Статьи

4 февраля 2020, 12:45

«Чегин никогда не перестанет тренировать. Для него это жизненный принцип»

Наталья Марьянчик
Обозреватель
Легкоатлет Сергей Литвинов — о будущем своего вида спорта и шансах россиян поехать на Олимпийские игры в Токио.

Сергей Литвинов (младший)
Родился 27 января 1986 года в Ростове-на-Дону
Отец — олимпийский чемпион 1988 года, двукратный чемпион мира Сергей Литвинов.
Выступал за Германию, Белоруссию, с 2010 года — за Россию.
Бронзовый призер чемпионата Европы (2014).
Двукратный победитель командного чемпионата Европы (2013, 2015).
Бронзовый призер Универсиады (2013).

Сергей Литвинов. Фото Reuters
Сергей Литвинов. Фото Reuters

Накануне президиум ВФЛА во главе с исполняющей обязанности президента Юлией Тарасенко в полном составе ушел в отставку. До выборов нового президиума 28 февраля руководить федерацией будет специально созданная рабочая группа. Подобный режим внешнего управления, плюс отсутствие государственной аккредитации и международного признания — итог работы федерации в виде спорта, который еще пять-шесть лет назад считался одним из самых успешных.

Каковы шансы российских легкоатлетов выступить на Олимпийских играх в Токио хотя бы в нейтральном статусе?

Как относятся к происходящему в федерации сами спортсмены?

Кого поддержит на выборах президента комиссия спортсменов ВФЛА?

Все эти вопросы мы задали одному из самых авторитетных участников нашей сборной, члену комиссии спортсменов чемпион России и призер чемпионата Европы в метании молота Сергею Литвинову.

Хотелось видеть в списке кандидатов на президента федерации больше новых людей

— Как вы относитесь к тому, что федерация лишилась госаккредитации?

— А как к этому можно относиться? Конечно, что мы до этого докатились — это полный крах. Но иного варианта развернуть ситуацию я не вижу.

— Внутренние соревнования и сборы сейчас проходят в прежнем режиме? Или без действующей ВФЛА с их организацией могут возникнуть проблемы?

- Посмотрим, как будет. Министерство спорта обещало взять на себя эти вопросы. Ну и, на самом деле, даже если на каких-то внутренних турнирах или сборах возникнут проблемы, это, конечно, плохо, но будущее федерации — важнее. Ради чего тянуть дальше, если международных соревнований для нас даже на горизонте не просматривается?

— Ваша комиссия спортсменов — это только страничка в Instagram, или реально функционирующая структура?

- Конечно, мы рабочая комиссия. У нас есть общий чат, почти ежедневно мы обсуждаем все вопросы. Сейчас я вижу два основных направления нашей работы. Первое — оказать давление, с тем чтобы в федерации поскорее были избраны руководящие органы, и она реально заработала. Второе — после проведения выборов закрепить в уставе больше полномочий для комиссии спортсменов. Чтобы в дальнейшем мы могли не только создавать шум в Instagram, а реально влиять на ключевые решения. Как показывает опыт, такой общественный контроль очень эффективен.

— Как такая деятельность сочетается со спортивной карьерой?

- Поэтому мы и выбрали председателем тренера Родиона Гатауллина. Потому что совершать звонки и общаться в чате — это одно, а проводить встречи и регулярно посещать заседания президиума и исполкома — совсем другое. Родион Аксанович готов взять это на себя.

— Как вы относитесь к кандидатам на пост нового президента ВФЛА? Кто вам симпатичен?

- Сложный вопрос. Если честно, хотелось бы видеть в этом списке больше новых людей, возможно, вообще не из легкой атлетики. Там есть кандидаты, к которым я лично хорошо отношусь. Есть энтузиасты, которые любят наш вид спорта. Но кто из них будет способен вытянуть федерацию из нынешней плачевной ситуации, мне трудно сказать.

Мы столкнемся с бюрократической системой World Athletics

— Как вы оцените шансы наших легкоатлетов выступить на Олимпийских играх в Токио?

— На данный момент — как очень низкие. Даже если выборы пройдут удачно и в нашей федерации все быстро наладится, дальше мы столкнемся с бюрократической системой World Athletics. И там все точно будет тянуться очень долго и сложно. Если дадут выступить в нейтральном статусе, это будет счастьем, о флаге даже не говорю. Но как мне кажется, даже если кто-то из наших в Токио поедет, таких людей будет немного.

— Вы не согласны с мнением тренера Сергея Шубенкова Сергея Клевцова, который написал, что ультиматум World Athletics — это «дикий запад»: мол, либо признавайтесь сами — либо мы навсегда запретим выступать вашим спортсменам?

- Нет, я понимаю эту ситуацию иначе. Лично бывший президент Шляхтин и другие члены его команды имеют возможность идти в суды. Если они считают себя невиновными, никто не мешает им это доказать. Но World Athletics имеет основания считать, что наша федерация в целом совершила нарушения в «деле Лысенко». Кто там больше участвовал в этих нарушениях или меньше — пусть разбираются конкретные люди в судах. Но если мы хотим вернуть доверие к федерации в целом, свои ошибки нужно признавать. Сейчас World Athletics дала нам возможность не идти в CAS. Это разве не хорошо?

— Если вы сами называете шансы на участие в Играх в Токио очень призрачными, что тогда заставляет продолжать тренировки?

— Уже после пропуска Игр-2016 мне стало сложно мотивировать себя на прежнем уровне. Вроде бы я по-прежнему хожу на тренировки, выполняю весь объем работы. Но когда в голове нет конкретной цели, к чему ты идешь, результат уже не тот. Маша Ласицкене, Сергей Шубенков и другие наши звезды моложе меня, плюс они смогли после Рио абстрагироваться от ситуации и начать заново. То, что сейчас они вынуждены заниматься той же комиссией спортсменов и участвовать в жизни федерации — это уже нездорово. Я по своему опыту знаю, как это мешает в подготовке. Ребята молодцы, что им не все равно, это круто. Но с точки зрения именно тренировок, им будет очень сложно.

В Мордовии не хотят назло всему миру жрать допинг

— Вы выступаете за Мордовию, там жили и тренировались. Как можете объяснить, что местный тренер Виктор Чегин, несмотря на пожизненную дисквалификацию, никак не угомонится?

- Насколько я знаю и наслышан о Чегине, он никогда не прекратит тренировать. Для него это жизненный принцип. Прекратить работать — это примерно как «отдать врагам свое родное детище». И вообще, в самой Мордовии все воспринимается несколько иначе, чем из Москвы.

— Объясните, как?

- Центр спортивной ходьбы знают абсолютно все, он очень сильно повлиял на развитие республики в целом. В центре занимаются более тысячи детей, туда все мечтают попасть. Это, наверное, самый эффективный социальный лифт, который позволяет детям из малообеспеченных семей, из деревень, выбиться в люди. Поэтому попытки Москвы закрыть или ограничить деятельность центра воспринимаются как покушение на святое. Мы пытаемся забрать у людей то, чем они привыкли гордиться. И переубедить их в обратном очень сложно.

— Мол, что такое пара десятков человек, попавшихся на допинге, если есть тысячи детей, которым дали возможность жить нормально?

— Примерно так. Поймите, в Мордовии не сидят какие-то злобные дядьки, которые хотят назло всему миру жрать допинг. У этих людей есть свои благие намерения. Другое дело, что они мыслят другими категориями и занимают не самую дальновидную позицию. Но до переворота сознания и понимания, что такое на самом деле допинг, там еще далеко. И эта проблема ведь не только в Мордовии, у нас так, к сожалению, во многих регионах...

76
  • mobile_actor

    Если бы Марьячик была журналисткой, она спросила бы: почему же «социальный лифт» Чегина работает на допинге?

    05.02.2020

  • mobile_actor

    Вот, на Сицилии, видимо, тоже другое отношение к мафии: ею там гордятся и считают социальным лифтом для молодежи из малообеспеченных семей.

    05.02.2020

  • mobile_actor

    Каниськину поймали на допинге – это общеизвестный факт. Ваши трудности с воображением – ваше сугубо личное дело.

    05.02.2020

  • Владимир Пушкарев

    Сосед Иван Иванович, по суду лишенный права занимать руководящие должности, заявляет: "Я всегда буду занимать руководящие должности. Для меня это жизненный принцип". Ему отвечают: "Не будешь!" Он: "Почему? А как же Чегин?" А ему: "Чегин ходоков воспитывает. А к ходокам наши вожди завсегда относились с лаской и теплом".

    05.02.2020

  • Non-profi

    Увы и ах - ситуация, когда все правы. И комментаторы тоже - причем, одновременно с обеих противоборствующих, так сказать, сторон. Жрать допинг - как и, например, давать взятки чиновникам (кто не грешен, тот... (с) И. Христос) - в нашем Отечестве никогда не считалось зазорным. Да и в ненашем, положа руку на всякие части тела, тоже. И западное двуличие - такая же часть нашего жития-бытия, как и наша готовность равняться во всем чем попало на этот самый клятый Запад. Но правила издревле диктует тот, кто сильнее. А следовать этим правилвм приходится всем. Вот, собственно, и вся причина нашей допинговой эпопеи. Мы чужим правилам не следуем - но и не можем диктовать наши правила другим. Другие обижаются... а мы, как всегда, страдаем. Точнее, не "мы", а те из нас, кто не могут сильно шибко возразить. Векрвая традиция, однако...

    05.02.2020

  • miker65

    Как Шляхтин и Ганус! ...Так Коу в сад этого назначенного в Кремле Юрченко пошлет... Не восстановит статус ВФЛА. Может даже и не позволит белой тряпкой срам Маше, Сереге и Анжелике прикрывать на Олимпиаде. Нас ждет очередная потеря еще 5 лет??? PS. Любит однако наш самбист маскироваться отвлекающими маневрами. Видна борцовская выучка! Бутова, Борзаковского зарядил на выборы... PPS. Борзаковский - замом, как Сильнов при Шляхтине?

    05.02.2020

  • Кто придумал?

    04.02.2020

  • Чтобы было понятно: Саранск - это дыра. А если чуть вглубь Саранска заехать, то там там вообще многие не знают, что СССР больше нет. И перед молодежью стоит выбор. Простой. Либо спиться, либо как-то выбиться в люди. А спортсмены нынче у нас в чести. Потому со всех тьмутараканей нищета идет к чегиным. Ну а чегины пичтают их всякой дрянью, потому что за это ордена дают. Нищета будет не только допинг жрать, она землю сожрет, ибо назад в деревню свою не хочет. У неуиновного Чегина больше двадцати дисквалификаций воспитанников. Вот и все, что надо знать о Чегине.

    04.02.2020

  • Саранский ЦОП действительно центр притяжения спортсменов со всей республики и даже шире... А также гордость этого поволжского народа. И социальный лифт для очень небогатых сельских ребят. Это трудно отрицать и ни к чему ликвидировать. Просто надо отделить мух от котлет, а допинг вместе с Чегиным - от Центра, только и всего! Кстати, как минимум следует упомянуть и негативные стороны гипертрофированного развития мордовской ходьбы: заметное усыхание других видов спорта в республике (особенно - циклических), снижение активности школ с/х в других регионах (вспомним, например, ходоков прошлых лет из Чебоксар, Кемерово, Новосибирска)... Вероятнее всего, почти гарантированное и сравнительно доступное мордовско-чегинское золото в ходьбе привело к таким перекосам... Оставить Центр, усилить контроль со стороны РУСАДА - и да здравствует мордовская ходьба, останется лишь пожелать ребятам успехов!

    04.02.2020

  • echo2011

    Нужно понять одну простую вещь.Если бы спортсмены не хотели тренироваться у Чегина,то Чегин и не тренировал бы никого.А допинг,если бы он имел место,спортсмены как-нибудь и без Чегина раздобыли бы.

    04.02.2020

  • echo2011

    Не "жрали",а придумали проблемы с биопаспортом спортсменов,аномальные показатели которого никем научно не доказаны.

    04.02.2020

  • Антимайдан

    "откуда дровишки"про "хищения"? Из "набросов на вентилятор"? Вы там были, в этом Центре, что бы судить и крушить? С.Литвинов озвучил мнение тех, кто там живет и знает этот Центр лучше нас. Не из чернушных прозападных СМИ. Мнение тех, кто водит туда своих детей. Там тысячи детей занимались и занимаются.

    04.02.2020

  • Scallagrim

    Чегину надо белых ходоков тренировать. Больших успехов достигнет.

    04.02.2020

  • Scallagrim

    Без Чегина и допинга этому центру цена - грошь.

    04.02.2020

  • Scallagrim

    Естественно. Одно строительство этого центра каких денег стоило... Думаю, поболе бюджета Мордовии будет.

    04.02.2020

  • Scallagrim

    Да, надо разрушить. ИБО. Никаких детей в социальных лифтах там нет. Есть бюджетные хищения в особо крупных размерах.

    04.02.2020

  • Scallagrim

    Насколько я знаю и наслышан о Чегине, он никогда не прекратит тренировать. Для него это жизненный принцип. ======== Жрали, жрем и будем жрать. Такой жизненный принцип.

    04.02.2020

  • Антимайдан

    Да-да, Центр в Мордовии надо разрушить. И "в других областях" - надо согласиться, например, с западной трактовкой "виновности" СССР в начале второй мировой войны наравне с гитлеровской Германией. И ваще - во всём согласиться с Западом. А чё - душа у нас русская широкая, пусть всё забирают, "Кельмска волость? Забирайте!"(с)

    04.02.2020

  • Антимайдан

    "Центр спортивной ходьбы знают абсолютно все, он очень сильно повлиял на развитие республики в целом. В центре занимаются более тысячи детей, туда все мечтают попасть"(с) И что - все мечтают туда попасть, что бы жрать допинг? Что - надо Центр разрушить? Полагаю, непосредственно с места событий действительно виднее, чем из редакций западных СМИ и с наших диванов, на которых лежим мы, ни разу не бывавшие в этом Центре.

    04.02.2020

  • Бура Шалаганов

    Последний комент был не мой,тут уже другой товарищ вклинился в наш диалог.

    04.02.2020

  • rusfеd 2.0

    Некий Юрченко. Из элитного кадрового резерва, видимо. Как Шляхтин

    04.02.2020

  • miker65

    Борзаковский?

    04.02.2020

  • Тьфу на вас

    Чегин, как символ нашей лёгкой атлетики... Он как памятник, поэтому его никто не посадит и не вышвырнет вон... Он же памятник... Только надгробный.

    04.02.2020

  • miker65

    Я практически уверен, что мировой рекорд, не так давно побитый, одного очень не любимого у нас альбионца и до которого пару секунд не добежал Борзаковский был честным... Но большинство - да. Надо расследовать и отменять...

    04.02.2020

  • miker65

    Перепрофилировать однозначно! Там даже стены Чегинской мерзостью пропахли.... Пусть мордва теперь там стреляет из лука или на конях ездит-скачет... Тоже неплохие виды спорта, особенно второй... Я понимаю, что ты не любишь лед... Но наш хоккей силен в том числе и тарасовским духом. Пока еще силен... Там считается западло играть договорняки, симулировать, косить под дебилов на прессухах и интервью, геройствовать подложно и прочей футбольной мерзостью заниматься...Его школа. Тарасовская. А у Чегина тоже своя... Бакулин - птенец гнезда Чегина -осенью это нам всем показал, схватив повторный 8-летний дисквал...

    04.02.2020

  • miker65

    Не может быть!!!! Не верю! После пожизненного дисквала - не верю!

    04.02.2020

  • Ыгсрнукгыылшу

    это вы про народ и сыр из пальмового масла и хлеб из фуража

    04.02.2020

  • Ыгсрнукгыылшу

    глава государства лично ему вручил орден после поимки на допинге, вот и делайте выводы

    04.02.2020

  • Никого не кормил, сами жрали, ироды!

    04.02.2020

  • miker65

    Да косят под болванов... Не более того.

    04.02.2020

  • miker65

    Как запретишь-то? У нее профессия востребована. На ленинградке особенно.

    04.02.2020

  • Драчев у нас не за Конституцию будет ответственным и не за винтовки. А за Инстаграмм. Потому как больше ни в чем не разбирается. Лично я жду поправки, позволяющей именовать Самого Верховным Правителем. России это необходимо для великодержавия.

    04.02.2020

  • rusfеd 2.0

    К тому, что народ до сих пор не верит в массовые позитивные допинг-тесты российских легкоатлетов. А в случае с чегинскими это не царапины на пробирках, а реальные выявленные вещества

    04.02.2020

  • miker65

    Не въехал...Это ты к чему?

    04.02.2020

  • rusfеd 2.0

    Ого. А тем временем шел уже 2020 год.

    04.02.2020

  • echo2011

    Еще раз.Никаким допингом Чегин никого не кормил,его просто назначили виноватым. Глядя,например,на миниатюрную Каниськину,трудно себе представить,что она принимала допинг...

    04.02.2020

  • polpred

    А давайте уволим Наталью Марьянчик и запретим ей быть в профессии. Что ? Нельзя ? Для неё это вся жизнь ? То-то же.

    04.02.2020

  • rusfеd 2.0

    Драчева мы для правок в Конституцию задействуем. Там уже и бога, и дзюдо упомянули, а винтовки - еще нет. Не по-русски получается

    04.02.2020

  • Рано еще. Для начала надо наградить или хотя бы поощрить. А потом повысим. Или повесим... Потом решим. У нас пока Драчев в очереди на повышение.

    04.02.2020

  • rusfеd 2.0

    А тем более - талантливый художник. Но мы же гуманное общество - пусть работает. Согласен с тобой, конечно. И вообще - пора его повысить. Порядком надоел уже этот круговорот Мутко в природе. Что он, один-единственный талант у нас?? Пусть и другие заслуженные люди получат свой шанс!

    04.02.2020

  • Но в изоляции он же погибнет... Птица в клетке долго не живет.

    04.02.2020

  • Пусть руководство думает. А наше дело - исполнять.

    04.02.2020

  • rusfеd 2.0

    В защиту чего выступил Литвинов?

    04.02.2020

  • Бо

    У кого-то принципы, а кого-то пропуск 2-й Олимпиады.

    04.02.2020

  • rusfеd 2.0

    Я не понял нападок читателей на Литвинова. Он же на оправдывает Чегина, а объясняет, что тот больше ничего не умеет, и поэтому до сих пор пытается этим заниматься. А сам Литвинов - давний оппозиционер в российской легкой атлетике. Критиковал системный допинг еще тогда, когда Маша Кучина под стол пешком ходила, то есть еще тогда, когда критиком был практически он единственный. Ушел на задний план только потому, что перестал отбираться на крупные спортивные турниры, а лидерами сборной - и хэдлайнерами - за это время стали Шубенков и Ласицкене.

    04.02.2020

  • Alnik-star

    А вот думать-то как раз обязательно надо. Если есть чем.

    04.02.2020

  • miker65

    Не согласен. Серега - не апологет допинга. Он честный атлет, не допингер! И не боится это высказывать. Но тут сглупил, конечно.

    04.02.2020

  • rusfеd 2.0

    Марьянчик: "Как вы относитесь к кандидатам на пост нового президента ВФЛА? Кто вам симпатичен?" ===== Беззубая у нас газетенка. Нужный кандидат уже прошел согласование в администрации президента. И имя главы федерации, таким образом, известно. И узнать его можно на нормальных спортивных ресурсах. Все остальные кандидаты - массовка. И вопрос по центру в Мордовии. Я не понял, зачем стараться его закрыть?? Нужно изолировать Чегина (если нужно, от общества изолировать буквально), но зачем закрывать инфраструктурный объект?

    04.02.2020

  • Ravil R

    Вообще все старые рекорды по правильному надо аннулировать, у меня сомнения что ктото без допинга их делал, можно вспомнить еще Бимона затем Пауэлла, Сотомайора. А ИААФ даже результаты Грффин джойнер отменить не могут, типа "не пойман не вор"

    04.02.2020

  • Баск

    Апологет - человек выступающий в защиту чего-либо. А дальше читайте статью, да и некоторые комментарии тоже.

    04.02.2020

  • glass99

    "Почему рекорд Седых стоит уже без хвостика 40 лет?" - контроль тогда был другой, всё-таки. И многое было разрешено (из того, что сейчас запрещено). Сейчас, похоже, можно любого чемпиона прошлого взять - и дисквалифицировать. Вообще в любом виде, скорее всего. Ну, кроме шахмат))) (да и то - не факт)

    04.02.2020

  • miker65

    Ты кого имеешь в виду? Кто апологет допинга? Чегин, Литвинов или Марьянчик? Литвинов - честный спортсмен и не апологет. А вот остальные двое - вне всяких сомнений....

    04.02.2020

  • Баск

    Вот, благодаря таким апологетам допинга, мы уже практически потеряли легкую атлетику.

    04.02.2020

  • Никому не нужна демократия. Человек счастлив только когда живет под жестким присмотром власти.

    04.02.2020

  • NS71

    Им нужна ДЕМОКРАТИЯ, сэр

    04.02.2020

  • miker65

    Правильно тут многие подметили... Парень глуповат... У него вид спорта на грани полного закрытия. Последние 5 лет нас заставляли по сути... без трусов выступать и белой тряпкой прикрывать срам - это образно - на смех всему белому свету... А у него - как у Богословской и Чен - Чегин- гений мировой легкой атлетики и идол мордвы...

    04.02.2020

  • Давно пора уже! Развели, понимаешь, бардак. Испанцам не нужен Король, им нужна Республика.

    04.02.2020

  • Ангелика Бюхер

    Точно. Долой испанскую монархию !

    04.02.2020

  • htzac77

    Да уж,общий смысл сказанного:Чёгина не трогать,он святой.Жрали,жрём и будем жрать,не скоро это переборем...Несколько всё противоречиво.Прям государство в государстве.

    04.02.2020

  • Ж и в о й

    Насчет Чегина все понятно, это фанатик, который будет продолжать тренировать даже сидя в тюрьме!

    04.02.2020

  • miker65

    Ну и Марьянчик...Ох и прожженая бабенка...про Чегина она у метателя спрашивает... Где вопрос про батю и звездное трио: Федерер-Надаль-Джокович , пардон, Седых-Литвинов-старший - Никитин? Кто из стариков жрал допинг? Почему рекорд Седых стоит уже без хвостика 40 лет? 100 лет простоит? Почему весьма заметно упали результаты метателей за последние 10 лет? Почему Серега - категорически не приемлет допинг? Почему Гатауллина не зарядили в президенты ВФЛА?

    04.02.2020

  • Редко думаю...( Но Чегина поддержать надо. Я тоже пойду тренироваться к нему.

    04.02.2020

  • взять все и поделить

    все...я понял...то, что весь мир называет "жрать допинг" у нас называют "иметь благие намерения", "мыслить другими категориями" и иметь "не самую дальновидную позицию"))))...и эта разница в понятиях и терминах))), судя по нашему телеку, не только в спорте, но и в других областях, в которых кровавый запад "безо всяких оснований" нападает на великую и прекрасную и такую самобытную и уникальную...))) ...им не понять широкой русской души...руссофобы))

    04.02.2020

  • Бура Шалаганов

    Думаете обычный деревянный сарай на улице?

    04.02.2020

  • Ну что вы... В России не в каждой камере унитазы, а вы про такой креатив...

    04.02.2020

  • Бура Шалаганов

    А вдруг у них камеры в унитазах?

    04.02.2020

  • Так когда он вам таблетки давать будет, вы их незаметно в унитаз смывайте.

    04.02.2020

  • Бура Шалаганов

    Он меня допингом будет кормить,я за чистый спорт.

    04.02.2020

  • Бура, только идите к Чегину. Не дайте тренеру умереть без дела.

    04.02.2020

  • Да что вы пристали к Чегину? В Испании огромная банда несколько миллиардов заработала на допинге, а Король Испании, Хуанито этот патлатый, даже не почесался. Вот где копать надо! А тут один трудоголик Чегин... Ну он не может иначе! Вы его пинками за дверь, а он через окно лезет. Такого в Думу надо.

    04.02.2020

  • SPRAVEDLIVYI

    Класс!!! Это признание надо показывать всем...

    04.02.2020

  • Djin Ignatov

    Его никто не трогает , потому что он кормил миллионаит не только спортсменов и себя - а также чиновников федерации вплоть до министра спорта Мутко и Колобкова !

    04.02.2020

  • Бура Шалаганов

    Внял вашему совету,иду тренироваться.

    04.02.2020

  • Пудинг протух

    Слабоумие и отвага :joy:

    04.02.2020

  • KonstantinLutsky

    Бура, натренеруйтесь и пройдите полтинник на Олимпиаде желательно в первой десятке.Без допинга. Вот тогда и поговорим.

    04.02.2020

  • Бура Шалаганов

    Чегин никогда не откажется от кормить допингом своих спортсменов,для него это жизненный принцип.

    04.02.2020