Статьи

Допинг

1 апреля 2016, 20:15

Кенийские гастарбайтеры

Наталья Марьянчик
Обозреватель
Почему ВАДА и ИААФ взялись за полулюбительскую команду, ни один из членов которой наверняка никогда не дойдет до уровня чемпионатов мира, Европы или Олимпийских игр

Наталья МАРЬЯНЧИК

Бизнес Ларисы Михайловой – тяжелый, опасный и не самый прибыльный, – имеет шансы состояться только в США. Ни в одной другой стране мира нет такого количества соревнований: пробегов на шоссе, полумарафонов и марафонов. Весной и осенью эти старты проводятся буквально каждые выходные. Участвуют в них по большей части любители, но для создания спортивного интереса организаторы приглашают нескольких профессионалов, которые и борются за денежные призы. Суммы разыгрываются символические, в районе 500 долларов. Чтобы зарабатывать этим на жизнь, нужно выступать часто, очень часто. А делать это, будучи "чистым", крайне сложно.

Кенийка Лилиан Мариита, которая уже получила восемь лет дисквалификации, обвинила Михайлову в том, что та давала ей стероиды под видом витаминов. В интервью британской газете Daily Telegraph Мариита заявила: "Агент давала мне красные таблетки, говоря, что это мультивитамины и их нужно принимать дважды в день. А я думала, что таблетки не могут быть допингом, запрещены только инъекции".

Шокирующий уровень наивности для современной спортсменки. Но учтите, что Мариита – это не второй и не третий, а какой-нибудь двадцатый состав сборной Кении. Фактически в США она находилась на правах гастарбайтера: зарабатывала бегом, а затем отсылала деньги домой, в Кению. Лилиан – профессиональный атлет в том смысле, что обеспечивает спортом свою жизнь, но она никогда не мечтала выступать в составе своей сборной на каких-либо крупных соревнованиях.

При этом Мариита не входит в так называемый пул тестирования ВАДА и что такое программа ADAMS, куда все элитные спортсмены подают сведения о своем местонахождении, она наверняка даже не знает. Ее поимка на допинге – это дело случая. Представителям ВАДА шепнули фамилию кенийки, они внезапно нагрянули на марафон с ее участием, взяли пробу – и вуаля. Карьера этой бегуньи навсегда закончена, но сколько еще осталось колесить по просторам США таким же, как она?

Интересно, что никаких доказательств конкретно против агента Ларисы Михайловой у ВАДА и ИААФ нет. Михайлова никого не тренирует и отвечать за действия спортсменов из своей группы не обязана. По этой логике агента дисквалифицированных мордовских ходоков вообще нужно отстранить пожизненно – хотя все понимают, что этот человек не имел никакого отношения к происходившим в Саранске манипуляциям.

Так вышло, что в биографии Михайловой переплелись две страны, которые находятся сейчас на грани пропуска Олимпийских игр в Рио, – Россия и Кения. 5 апреля истекает дедлайн, который представителям этого государства дали на исправление ситуации. После этого будет принято решение: допустят ли кенийских атлетов на Олимпиаду. Властям африканской страны можно только посочувствовать: по миру сейчас разъехались сотни бегунов-гастарбайтеров, подобных Мариите. Победитель практически любого марафона в любой точке земного шара может оказаться родом из Кении или из Эфиопии. Все эти люди не имеют никакого отношения к спорту в его олимпийском понимании: они никогда не поедут ни на какие Игры и даже не стремятся к этому.

Спортсмены из группы Михайловой живут у нее же в доме, платя хозяйке за комнату по 10 долларов в сутки. Выступают на соревнованиях в таком графике, который настоящим профессионалам и не снился. Для сравнения: если элитные бегуны проходят по два-три марафона в год, Мариита в 2014 году выступила в 24 пробегах в 13 различных штатах США. Ее суммарный заработок за весь этот адский труд составил 24 тысячи долларов. 15 процентов от этой суммы она заплатила своему агенту.

Нетрудно подсчитать: чтобы как-то сводить концы с концами, Михайловой надо опекать десятки таких, как Мариита. Мы не знаем, действительно ли агент давала своим подопечным допинг или они употребляли его по собственной инициативе. Факт тот, что если ВАДА действительно начнет ворошить это осиное гнездо, дисквалификации посыпятся одна за другой. И Кения рискует провалиться в это допинговое болото куда глубже, чем Россия.

3