Статьи

17 июня 2013, 16:48

Татьяна Лысенко - Бетти Хайдлер: битва по дружбе

До чемпионата мира в Москве - 54 дня

"У нас в секторе все такие - дружные. Может, вы обращали внимание? Всегда поздравляем друг друга, поддерживаем. Допустим, если лидер выходит на свою заключительную попытку и просит, чтобы его подстегнули, все обязательно будут хлопать. Если я уже закончила соревнования и проиграла, то почему не помочь человеку?"

Так олимпийская чемпионка и чемпионка мира Татьяна Лысенко ответила на мой вопрос о своих будущих соперницах по чемпионату мира. Мы, понятно, рассчитывали услышать немного не то. "И они всегда помогали, когда вы просили?" - уточняю я. "Да, всегда", - Лысенко, показалось, сильно удивилась такому уточнению.

В августе эта дружная компания, состав которой глобально не меняется уже много лет, снова будет выяснять отношения в секторе для метания молота. И, несмотря на слова Лысенко, питать по этому поводу иллюзий определенно не стоит. У самой Татьяны их, впрочем, тоже нет. "В call-room в ожидании старта кто-то еще может пошутить или что-то спросить, - говорит она. - Но в секторе все разговоры как-то… сокращаются. Все же понимают, зачем они здесь".

ЛЫСЕНКО

Татьяна Лысенко при личной встрече удивляет. Начать с внешности, в глазах многих любителей легкой атлетики с трудом сочетающейся с метаниями чего-либо. Однажды Татьяна пришла на пресс-конференцию в полупрозрачной блузке и до сих пор, между нами девочками, хочется у нее спросить: как можно, любя домашнюю жареную картошку, так органично выглядеть в подобном предмете гардероба? Так и в остальном.

Ключевым моментом для новой победной традиции Лысенко, перезагрузившей свою карьеру в 2009 году, можно считать чемпионат мира в Берлине. Туда, на первый крупный старт после двухлетней дисквалификации, они с тренером ехали что-то доказывать (это красной нитью проходило в интервью обоих) - и проиграли. Не попавшая на пьедестал Лысенко сама потом признается, что зажалась, засмотрелась на соперниц, которых в тот день, как назло, прорвало, хотела их перебросить. Сказался недостаток выступлений, да еще и мирового рекорда стараниями Аниты Влодарчик россиянка тогда лишилась. Было в принципе от чего зажаться. Но выводы Лысенко, как и обещала, сделала.

С тех пор Татьяна старается соревноваться едва ли не чаще всей остальной элиты (нынешний сезон не исключение), на соперниц внимания не обращает, а про мировой рекорд вообще забыла.

- После олимпийской победы вы свое мнение на этот счет не изменили? - уточняю на всякий случай.

- Нет! Задача на этот год - хорошо выступить на чемпионате мира в Москве. А мировой рекорд? Для меня лучше медаль чемпионата мира. Любая.

После Берлина пройдет два года (за это время Лысенко успеет взять серебро чемпионата Европы-2010), и в Тэгу-2011 все будет совсем иначе. Татьянину финальную серию из трех первых бросков с восхищением не привел тогда только ленивый: 76,80, 77,09, 77,13. "Я шла по своему графику, он меня устраивал, а как там остальные, честно сказать, особенно не интересовалась", - скажет она потом.

Аналогичный график у Лысенко будет на Олимпиаде-2012, и у остальных снова не найдется достаточно аргументов против россиянки.

После олимпийской победы она, кажется, совсем не изменилась. А ведь Лысенко - это вам не Иван Ухов, спортом не интересующийся. Татьяна, по словам хорошо знающих ее людей, спортом не просто интересуется. Она им живет и дышит.

Разве что на вопросы журналистов Татьяна стала отвечать более серьезно и старательно. В ее понимании, мне показалось, повинность перед диктофонами и камерами прилагается к званию, как встречи на высшем уровне. Раз спрашивают - значит, это кому-нибудь нужно.

Когда в августе прошлого года в Москве встречали "золотые" рейсы из Лондона, Лысенко интервьюировали много. Высокую, статную красавицу-брюнетку даже в толпе чемпионов и медалистов было трудно не заметить. В ответ на обычные в таких случаях банальности Лысенко признавалась: факт победы на Играх до конца не осознала, станет ли после нее счастливее - тоже пока не знает.

С тех пор прошло почти десять месяцев.

- На самом деле, конечно, я счастливая, - сказала мне Лысенко на недавних соревнованиях в Лужниках. - Почему бы олимпийской чемпионке не быть счастливой?

- И когда вы окончательно поняли, что выиграли Олимпиаду?

- На самом деле осознание, наверное, и сейчас еще не пришло. То есть я, конечно, все понимаю. Олимпи-и-ийская чемпионка. Везде объявляют, приятно.

Как Татьяна произносит свой главный титул, лучше один раз услышать: немного нараспев, с придыханием и огоньком в глазах. Так иногда говорят влюбленные или только что счастливо вышедшие замуж девушки.

- Что поменялось в вашей жизни?

- Стало больше внимания и больше ответственности. На улице узнают. И в родном городе, и не в родном. Однажды летела в самолете, не помню куда, на сборы или соревнования наверно. Ко мне подошли и спросили: это ведь вы выиграли в Лондоне, да? Приятно, что люди смотрят и интересуются спортом.

- Подаренную за победу в Лондоне машину водите?

- Да. Но сейчас мы не на ней. Я на той машине в основном дома езжу.

- Бережете?

- Да не то что берегу. Просто у нас по две тренировки в день - некогда особенно ездить.

Отдохнув, как она сама говорит, пару месяцев, Лысенко вернулась к двухразовым тренировкам еще в конце осени - "начала непосредственную подготовку к чемпионату мира".

Ее, как и многих российских героев Лондона-2012, сейчас спрашивают: хорошо это или нет, что домашний чемпионат мира пришелся на постолимпийский год, лишив возможности сделать перерыв, привести себя в чувство.

- Вы знаете, сейчас на этот вопрос не ответишь, - говорит Татьяна. - Вот пройдет чемпионат, тогда и будет понятно. Пока я в процессе работы: соревнования, сборы, тренировки. Вот сегодня, допустим, метала, и есть ошибки. Хорошо, что есть. Было бы хуже, если бы их не было.

- Вы уже думали насчет Рио-2016?

- До этого еще далеко. Задачи надо решать поэтапно. Но Рио я не исключаю, конечно.

ХАЙДЛЕР

Бетти Хайдлер, как и ее ровесница Татьяна Лысенко (обеим сейчас по 29), в представлении не нуждается. Ее солнечная внешность, "нежданный" мировой рекорд 2011 года в Галле, служба в полиции и любовь к мотоцик-лам давно стали всеобщим достоянием. Глобально в жизни Бетти за последнее время ничего, кажется, не изменилось.

Лондон-2012 добавил новую - бронзовую - строку в резюме действующей рекордсменки мира. Последнее на данный момент олимпийское выступление Хайдлер (для нее это были третьи по счету Игры), ставшее для немки самым успешным, сильно расцветило тот легкоатлетический вечер. На страницах английских СМИ соревнования в женском молоте даже получили куда больше места, чем прочие виды, где медали делились без прямого участия хозяев. И вовсе не из-за олимпийского рекорда Лысенко. Все благодаря Хайдлер и ее, как изящно выразились британские коллеги, "противоречивой" медали.

Если кто вдруг не помнит, первоначально Бетти оказалась за пределами призовой тройки. Ставшая в первом варианте протокола третьей китаянка успела взять флаг и начала позировать фотографам, когда выяснилось, что одну из попыток Хайдлер то ли не измерили вообще, то ли измерили неправильно. Бетти даже пригласили совершить еще один бросок, но тут судьи нашли нужную лунку и этого не потребовалось.

После случившегося многие кивали вовсе не на дающую сбои технику, а на силу немецкого административного ресурса. Впрочем, китайцы, у которых аналогичный ресурс, надо думать, тоже не слаб, боролись и апеллировали до последнего. Но безуспешно. Так что оставим эту историю в покое.

После Лондона Хайдлер по каким-то своим причинам первое время больше кокетничала. В серии IAAF Hammer Throw Challenge этого года (которую она до того выигрывала три года подряд) Бетти выступала нерегулярно, отчего сейчас идет в общем зачете только пятой. Вот и в Москву на тестовые соревнования к чемпионату мира Хайдлер не приехала, в последний момент сославшись на боли в позвоночнике. Не то чтобы у нас были основания ее в чем-то подозревать (хотя с позвоночником, как теперь выясняется, все оказалось не так страшно). Нашлись, однако, те, кто предположил: известная своим неровным характером и восприимчивой психикой Бетти просто не захотела раньше времени показываться в теплой и дружной компании сильнейших метательниц мира. Благо последние пожаловали в Лужники практически в полном составе.

В отдельных интервью на родине немка и вовсе признавалась, что иногда подумывает последовать примеру Магдалены Нойнер, завершившей карьеру в расцвете сил и зените славы. "В жизни еще столько всего интересного, что я хотела бы сделать", - Бетти как будто дословно цитирует свою биатлонную коллегу.

Нынешнего сезона эти планы, впрочем, точно не касаются. Есть и другие интервью, где Хайдлер, во-первых, мечтает о медали в Москве. Во-вторых, намекает, что уже в этом году рассчитывает стать первой женщиной, пославшей молот дальше 80 м. Может, потому она и шифровалась в начале года? Информации о ее подготовке действительно подозрительно мало, и на определенные мысли это, согласитесь, наводит.

Лишним поводом следить за немкой повнимательнее служат и весьма солидные результаты в этом году - еще в марте Хайдлер посылала молот за 75 м, а в эти выходные в Щецине выиграла у Влодарчик с результатом 76,48 м. Анита, у которой Хайдлер в свое время отобрала мировой рекорд, впрочем, отстала не сильно - 76,06. Иными словами, все идет к тому, что в августе в Москве будет даже не дуэль, а разборки на троих. Будем надеяться, у Лысенко есть свой план и на этот случай.