Статьи

21 июля 2015, 00:40

Дойдут ли ходоки до Пекина?

Добровольная изоляция сборной России по спортивной ходьбе может начаться уже после чемпионата мира-2015. "СЭ" выяснил, кто и на основании чего будет принимать окончательное решение по этому вопросу.

Для ходоков закрыли мир

Всероссийская федерация легкой атлетики (ВФЛА) в прошлый четверг опубликовала пресс-релиз с объявлением: российские ходоки в ближайших международных стартах участия не примут. Причина – "во избежание нанесения ущерба имиджу российской легкой атлетики и в целом российскому спорту". Прошло четыре дня, и выяснилось, что чемпионат мира, который пройдет в конце августа в Пекине, в эти "ближайшие старты", возможно, и не войдет. Об этом во время "Мемориала Знаменских" заявил генеральный секретарь ВФЛА Михаил Бутов.

– Я бы не хотел менять принципиальную позицию, которая озвучена в пресс-релизе, – пояснил на следующий день Бутов в интервью "СЭ". – Мы понимаем, что проблема есть и ее так или иначе придется решать. Но решение по чемпионату мира еще действительно не принято. Оно будет зависеть от мнения президиума ВФЛА, который соберется в ближайшее время.

Президиум федерации должен состояться в Чебоксарах после окончания чемпионата России – 5 августа. Бутов заверил: никакого давления со стороны Международной легкоатлетической федерации (ИААФ) на ВФЛА не оказывается. Предварительное решение о самоизоляции принято исключительно на основании информации, полученной от Российского антидопингового агентства (РУСАДА).

Виктор ЧЕГИН (слева). Фото - Никита УСПЕНСКИЙ, "СЭ"

Чегина накажут до конца года

– Мы никаких рекомендаций по отстранению спортсменов от соревнований точно не давали. Если, конечно, речь не идет о дисквалифицированных спортсменах, – пояснил, в свою очередь, глава РУСАДА Рамил Хабриев. – Расследование в отношении Виктора Чегина (бывшего главного тренера саранского Центра олимпийской подготовки. – Прим. "СЭ") продолжается. Но оно у нас идет уже год, и сроки его окончания прогнозировать сложно. Если бы мы получили признание со стороны спортсменов, конечно, все бы пошло быстрее. Но пока спортсмены молчат, все запуганы, и мы работаем фактически по косвенным признакам.

Пока дисквалифицированные ходоки игнорируют сотрудников РУСАДА, спортсмены, не попавшие под санкции, продолжают соревноваться. Последним на данный момент стартом для наших ходоков стал чемпионат России, который прошел в середине июня в Чебоксарах. До этого, в середине мая, был Кубок Европы в испанской Мурсии. Он и стал основным отборочным соревнованием к чемпионату мира.

Почти все прошедшие отбор спортсмены представляют Мордовию. Только тренировать их теперь будет уже не Чегин. 16 июля во время пресс-конференции после окончания Всемирной летней универсиады заслуженный тренер России объявил о завершении карьеры, которую он начал в 1985 году. Но среди спортсменов, попавших в сборную, есть и те, кто изначально работал не с Чегиным. В основном это воспитанники чувашской школы ходьбы.

Олимпиада ИВАНОВА. Фото Григорий ФИЛИППОВ, "СЭ"

Виктор Чегин завершил карьеру

– Конечно, будет обидно, если ходоки не поедут на чемпионат мира, – прокомментировала заявление ВФЛА серебряный призер Олимпийских игр-2004, двукратная чемпионка мира и старший тренер сборной команды Чувашии по спортивной ходьбе Олимпиада Иванова. – И девочки, и ребята готовились. Это основной старт сезона, и отдавать кому-то медали… Ведь есть спортсмены, которые тренируются не у Виктора Михайловича Чегина. Я считаю, что те люди, которые у него не тренируются, все-таки должны выступать, вторая команда может дать замену.

– Как в чувашской школе спортивной ходьбы реагируют на все происходящее сейчас в Мордовии?

– Знаете, мы были настолько заняты, что поддаваться каким-то эмоциям нам было просто некогда. Тут и универсиада, и юниорская Европа. Так что мы занимались своим делом, боролись за медали для своей команды.

– А до этого? Ведь главное объявление – о дисквалификации трех олимпийских чемпионов Ольги Каниськиной, Сергея Кирдяпкина и Валерия Борчина – было сделано зимой.

– Как бы мы ни хотели, чтобы спорт был вне политики, так быть не может. Так что в этой истории я вижу в первую очередь политические стороны. К нам всегда предвзято относились. Видимо, всем надоело, что столько лет в ходьбе мы не отдаем никому медали.

– Кому надоело?

– Европе, миру. Всем тренерам.

– Какие взаимоотношения были между вашими центрами ходьбы в последние годы?

– Дружелюбные. Соперник – он ведь не враг. Соперники нас подстегивают, и мы много чему у них учимся, методикам тренировок.

– И мордовская школа ни разу не переманивала ваших лучших ходоков?

– Ну, такие решения мы принимаем обоюдно, все обговаривается. Без нашего согласия ничего не делается.

– Много спортсменов вы отдали?

– Нет. С тех пор как я пришла работать, почти за пять лет, отдали, наверное, только одну спортсменку. Сейчас мы готовим своих спортсменов и стараемся возродить нашу школу.

– Кого вы отдали?

– Это была не моя ученица. Клавдия Афанасьева, она как раз недавно стала чемпионкой Европы среди юниоров.

– То есть никакого осуждения по отношению к мордовской школе ходьбы и лично к Виктору Чегину с вашей стороны нет?

– Нет, нисколько. Наоборот.

– Получается, вы его поддерживаете?

– Нет, мы не поддерживаем. На самом деле, мы много что сегодня не понимаем. Например, почему сборная одной страны сдает триста проб в год, а мы три тысячи проб в год. Каждые две недели мы проходим допинг-контроль в шесть утра. Идет какая-то охота… Мы, конечно, не против, но когда тебе в девять утра выходить на тренировку и идти 25 км, вставать в шесть утра не совсем приятно.

1