говорить друг с другом честно. О прыгуне Ухове подавляющее большинство людей в мире узнали после выходки последнего в Лозанне, где в сектор он вышел нетрезвым, подкрепив возникшие подозрения зрителей эксцентричностью поведения и полной раскоординированностью в прыжках, крайне далеких от идеала.
Отчетливо помню, что на Ухове хорошо отыгрались блюстители нравственности: подняв из пыльного архива "облик советского спортсмена", они сравнили его с лозаннским шоу и остались крайне недовольны увиденным. Но то было в сентябре 2008-го, когда и трава была зеленее, и моральные устои крепки, не чета нынешним.
А потом Ухов выиграл Олимпиаду в Лондоне, пробив в ассоциативном ряде далеких от спорта людей широкую смысловую брешь. Лозанна, виски, олимпийский пьедестал. Круг замкнулся.
Но многое осталось за кадром. Ухов начинал в пятилетнем возрасте в модном в 90-е годы карате и, безусловно, стал бы хорошим каратистом, если бы любил драться. Но он не любил. Поэтому ушел в баскетбол. Потом стал метать диск и параллельно заниматься прыжками в высоту, которые отличаются от диска примерно так, как художественная гимнастика от тяжелой атлетики.
Конечно, Ухову повезло, что он попал в руки мэтра тренерского цеха Евгения Петровича Загорулько. В противном случае увлечение прыжками в высоту вполне могло закончиться уходом в стрельбу из малокалиберной винтовки, а оттуда, к примеру, в спортивное ориентирование.
Прыгуна в высоту из Ивана сделал именно Загорулько, однако вылепить из него титулованного прыгуна не удалось и мэтру. Возможно, дело было в опасном для спорта тинейджерском возрасте "вылепляемого", которого Загорулько однажды охарактеризовал как "раздолбая". Вне всяких сомнений, сыграл и фактор чрезвычайной "звездности" группы Загорулько, в которой что ни имя, то фигура – Андрей Сильнов, Александр Шустов, Анна Чичерова и другие.
Когда в середине 2000-х Ухов еще только был на подходе к элите, все внимание Загорулько было приковано к Сильнову, который в 2008-м ниже 2,30 практически не прыгал, а потом при известных многим обстоятельствах попал в олимпийский состав и привез в Россию золотую медаль. Наверняка было что-то еще, о чем известно только спортсмену и тренеру, которые расстались, когда Ухов вовсе не попал на ту Олимпиаду.
Звезду из Ухова сделал уже другой наставник, олимпийский чемпион Сиднея Сергей Клюгин. Их отношения носили (и носят) куда менее формальный характер, чем с Евгением Петровичем, – сказалась небольшая разница в возрасте и совместное прыжковое прошлое в группе Загорулько, что привело к дружбе семьями.
Совершенно затюканного после Лозанны Ухова Клюгин бережно собрал по частям, поставил на место голову, и уже в следующем сезоне Иван раскрылся с новой стороны.
2009 год. Ухов побеждает на чемпионате страны и зимнем первенстве Европы. В 2010-м берет золото зимнего чемпионата мира, а затем серебро летнего первенства Европы, проиграв золото Шустову, и выигрывает "Бриллиантовую лигу". В 2011-м побеждает на зимнем первенстве Европы и несколько раз пробует на зуб мировой рекорд Хавьера Сотомайора. А в 2012-м случается Олимпиада.
При тех коренных изменениях, которые претерпела жизнь Ивана – как личная, так и спортивная, – неизменным осталось лишь его восприятие жизни. Ухов так и остался отшельником, чурающимся публичности и искренне не понимающим ажиотажа вокруг собственной персоны.
Он просто прыгает в высоту, и ему это нравится.
СИЛЬНОВ
Андрей Сильнов куда более традиционный в нашем, российском понимании, спортсмен экстракласса.
В спорт его привели родители. Там, в городе Шахты Ростовской области, раскрылся его талантище. Пошли первые успехи. Затем об этих успехах стали узнавать простые люди. Наконец в 2008-м в Пекине о прыгуне Сильнове узнал весь мир.
Быстро осознав, что большой спорт дает хорошую возможность "сесть" в "социальный лифт", Сильнов после Пекина занялся "капитализацией" успеха. В американское посольство он пришел получать визу с золотой олимпийской медалью в руках и, конечно, быстро и без лишних вопросов ее получил.
Учеба в университете продолжилась в аспирантуре. Затем настало время стать членом "Единой России" и избраться в 25 лет депутатом городской Думы в Шахтах, где Сильнов продолжает приносить пользу обществу в двух комитетах: по жилищно-коммунальному хозяйству и по социальной политике.
Тема спортсменов-депутатов, которых с каждым годом в России становится все больше, настолько многогранна и неоднозначна, что не имеет смысла затрагивать ее в рассказе о Сильнове-прыгуне. Приведу лишь одну фразу титулованного тренера по греко-римской борьбе Геннадия Сапунова об Александре Карелине, чья великая карьера закончилась рыданиями всей страны после поражения в Сиднее-2000: "Мог ли он выиграть ту Олимпиаду, если все лето не отрывал от уха телефонную трубку"? За год до тех Игр Карелин избрался депутатом Государственной думы.
В 2008 году – лучшем пока в карьере Андрея – он 16 раз прыгнул выше 2,30. Сильнов был главным фаворитом Олимпийских игр, однако проиграл отбор на чемпионате страны. Матерый Загорулько прекрасно знал, на что идет, отправляясь просить за Сильнова у тогдашнего президента Олимпийского комитета России Леонида Тягачева. И прекрасно понимал, добившись своего, что у включенного задним числом в состав на Пекин Сильнова будет только один выстрел, и он обязан лечь в цель. "Четыре года назад Сильнов был голодным и босым. И ему надо было дать шанс", – сказал летом прошлого года Загорулько.
И Сильнов выиграл те Игры. А затем еще и нес флаг России на церемонии закрытия Пекина-2008, заслуженно став на несколько часов "визитной карточкой" огромной страны.
Все, что происходило с Сильновым в следующий олимпийский цикл, можно охарактеризовать как преодоление. Сезон-2009 был пропущен из-за травмы ахиллова сухожилия, заработанной еще до Пекина и надолго выбившей спортсмена из строя. Потом была оплаченная Михаилом Прохоровым операция в израильской клинике, которую Сильнов годы спустя назвал некачественной.
В 2010-м Андрей по-прежнему был не похож на самого себя. Для высотника, которого действующий рекордсмен мира Хавьер Сотомайор называл "единственным, кто сможет меня перепрыгнуть", наступило время, когда каждый прыжок за 2,30 считался успехом.
По-настоящему Сильнов "вернулся" лишь в сезоне-2012, когда выиграл серебро зимнего чемпионата мира в Стамбуле. О нем снова заговорили как о претенденте на золото Лондона-2012, и никогда эти разговоры не были громче, чем после чемпионата страны в Чебоксарах, где Сильнов с Уховым устроили красивейшую сабельную дуэль на заоблачных высотах. Андрей прыгнул 2,37. Иван ответил на 2,39. И оба пробовали взять 2,41.
Продолжения дуэли на Олимпиаде не получилось. Андрей дал сбой уже на 2,25. Даже с трибун было заметно, что столь важного для высотников куража у Сильнова нет. С таким настроем он не справился даже с 2,29 – вполне тренировочной для себя высотой.
Тихое поражение олимпийского чемпиона после четырех бесконечных лет мучений прошло практически незамеченным на фоне триумфа Ухова. На первый план вышла история с пропавшей майкой, что на Олимпийских играх, конечно же, могло случиться только с Иваном и более ни с кем другим.
В тот момент, кстати, всем стало ясно, что представляют собой человеческие качества Андрея. Ухов выиграл в Лондоне в майке, которую ему отдал его главный в общем-то конкурент, тем самым вызвавший к себе глубокое уважение. "С майкой Андрей поступил по-граждански правильно. Иначе Ваню могли бы снять, и мы остались бы в ж…", – недипломатично сказал про это Загорулько, с которым, правда, очень трудно в данном вопросе не согласиться.
Неудавшуюся же дуэль Ухова с Сильновым в Лондоне очень хочется увидеть в августе в Лужниках. Этому чемпионату мира такая дуэль просто необходима.
P.S. Сегодня Ивану Ухову исполняется 27 лет.