Статьи

13 августа 2013, 19:00

Елена Лашманова: люди, где финиш?

ЧЕМПИОНАТ МИРА

Во вторник россиянки Елена Лашманова и Анися Кирдяпкина разыграли между собой победу в драматичной женской ходьбе на 20 км

Екатерина КУЛИНИЧЕВА
из Лужников

"А почему наших-то не видно?" – волновались болельщики, собравшиеся у большого экрана на повороте, когда спортсменки только-только преодолели первые 3 км. Люди в 9 часов утра пришли к набережной в Лужниках пешком по росе – в обход заграждений, чтобы увидеть новое российское золото. Вот и забеспокоились.

То, что в спортивной ходьбе не всегда лидируют с первого до последнего из двадцати тысяч метров, они возможно, даже не знали. А про тактические расклады от мастера этого дела Виктора Чёгина – уж точно. Поэтому призывы "Девочки, давайте вперед!" Елена Лашманова, Анися Кирдяпкина и Вера Соколова слышали в этот вторник с самого начала. Но реагировали только на чёгинские указания.

Когда тренер велел не отпускать ушедших было в отрыв представительниц Чехии и Италии – тогда Лашманова и Кирдяпкина и догнали соперниц. Когда вновь дал отмашку после 15-го километра – вдвоем рванули вперед. И быстренько создали отрыв, недосягаемый даже для зубастых китаянок.

"ГОТОВА ЕЩЕ ПАРУ КРУГОВ ПРОЙТИ"

Москва, конечно, не Саранск, где в тонкостях ходьбы разбирается каждый и, по слухам, даже с работы отпускают, если хочешь посмотреть очередной старт. Я спросила у одного из руководителей Федерации легкой атлетики Мордовии: стала ли чемпионка Игр-2012 Лашманова после Лондона местной знаменитостью уровня Ольги Каниськиной. Собеседник удивился: "Так ее и раньше в городе узнавали. Она же до того выиграла юниорский чемпионат мира!"

В каком другом городе узнают чемпионов мира среди юниоров? Разве что там, где есть центры борьбы или теперь дзюдо.

Но Лашманова, Кирдяпкина и Соколова отправились в этот вторник в путь не в Мордовии. И были благодарны тем нескольким сотням фанатов, кто не поленился прийти в Лужники в 9 утра ради них и их столь желанной победы. После финиша "серебряная" Анися поблагодарит стадион за поддержку: "Спасибо зрителям. Они гнали нас так, что я, кажется, была готова еще пару кругов пройти".

РОССИИ НЕ ОТДАЛИ ВЕСЬ ПЬЕДЕСТАЛ

К Чёгину, занявшему позицию на пункте питания, через заграждение то и дело обращались знакомые и не очень люди – поздравляли с воскресной победой 20-летнего Александра Иванова. Знаменитый специалист улыбался в ответ и даже снимал на секунду свою темные очки. Но уже мгновение спустя снова сосредоточенно смотрел туда, откуда вот-вот должны были показаться спортсменки, изредка бросая взгляды в сторону большого экрана с трансляцией. Чёгин мог несколько минут практически без движения просидеть на стуле – а потом вдруг начинал ходить взад-вперед по зоне, отведенной под раздачу воды.

О чем он думал в те минуты? Все ли в этот вторник шло по его плану? Знающие люди подсказали: поводов для волнений вроде бы нет, Чёгин ведет себя как обычно. Просто он весь там – в гонке. Кстати, в курсе ли вы, что у знаменитого тренера практически после каждого старта зашкаливает давление. Каким оно было в этот вторник, когда на главном старте сезона, уже на стадионе дисквалифицировали получившую третье предупреждение Веру Соколову?

В опасности – из-за двух остановок на дорожках БСА – могла оказаться и Лашманова. Мы, стоявшие в смешанной зоне в ожидании девушек, извелись: онлайн-система никак не хотела выдавать официальные результаты – сжигала нервы надписью "будут доступны после утверждения".

А каково было Чёгину, отцу и учителю?

Сразу после соревнований Соколова, которая могла стать бронзовым призером, но так и не стала, пропадет со стадиона, и никто из посторонних не увидит ее слез, которые, как говорят, были. Какое Вере дело, что многие болельщики сейчас на ее стороне и уверены: не в зафиксированных фазах полета дело.

Просто России не хотели отдавать весь пьедестал.

ШОПИНГ ПЕРЕД СТАРТОМ

Российских ходоков мы часто критикуем за чрезмерную закрытость. Но в этот вторник, сделав победный дубль, девушки как могли исправляли ситуацию, не один час общаясь со всеми желающими.

Как они, доминирующие в своем виде не хуже Усэйна Болта, проводили в Москве время? Сидели по номерам, продумывая тактику? Играли во что-нибудь? "Мы ходили, – потрясла ответом Кирдяпкина. – По торговому центру, где покупочки сделали. По улицам в районе отеля – после обеда, чтобы солнышка не было. А вечерами, когда уставали ходить, шли в свои комнаты. Чтобы приберечь силы".

"В день старта мы с Верой, с которой живем в одном номере, проснулись в 6 утра, – продолжила Кирдяпкина, ставшая в этот вторник двукратной медалисткой чемпионатов мира. – Позвонили Лене (Лашмановой. – Прим. Е.К.), а та еще спит. Разбудили".

ДЕВУШКА-ЗАГАДКА

К женской команде Чёгина можно присматриваться бесконечно. Они держатся вместе на старте, дружно идут по дистанции, передавая друг другу мокрую губку, а после гонки бегут круг почета, завернувшись в один флаг. Но на финише устраивают драку не на жизнь, а на смерть.

Все помнят Лондон, где случился самый громкий демарш в дружине Чёгина: Лашманова вопреки указаниям не дала выиграть Ольге Каниськиной. А в этот вторник, стоило Лашмановой ошибиться (спортсменка не прислушалась к предупреждениям, что нужно сделать круг по стадиону, и дважды остановилась раньше положенного), как ее едва не "съела" Кирдяпкина. "Гладиаторши", как сказал бы про них Евгений Загорулько, точно так же обычно настраивающий своих высотников.

Что чувствовала, глядя на это, Ольга Каниськина? Известно, что олимпийская чемпионка незадолго до чемпионата была в Москве – вроде бы занималась лечением травмы. Наверняка королева смотрела и вторничные соревнования. Но возле трассы ее не видели. Может, Ольга вспоминала серебряный для себя Лондон и все те великие победы, что были до этого?

Скорее всего, Каниськина размышляла над тем, что приняла правильное решение именно сейчас заняться здоровьем. Смена есть. И, более того, сейчас эта смена, вероятно, даже сильнее.

Лашманова – девушка-загадка, над которой нам биться в ближайшие годы. Студентка Мордовского государственного университета, любимое хобби которой, по словам самой спортсменки, – собирать племянницу в детский сад. В этот вторник олимпийская чемпионка и чемпионка мира пришла на пресс-конференцию – и посмотрела вдруг на зал, как ребенок в Диснейленде на Микки-Мауса или там Белоснежку. С чистым детским восторгом. А ведь у нее после Лондона были и подарки, и встречи на самых высоких уровнях.

На иностранцев эти качества новой примы оказывают поразительное впечатление. "Элен кажется хорошей девушкой. И очень умной, кстати", – поделился со мной коллега из Канады, получивший задание написать про Лашманову story.

КОЛЬЦА НА УДАЧУ

Молодое поколение российских спортсменов – да и все это поколение вообще – часто критикуют за меркантильность и интерес к деньгам, за испорченность. Небезосновательно, не будем кривить душой. Но Чёгин по-прежнему умудряется отыскивать по всей стране совсем других молодых людей. Которые не меняются, выиграв все, что можно в этой спортивной жизни. Даже повзрослев и превратившись из воробушков в эффектных красивых женщин, как Каниськина и Кирдяпкина.

Анися в этот вторник вышла на трассу в заметных золотых украшениях с камнями: пять колец на пальцах, красивые серьги. Модные стилисты это решение, возможно, раскритиковали бы, а мы просто спросили: на удачу? Ответ последовал мгновенно: "Мы не высотницы или бегуньи – накраситься перед стартом не получается. Краска стечет и, не дай бог, попадет в глаза. Выходим из положения как можем. Кто-то ногти красит, я вот кольца таскаю".

Лашманова, кстати, пока ходит в простых часах и с серебряной цепочкой. Хотя на вопрос, разбогатела ли она после олимпийской победы, застенчиво попросила разрешения не отвечать.

"Большие победы не куются в элитных спортзалах", – сказал после своей бронзы барьерист Сергей Шубенков. С одной стороны, это вроде бы не про ходоков. У них и с залами все в порядке, и с другими помещениями. В Мордовии не скрывают, что героев республики поощряют, и хорошо. Что еще до Олимпиады они получают квартиры и машины, а суммы премиальных в республике даже выше общероссийских.

Но чтобы вы понимали: получив квартиры в центре Саранска, большинство из ходоков продолжают жить в центре Чёгина. Как в общежитии, пусть и очень хорошем. И продолжают работать, как на каторге.

Возможно, это вообще главное, что нам нужно про них знать.

14