В испанской Мурсии состоялся основной отборочный старт на чемпионат мира в Пекине – Кубок Европы по спортивной ходьбе. Российская команда, несмотря на все недавние скандалы, выступила триумфально: на трех дистанциях были выиграны четыре медали, две из которых – золотые. Одна из них на счету 24-летней Эльмиры Алембековой. Той самой, которая в сентябре 2013-го, после полуторагодичного перерыва, возобновила карьеру, а уже в 2014-м выиграла чемпионат Европы в Цюрихе.
– Как прошлогодние успехи изменили ваше восприятие спорта?
– Я стала более уверенной во время соревнований. После перерыва в карьере сама не знала, чего от себя ожидать, а сейчас четко осознаю, что способна бороться с кем угодно.
– После вашей победы в Цюрихе ребята из команды шутили: теперь-то вы поменяете свою "четырнадцатую", которую ласково называете "бандитка". На чем передвигаетесь теперь?
– Все на ней же.
– Во время того же чемпионата Европы вы часто повторяли, что в вашей победе огромнейшая заслуга Ольги Каниськиной. После дисквалификации она продолжает вас хотя бы консультировать?
– Нет, теперь с нами работают Константин Начаркин, Сергей Никитин и другие молодые специалисты. У нас большая группа. Чувствую себя в ней очень комфортно. Хотя методика тренировок выработана давно, и нагрузки такие же, как раньше. Наше дело маленькое – выйти на тренировку и выполнить все, что говорят.
– Знаю, что вы с Каниськиной подруги. Как Ольга относится к тому, что ее собираются лишить медалей спустя столько времени?
– Не хотела бы об этом говорить.
– Тогда расскажите, с какими впечатлениями вернулись из Мурсии?
– Самое главное – я завоевала право выступить на чемпионате мира. Нам давно объявили, что первые два спортсмена из российской команды, при условии попадания в итоговую шестерку, автоматически отбираются в Пекин. В первую очередь я ехала выполнять именно эту задачу. Но удалось победить! Эмоции просто колоссальные. Особенно приятно, что я выиграла в борьбе. Такое надолго остается в памяти. Итальянка Элеонора Джиорги уступила мне каких-то две секунды. Мы боролись до последних метров!
– При этом ваш результат (1:26.15) заметно превышает время, с которым вы в прошлом году победили на чемпионате Европы (1:27.56).
– Да, результат очень хороший. И это мы еще начали очень спокойно, вторую десятку разогнали!
– Что за история с незасчитанным рекордом мира, который вы установили в феврале на чемпионате России?
– В Сочи я показала результат 1:24,47, но для того, чтобы мировой рекорд официально зафиксировали, необходимо присутствие во время соревнований как минимум трех международных судей. Это условие выполнено не было, поэтому мое время признано только рекордом России. Но ничего страшного. У меня все впереди. Главное – доказала, что могу.
– На российских стартах международных судей не бывает в принципе?
– Бывают. Но в этот раз их почему-то не позвали.
– Видимо, никто не ждал столь высоких результатов.
– Наверное. Все-таки самое начало сезона... Но там как вышло – такой темп задала не я, а девочка из Чувашии. Я же просто отсиживалась за ней, терпела, а ближе к финишу вышла вперед. Таких секунд сама не ожидала.
– Вы всегда предпочитаете за кем-нибудь пристроиться? Или если в начале дистанции почувствуете силы – сразу рванете вперед?
– 20 км – это достаточно длинная дистанция. Нужно правильно распределить силы. На старте-то они у всех есть. Вопрос в том, у кого их больше останется на финише. У нас после 15 км все только начинается. Поэтому для меня комфортнее первые 10 км поддерживать темп соперниц.
– Вы вернулись в большой спорт в прошлом сезоне и сходу стали третьей на Кубке мира, а затем победили на чемпионате Европы. В Мурсии почувствовали, что теперь на вас смотрят, как на фаворитку?
– Есть такое. На Кубке мира я держась в группе лидеров, постоянно вертела головой, искала, на кого бы мне ориентироваться. Теперь же я шла и чувствовала, как те же Джиорги и Анежка Драготова старались все время держаться рядом со мной.
– Помимо личной победы вы поучаствовали в завоевании командного кубка Европы. Это имеет какое-то значение?
– Огромное! В первую очередь мы ехали в Испанию именно за ним. По крайней мере, руководство изначально ставило такую задачу.
– На фоне всех недавних скандалов было важно показать, что уровень мордовской ходьбы по-прежнему очень высок?
– С нашей школой не сравнится ни одна другая! Как наши спортсмены побеждали, так и будут продолжать это делать, несмотря ни на что. А кому-то что-то доказывать этим кубком... Я даже не знаю. Сомнений в том, что мы привезем в Россию три кубка, пусть один из них в итоге и оказался серебряным (у мужчин на 20 км. – Прим. "СЭ"), у нас не было.
– Кстати, о мужской "двадцатке". За что в Мурсии был дисквалифицирован действующий чемпион мира на этой дистанции Александр Иванов?
– Не секрет, что к российским спортсменам всегда было пристальное внимание со стороны судей. Хотя сравнивать технику любого нашего ходока, например, с небезызвестным Йоханом Динизом просто невозможно. Способ передвижения француза и ходьбой-то назвать сложно. Саша шел рядом с ним, и на фоне Диниза его техника была просто образцовой. Однако придрались именно к нему... В такой ситуации выход только один – идти настолько идеально, чтобы у судей не было даже малейшего повода для замечаний. Не хочется говорить о какой-то политике, но то, что в Мурсии все было сделано для победы испанца Мишеля Анхеля Лопеса – это очевидно.
– Иванова в прошлом году сняли и на Кубке мира. Он сильно переживает?
– Саша, конечно, очень расстроился. Все-таки им была проделана огромнейшая работа. Он вполне мог бороться за первое место. Но что поделать? Впереди чемпионат мира, и Саша подойдет к нему очень мотивированным.
– В Пекине планируете идти по графику мирового рекорда?
– На соревнованиях такого уровня время не имеет значения. Главное – победить.
– Европейских соперниц вы посмотрели. Но наверняка и в Азии сейчас есть сильные конкурентки?
– Учитывая то, что чемпионат мира пройдет в Пекине, можно уже сейчас говорить, что нашими главными соперниками будут китайцы. Например, Сючжи Лу в марте установила рекорд Азии (1:25.12). Будет интересно!
– Вместе с вами в Мурсии был и Юрий Борзаковский. Какое впечатление осталось от общения с главным тренером сборной России?
– Приятно, что он приехал с нами, всех поддерживал. Юрий Михайлович провел там несколько собраний – и до старта, и после. Ему легко находить со спортсменами общий язык, потому что он сам завершил карьеру совсем недавно. Борзаковский без проблем подбирает именно те слова, которые нужны, и это понятно – ведь он чувствует всю ситуацию со стороны спортсмена.
– Австралиец Джаред Тэллент, который не оставляет без внимания ни одну новость про российскую ходьбу, на этот раз написал об итогах Кубка Европы: "Два золота ушли к грязным обманщикам с Востока". Скажите честно, его постоянные нападки напрягают?
– Вообще нисколько. Но какое право он имеет переходить на личности, я не понимаю. Думаю, все дело в том, что он, выступая на соревнованиях, проходит 20 км за 1:30. Это уровень второго десятка на женских стартах. Может, в нем сидит обида? Ну пусть с нами, девушками, выступает!