15 августа 2013, 23:00
ЧЕМПИОНАТ МИРА
Олимпийский чемпион Лондона Иван Ухов занял в четверг лишь четвертое место в турнире прыгунов в высоту – 2,35. А победил с выдающимся результатом – 2,41 – украинец Богдан Бондаренко.
Сергей РОДИЧЕНКО из Лужников
В четверг стало окончательно ясно, что Москва – мировая столица мужских прыжков в высоту. Хотя и до чемпионата мира доказать это было просто.
На одной из колонн Большой спортивной арены "Лужников" уже многие годы красуется надпись "Герд Вессиг". Прыгун в высоту из ГДР увековечен, как и все остальные победители московской Олимпиады.
Тем не менее, надпись эта в определенном смысле знаковая. С тех пор как 28 мая 1912 года Джордж Хорайн из США впервые преодолел двухметровую высоту, мировые рекорды устанавливались в 29 городах. Максимальное число – по пять – на счету двух - американского Пало-Альто и Москвы. Но только нашей столице принадлежит уникальное достижение: в 1980 году Вессиг победил с мировым рекордом – 2,36. И это единственный случай в олимпийской истории одного из самых престижных видов легкой атлетики (на чемпионатах мира, кстати, рекорды вообще никогда не устанавливали). В общем, повод для гордости.
Мужская высота – абсолютно наш вид, причем в широком смысле. В СССР прыгуны в высоту мирового уровня в разные годы появлялись едва ли не во всех союзных республиках – от Эстонии до Киргизии. Но в постсоветские годы наибольших успехов добились именно россияне. Впрочем, побеждали на крупнейших турнирах и украинцы: так, в 2005 году чемпионом мира стал Юрий Крымаренко. И ясно, что московский взлет Богдана Бондаренко – никакая не случайность.
А вот случайность ли поражение россиян?
Ответ на этот вопрос зависит от ответа на другой: что вообще сейчас происходит с прыжками в высоту у мужчин? Если взглянуть на результаты последних месяцев, можно предположить, что в этом виде начался новый этап развития.
С тех пор, как завершил свою феноменальную карьеру кубинец Хавьер Сотомайор, поднявший мировой рекорд до 2,45, и до нынешнего года лишь трем спортсменам удавалось преодолеть 2,40: на стадионе это сделал наш Вячеслав Воронин (2000 год), в зале – Стефан Хольм (2005) и Иван Ухов (2009). И вот этим летом произошло то, что очень похоже на прорыв. Мутаз Баршим из Катара взял 2,40, а Бондаренко – 2,41, да еще пытался забраться на рекордные 2,46. Как и в четверг в Москве. И нельзя сказать, что попытки украинца выглядели авантюрой.
Похоже, в мужской высоте, действительно, произошло накопление "критической массы", и новые лидеры физически и психологически готовы вести борьбу на высотах за 2,40.
В четверг было сразу несколько тому подтверждений. Никто раньше не начинал соревнования с высоты 2,29, как это сделал Бондаренко. Никто прежде не пропускал 2,38, чтобы пойти сразу на 2,41 – это тоже достижение украинца. И уж точно никогда прыгуны не переносили две попытки на 2,44 после неудачного прыжка на 2,41 – это чудо на счету Баршима. А если еще вспомнить, что бронзовый призер московского чемпионата канадец Дерек Дрюин (2,38) год назад стал третьим на Олимпиаде в Лондоне с результатом 2,29, то становится очевидно: несколько прыгунов перешли на новый уровень. А вот россияне этого сделать пока не смогли.
В Лондоне Ухов стал олимпийским чемпионом с результатом 2,38. В четверг такой результат показали серебряный и бронзовый призеры Баршим и Дрюин, для которого это личный рекорд. Смогут ли наши прыгуны подхватить рывок соперников – это вопрос. Хотя очень хочется надеяться.
И еще один момент. Медалисты московского чемпионата и физически несколько отличаются от того же Ухова. У Бондаренко рост 197 см, вес 80 кг, у Дрюина – 196 и 80, а Баршим и вовсе тростиночка – 190 и 70. Ухов мощнее их всех – 192 и 83. Кто знает, может, будущее прыжков в высоту – за сверхлегкими атлетами, и исторический прорыв в российской столице произошел именно из-за того, что такие прыгуны набрались силы и опыта.
Если это так, то в историю прыжков Москва войдет еще и как место, где произошла смена эпох.