Статьи

10 июля 2014, 22:00

Светлана Феофанова: "В Рио обрадуюсь любой медали. При условии, что она будет золотой"

Владимир Иванов
Обозреватель

Бывшая рекордсменка мира в прыжках с шестом пропускает сезон-2014, но готовится к возвращению в сектор.

С 2001-го по 2011 годы Феофанова трижды устанавливала мировые рекорды, выиграла серебро и бронзу на Олимпийских играх и принесла стране девять медалей чемпионатов мира. Две из них – золотые. "Человек-медаль", как ее называли на протяжении десятка лет, "дала сбой" только в 2012 году.

ОБИДА НЕ ПРОШЛА ДО СИХ ПОР

4 августа в олимпийском Лондоне гулял дикий ветер. Для девушки, вес которой едва превышает 50 кг, прыгать с шестом в таких условиях вообще-то противопоказано. Феофанова это отчетливо понимала, но сдаваться без борьбы не собиралась.

Роковой стала вторая попытка на 4,40. Разбег, который из-за сильных порывов ветра казался бегом на месте. Недолет. Падение в "корыто". Это уже потом выяснилось, что это стоило ей оторванной связки, перелома таранной кости и лодыжки, разлетевшейся вдребезги треугольной кости. А тогда, в олимпийском секторе, Феофанова встала, попросила перенести третью попытку на 4,50. И пошла прыгать.

– Вот там и началась черная полоса, из которой до сих пор не могу выбраться, – вспоминает, сидя в одном из московских кафе, улыбчивая Феофанова.

Улыбаться, делясь сложностями, удел сильных. Поразительно слушать человека, который, не хмурясь, рассказывает, как разъезжал по Олимпийской деревне в тележке из аэропорта. После квалификации ходить самостоятельно Феофанова не могла – вот тренер Евгений Бондаренко и предложил такой выход. Выбить электрокар руководство российской делегации не смогло. Или не захотело.

– При желании, найти электрокар было можно, – уверена Феофанова. – Для себя-то руководство делегации как-то подсуетилось... Из-за всего этого улетели с тренером из Лондона прямо на следующий день. Я понимала, что ждать хорошего отношения от кого-то глупо, но для всего есть границы, и в мои рамки та ситуация не вписывалась.

– После Лондона вы говорили, что не удивитесь, если вас снимут с зарплаты.

– Не сняли. И даже после прошлого года оставили на ставке. За это спасибо. Я не говорю, что все люди в руководстве плохие. Но после некоторых историй приходится пополнять "черный список". Кто-то помогает, кому-то все равно. Вот до главного тренера Валентина Маслакова после чемпионата России 2013 года я так и не смогла дозвониться…

ЛОНДОН СИЛЬНО ПОДКОСИЛ

Тот чемпионат России – последний старт, на котором Феофанова была в секторе. По признанию спортсменки, выходить на смешные 4,10 с серьезным настроем было сложно. К тому моменту она не прыгала высоты такого уровня лет 10. На внутренних отборочных стартах из-за малого количества участниц квалификацию постоянно отменяли, а в прошлом году решили провести – как репетицию накануне чемпионата мира в Москве.

– Я так и не смогла сообразить, где вообще находилась планка, – вспоминает Феофанова. – Да и мотивация, если честно, была не та.

– После Пекина вы также сетовали на отсутствие мотивации. Потом она появилась?

– Конечно! А как я выиграла чемпионат Европы 2010 года? Лондон меня сильно подкосил…

– Как выходить из этого состояния?

– А тут ничего не сделаешь. Либо пройдет, либо нет. Даже не переживаю по этому поводу. Стараюсь отвлекаться.

– В "Больших гонках" вот участвуете…

– Там было весело. Причем, оказалось, что все снимается без всяких дублей, предварительных опробований или подсказок. Один спортсмен, притом довольно известный, даже не выдержал, бросил все и уехал со съемок. А еще я поучаствовала в передаче "Дачный ответ" – нам переделывали участок.

– Туда как занесло?

– Да просто оставили заявку на сайте, нас позвали на кастинг – и вот. Пришлось на два месяца уехать из дома, но получилось здорово.

– Почувствовав вкус обычной жизни, не жалеете, что не сделали этого раньше?

– Нет. Все, что сейчас есть, мне дал спорт. Кем бы я иначе была? Старшим продавцом девятой кассы? После того, как завязала с гимнастикой, мы с подружкой собирались идти работать в "Макдональдс". Приехали на проспект Мира, изучили график работы, но в итоге что-то не срослось. Ходили также в фитнес-клуб "Марк Аврелий" на кастинг, хотели быть инструкторами, но не взяли. Я, может, многое пропустила, но многое и приобрела. Хотя подружки теперь жалуются – мол, то меня столько времени не было, а теперь отделаться не могут.

– А если теперь не захочется возвращаться в мир постоянных сборов и тренировок?

– Рано или поздно заканчивать все равно придется. Я по этому поводу не паникую. Но еще на одну Олимпиаду съездить собираюсь. Этот сезон пропущу, а вот потом…

У РУССКИХ ПРОСТО ОТОБРАЛИ РЕКОРД

– После Пекина вы говорили, что и Лондон под большим вопросом, а теперь нацелены на Рио.

– Молодая была, глупая.

– Если после всего произошедшего вы собираетесь готовиться к Играм-2016, значит, у вас осталась какая-то нереализованная мечта?

– Ага, получить третью "баранку" на Олимпийских играх (Феофанова не взяла начальную высоту в Сиднее. – Прим. В. И.) и тем самым войти в историю. На самом деле, конечно, обрадуюсь любой медали. При условии, что она будет золотой. При этом я понимаю, что с каждым годом шансы снижаются, и для достижения цели придется приложить максимум усилий.

– Задевает, что при всех достижениях и наградах, вы так и не ощутили вкуса полета на 5 м?

– Ну, а что теперь? Я ростом 1,63, а хотела быть 1,75. Вот у меня нос один, а я хочу другой. Не убиваться же теперь каждый день. Зато я чиста перед собой. Некоторые не стесняются в средствах, а потом всю жизнь мучаются.

– И вам предлагали допинг?

– Ага. Сказала: дайте мне самую большую таблетку, домой ее покачу (смеется).

– Какими качествами нужно обладать, чтобы установить мировой рекорд?

– Все люди разные. Вот Рено Лавильни всегда как заведенный. Помимо шеста он успевает бегать с барьерами, заниматься мотокроссом и еще целой кучей дел. А какие у него прыжковые объемы, я даже представить боюсь! Что вы хотите, если дома у него стоит прыжковый сектор? Я лично вообще не удивилась, когда зимой он прыгнул 6,16. Он же маньяк – в хорошем смысле!

– А почему вы не признаете правомерность рекордных 5,02, которые зимой 2012 года прыгнула американка Дженнифер Сур?

– Я считаю, это обман. Не понятно, что за помост был в этом загадочном Альбукерке. И ведь больше к этому результату она не приблизилась даже близко! Такое ощущение, что у русских просто отобрали рекорд. Для них это не впервой. В начале 2000-х мы рубились со Стэйси Драгилой на уровне 4,65 – 4,70, как вдруг, в непонятном Пало Альто, она "зарядила" 4,81. Ничего не напоминает? Я вот понимаю Лена – она даже если не прыгает 5 м, то всегда близко к этому. И ее рекорды ни у кого сомнений не вызывают. А Сур лишь раз взлетела у себя дома на непонятном помосте… По мне рекорд мира до сих пор принадлежит Исинбаевой.

– Вам понятно желание Елены поехать в Рио после триумфа на домашнем чемпионате мира?

– Мне кажется, она сейчас живет по принципу: вижу цель, не вижу препятствий. Лена уже столько всего сделала, что на какой ноте не закончит – все будет замечательно.

– А еще она недавно родила дочку. У вас ведь тоже были мысли о материнстве.

– Можно было бы использовать этот год… Но, видимо, время пока не пришло.