Статьи

30 сентября 2015, 11:30

Анна Чичерова: "Надеюсь, что смогу преодолеть себя в Рио"

Владимир Иванов
Обозреватель
33-летняя олимпийская чемпионка поняла, какие проблемы со здоровьем помешали ей выиграть чемпионат мира в Пекине

– Какими были ваши первые чувства после третьего места на августовском чемпионате мира?

– Досада. У меня ведь в самый последний момент выскочила травма, никаких предпосылок к которой не было. Так странно все получилось. А сейчас, когда прошло некоторое время и эмоции улеглись, я проанализировала весь сезон и осознала, что запросто могла его вообще пропустить. В этом свете медаль чемпионата мира представляется неплохим достижением.

– Когда вы получили травму?

– 23 августа, на последней тренировке в Пекине у меня сбоку что-то сильно кольнуло. Несмотря на это, я спокойно доделала всю работу. Видимо, была хорошо разогрета. Но с каждым днем боль стала нарастать. А потом и вовсе что-то стало хрустеть. Судя по всему, из-за случившегося нагрузка в тазобедренном суставе начала перераспределяться по-другому, отчего стало еще хуже. Неприятные ощущения не покидали даже во время ходьбы. Естественно, отталкиваться в такой ситуации было не очень комфортно. Перед глазами тут же всплывал Глазго (там в 2014 году Чичерова получила тяжелейшую травму, из-за которой выбыла из строя почти на 10 месяцев, – Прим. В.И.). Преодолеть это было очень сложно. Пару раз говорила себе: "Ну что же ты, не можешь потерпеть и сделать через не могу?".

– Как же вы прыгнули 2,01?

– Я не говорю о том, что боль была нестерпимой. Физически я выжимала из себя все, что могла. Но только в рамках того, что позволяла голова. Бить наотмашь и прыгать с настроением "пусть потом хоть земля провалится" я не могла.

– А это как-то контролируется? Если нечто похожее будет в Рио, вы сможете преодолеть себя?

– Я очень на это надеюсь. На Олимпийских играх в Лондоне у меня получилось. Там тоже все было непросто, но я четко понимала: отступать некуда. А прошедший чемпионат мира… Не хочу умолять его достоинств, но все-таки я осталась в спорте не из-за Пекина, а ради Рио. Мысль об этом сидит прочно.

– В 2011-2012 годах вы были на самой вершине, а сейчас хоть и где-то очень близко, но, как ни крути, не там. Это бьет по самолюбию?

– Да бьет, конечно. Можно было спокойно заканчивать после Лондона. А меня все никак не отпускает стремление побеждать.

– Нет страха из-за того, что может не получиться поставить красивую точку в карьере?

– Уже нет. Я отдаю себе отчет в том, что жизнь волнообразна. Мной движет жажда победы, и тренируюсь я только ради первого места. Но если на выходе получается другое – я не убиваюсь. Значит, меня приберегли для чего-то другого. Хотя на Рио настраиваюсь, как на последний бой.

ТРАВМА

Анна ЧИЧЕРОВА. Фото Антон СЕРГИЕНКО
Анна ЧИЧЕРОВА. Фото Антон СЕРГИЕНКО

– В причине травмы разобрались?

– Уже в Москве было ультразвуковое исследование, которое показало надрыв напрягателя широкой фасции бедра. Сначала эта травма казалась мне нелепой. Но если подумать, можно найти очень простое объяснение: в оптимальный тренировочный процесс на стадионе я включилась только с середины марта. Этому предшествовала работа в реабилитационном центре. Для полноценной подготовки организма к сезону этого мало.

– Болевые ощущения сейчас не тревожат?

– Дискомфорт еще ощущается, хотя я уже успела побывать на Мертвом море. Проводила там реабилитационные процедуры.

– Какие есть варианты лечения?

– Их два. Делать локальную работу или операцию. Но второе уже точно не наш путь. Тем более тазобедренный сустав такое место… Гарантий успешного исхода не может дать никто.

– Зачем вы выступили в финале "Бриллиантовой лиги" в Брюсселе, который был уже после чемпионата мира?

– Исследование меня чуть успокоило. Стало понятно, что ничего не сломалось, не оторвалось. С этим можно что-то делать. В Пекине меня сильно стопорила неизвестность. Воображение дорисовывало свою картинку. А когда выяснилось, что дело в очень неприятном и болезненном, но все-таки надрыве, стало проще. В принципе, терпеть можно. Что я и делала в Брюсселе. Но все-таки усугублять травму сейчас смысла нет.

Зачастую глобальные проблемы вырастают именно из мелочей. Поэтому я решила не играть с фортуной в рулетку и отказалась от Всемирных военных игр. Сейчас поеду на грязи в Азербайджан и надеюсь, что уже к ноябрю полностью решу вопрос здоровья. А если бы мы продолжили готовиться к поездке в Корею, то лечение пришлось бы откладывать. С этим лучше не шутить

ТРЕНЕРСКИЙ ВОПРОС

29 августа 2015. Анна ЧИЧЕРОВА выступает в финале чемпионата мира в Пекине. Фото AFP
29 августа 2015. Анна ЧИЧЕРОВА выступает в финале чемпионата мира в Пекине. Фото AFP

– Говоря "мы бы продолжили готовиться", кого имеете в виду?

– Этот сезон я работала с Владимиром Плехановым. При этом связи с Евгением Загорулько мы не теряли. Я получила хороший опыт. На тренировках было много нового, поэтому мне было очень интересно.

– Как вы, кстати, относитесь к новым веяниям в прыжках в высоту? Новоиспеченная чемпионка мира Мария Кучина, например, вообще не занимается со штангой, что для прыжков в высоту – нонсенс.

– У Маши еще такой резерв! В Брюсселе она прыгала просто фантастически! Очень здорово, что они с тренером Геннадием Габриляном нашли друг друга. При этом нельзя говорить о том, что работа, которую они делают, на 100 процентов подошла бы кому-то еще.

– Еще они вообще не разбирают прыжки. Ни свои, ни чужие. Вы бы так смогли?

– У меня все по-другому. Я росла в спортивной семье, все полки в шкафу у нас были заставлены книжками про олимпийское движение. Я пропитана этим духом с детства: смотрела, как прыгала Стефка Костадинова, знала, что Ульрике Мейфарт выиграв Олимпийские игры в Мюнхене в 16 лет стала самой юной высотницей-олимпийской чемпионкой, а когда через 12 лет повторила свой триумф в Лос-Анджелесе – стала на тот момент еще и самой возрастной. У меня в голове столько спортивной информации, которую я впитывала буквально с молоком матери, что не смотреть прыжки я не могла и не могу.

При этом, безусловно, каждый имеет право на свой подход. Но мне ситуация видится так. Ты готовишь борщ и думаешь, что он самый лучший на свете. Идеал кулинарного искусства! А потом приезжаешь к бабушке, пробуешь ее стряпню и понимаешь, что твою похлебку и борщом-то назвать нельзя. Не зря же проводится биомеханический анализ, разбираются кинограммы. Все это делается для оптимизации техники. Идеального прыжка для всех нет, каждый организм индивидуален и обладает своими особенностями. Но какой-то костяк должен быть единым. Это мое мнение. Возможно, оно неверное. В конце концов, правильная работа именно та, которая приносит результат.

РАВНОВЕСИЕ В МИРЕ

29 августа 2015. Анна ЧИЧЕРОВА в ходе финале ЧМ-2015. Фото REUTERS
29 августа 2015. Анна ЧИЧЕРОВА в ходе финале ЧМ-2015. Фото REUTERS

– Вы с 2004 года на постоянной основе находитесь в сборной. Можете сказать, что ЧМ в Пекине в плане давления и атмосферы был самым тяжелым для нашей команды за последние 11 лет?

– Он был омрачен тем, что происходило незадолго до него. Какие-то скандалы, слухи, о том, что кого-то в последний момент могут оставить дома. Все это напоминало сгущающиеся на небе тучи. Но в сборной, к счастью, давления не было, никто ничего не нагнетал. Все прекрасно понимали, в какой мы ситуации и задача ставилась банальная – показать тот же уровень результатов, что и по ходу сезона.

– Сложное начало чемпионата в плане результатов не давило?

– Мне кажется, в мире есть какое-то равновесие. Вот, например, не сложилось у Кати Коневой. Но зато какая шикарная победа последовала в исполнении Сергея Шубенкова! Это просто космос! А какой бег показал Денис Кудрявцев?! Может быть, планируемое медальное выступление Кати каким-то космическом образом трансформировалось в успехи ребят. Все в какой-то степени компенсируется.

– При каких раскладах Россия могла выступить в Пекине лучше?

– Не знаю, как насчет лучше… Но с годами я стала замечать, что люди начали меньше общаться друг с другом. Это касается не только нашей сборной. Всех. А хочется какого-то единения. Я думаю, что у каждого в сборной должно быть ощущение, что он является частью дружной и сильной команды. Для этого нужно создавать атмосферу изнутри, элементарно приходить после своего выступления на стадион и болеть друг за друга. Нечто похожее происходит в олимпийской деревне. В какой-то момент все люди в российской форме начинают общаться, здороваться, интересоваться положением дел в других видах спорта, поддерживать друг друга. Это очень подстегивает и заводит. И мне кажется, в плане командного духа у нас как раз еще есть резервы.

Анна ЧИЧЕРОВА НА ПЬЕДЕСТАЛАХ ЧЕМПИОНАТОВ МИРА И ОЛИМПИАД

Соревнование

Город

Место

Результат

ЧМ-2007

Осака

2

2,03

ОИ-2008

Пекин

3

2,03

ЧМ-2009

Берлин

2

2,02

ЧМ-2011

Тэгу

1

2,03

ОИ-2012

Лондон

1

2,05

ЧМ-2013

Москва

3

1,97

ЧМ-2015

Пекин

3

2,01