Год назад, в феврале 2024-го, Международная федерация легкой атлетики объявила о планах по изменению формата прыжков в длину и тройным — отмене традиционной доски с пластилином и замене ее на зону отталкивания. Изначально сообщили о запуске некой пилотной программы, однако уже тогда было ясно, что сама идея очень сомнительна.
Суть нововведения в следующем. Исторически для замера длины прыжка используется расстояние от доски белого цвета и размещенной на ней специальной полоской пластилина до точки приземления спортсмена в яму с песком. Этот способ был сформирован изначально, для фиксации результата он требует рулетки, не более. От спортсмена, в свою очередь, требуется оттолкнуться для прыжка от точки, наиболее приближенной к пластилиновой полоске, но не наступая на последнюю.
Это формирует у прыгунов специфический навык — умение не просто быстро разбежаться и далеко прыгнуть, но попасть в отталкивание на конкретный участок нужным шагом, с точностью до сантиметра, иногда миллиметра. Недоступ — спортсмен украдет часть результата сам у себя. Заступ — попытка не засчитывается. Для того чтобы идеально попасть на планку, спортсмены учитывают и свое состояние в день старта, и ветер, и особенности покрытия сектора. Порой они рискуют, ищут идеальный разбег первыми попытками, делая заступ, и так далее. Отдельной историей проходят старты в дождь, когда планка становится скользкой и вероятность получения травм при попадании на нее возрастает.
Подобный регламент формирует ритм и картину соревнований в прыжках, когда интрига не только в том, насколько улетит тот или иной атлет, но и в том, попадет ли он на планку, не сделает ли заступ. Именно в таком формате легкоатлетические прыжки существовали десятилетиями, создав определенную культуру и внутри этих дисциплин, и среди болельщиков.
Президента международной федерации Себастьяна Коу не устраивает ситуация, когда 31 процент эфирного времени прыжков в длину, по его мнению, «ничего не происходит». Поэтому придумано решение, основанное на том, что современные технологии позволяют точно измерять расстояние от той точки, откуда оттолкнулся спортсмен, не ориентируясь на планку. Таким образом будет засчитываться каждый прыжок, что позволит избежать заступов, которых было слишком много на последнем ЧМ.
— Мы пытаемся решить проблему популярности соревнований, спрашивая себя, как сделать их более захватывающими, более интересными, — заявил гендиректор международной федерации Джон Риджон. — Тот факт, что на последнем чемпионате мира треть прыжков оказалась не засчитана, показывает, что это не работает. Это пустая трата времени. Новый подход означает, что каждый прыжок будет засчитываться.
В то же время мы работаем над тем, чтобы результаты появлялись сразу, без необходимости ждать 20 или 30 секунд. Все дело в том, чтобы сделать то, что мы имеем, более увлекательным.
Мы проведем этот сезон (2024 год. — Прим. «СЭ»), тестируя новую технологию в реальных условиях с хорошими спортсменами. Если она не пройдет испытания, мы не будем ее внедрять. Мы не будем внедрять что-то по прихоти, просто потому что нам кажется, что это хорошая идея. Многие из этих идей, вероятно, не будут реализованы в 2026 году, но мы хотим провести следующие два года, работая над ними, и в конечном итоге мы их внедрим.
Изначально заявлено, что, если пилотная программа окажется удачной, уже в 2026-м новые правила внедрят на крупнейших стартах и, соответственно, они будут действовать на Олимпиаде-2028.
Какое-то время, видимо, тестирование было настолько неочевидным, что никто ничего не заметил — на всех официальных стартах спортсмены прыгали с планки, как и раньше. Однако зимний сезон 2025 года все изменил. Первые сообщения о том, что на официальных международных стартах будут прыгать без планки, пришли из Германии. Очевидцем турнира в Дюссельдорфе стал бывший российский метатель молота Сергей Литвинов.
— Зрителю очень сложно теперь определить дальность попытки. Смотришь — спортсменка вроде бы прыгнула в районе 6,50, но замеряют — и получается 6,08. На практике фигня полная, — рассказал спортсмен.
Следующим стартом, где в длину прыгали без планки, стал ISTAF indoor в Берлине 14 февраля. С него ранее снялась обладательница четвертого места на ОИ в Париже в семиборье швейцарка Анник Келин.
— Мне кратко сообщили, что мы будем прыгать с зоной отталкивания. Как молодой спортсмен я не могу поддержать этот проект, это недостойное нововведение, — отметила многоборка. — Печально, что это расколет семью прыгунов в длину, ведь спортсменам придется выбирать сторону.
Умение прыгать с доски с большой скоростью — это навык прыгуна в длину. Даже для зрителей это не станет более привлекательным, поскольку напряжение борьбы при прыжках с доски гораздо выше. Доску отменят, и прыжки с нее не будут засчитаны и не попадут в топ-листы.
Мне очень жаль мою семью и друзей, которые уже купили билеты и забронировали отели, чтобы посмотреть на мои прыжки. Мне также очень жаль всех болельщиков и восторженную и компетентную публику, которая всегда обеспечивает потрясающую атмосферу на прекрасной арене.
Ситуация крайне спорная. Во-первых, новые правила не просто вводятся, они подменяют собой все, что было до, не давая возможности сравнивать результаты. Перепишется таблица рекордов, как на открытом воздухе, так и в помещении, и если планку уберут окончательно. Майкл Пауэлл и Карл Льюис, а также Галина Чистякова и Хайке Дрекслер останутся мировыми рекордсменами по старым правилам навечно.
Во-вторых, изменится текущая ситуация в мировой элите. Если сейчас спортсмен должен, помимо физических качеств, обладать еще и отдельным умением точно попадать на планку в нужный, решающий момент, то в будущем это станет уже не нужно. И на первые роли смогут выйти те, кому раньше нервы не давали сделать удачную попытку.
В-третьих, как описал Литвинов, изменится сама картинка для зрителей. Станет не важно, куда приземлился спортсмен, потому что один будет отталкиваться раньше, другой позже, и точка приземления перестанет быть точкой оценки результата.
Готова ли к этому легкая атлетика и ее болельщики? В данный момент, скорее, нет, чем да. Но дело в том, что может так случиться, когда ни спортсменов, ни зрителей не спросят, несмотря на заявления об обратном. Новые правила просто окончательно утвердят, и всем придется по ним жить и прыгать.
Тор-1
При условии, что край прочный. А это далеко не всегда: может дальше улетишь, а может ногу сломаешь. Поэтому, "загадочный" край канавы и символизирует пластилиновая полоса.
17.02.2025
Vlafy
Если прыгать через канаву, то самым эффективным будет как раз заступить за край канавы и оттолкнуться от её стенки. Поэтому в прыжках можно было тоже сделать небольшую канаву, чтобы был край от которого можно оттолкнуться. От него и измерять длину прыжка.
17.02.2025
Vlafy
С введением вар в футболе стало лучше. Очень много спорных моментов с офсайдами теперь решаются правильно, а не как раньше. Да, какие-то ошибки остались, но общий процент ошибок стал на порядок меньше.
17.02.2025
Владимир Ходкин
Электроника, будет измерять, место приземления, она и сейчас это измеряет. Как она будет брать точку начала прыжка, вот в чём вопрос?
16.02.2025
АбАкУмоВ
Есть чёткая метка откуда мерять.. зачем лепить ахинею?..Заставь дурака богу молиться он себе весь лоб расшибёт..
16.02.2025
АбАкУмоВ
Ты как в фильме.. все побежали и я побежал))
16.02.2025
АбАкУмоВ
Есть чёткая мера .. планка .. от неё и меряют..А городить огород и давать возможность вытащить нужных спортсменов.. А сейчас что меряет? Хрено поросячий? Элекроника и меряет..Раньше орали нужны видео повторы.. что убрать жульничество .. что бы было яснее с введением ВАРа стало лучше?.. Вони стало только больше..
16.02.2025
Тор-1
Все как в жизни...
16.02.2025
hant64
Электроника будет измерять длину прыжка. Ничего сложного.
15.02.2025
Излучение Гаврилова-Черенкова
Коэ никак не может успокоиться и простить нам, что на Олимпиаде в Москве профукал свою любимую дистанцию 800 м.
15.02.2025
Излучение Гаврилова-Черенкова
Тогда аналогично надо отменить фальстарт у спринтеров и засекать время у каждого индивидуально от момента его отрыва от колодок.
15.02.2025
Спринт
Фрисыч - подобные дилетанты бывают во все времена .. Как школьником ты не попадал на планку, так и сейчас, сугубо - всё мимо планки ..**
15.02.2025
Тор-1
"И вот тут некоторые стали себе позволять нашивать накладные карманы и обуживать рукав — вот этого мы позволять не будем!"
15.02.2025
Тор-1
Согласен, не пройдет. Но , откровенно говоря, тройной прыжок для меня самый непонятный вид...
15.02.2025
Тор-1
Древние греки много что изобрели. Фактически, вся современная цивилизация стоит на фундаменте их изобретений. И чем вам демократия не угодна?)
15.02.2025
Спринт
По поговорке: хочешь испортить хорошее, начни его улучшать. Дилетанский автор насмешил - в длину прыгают в шиповках и понятие якобы "скольской планки" не существует. Просто в дождь меняется ритм разбега. С раннего детства всех учат прыгать в длину, попадая на доску отталкивания. Это вырабатывает умение чувствовать свой разбег и формирует навык точного отталкивания. Это одно. Второе - это то, что при отталкивании с доски результат выше, так как само отталкивание происходит с более жесткой опоры. При отталкивании с дорожки будет терятся мощность толчка, так как дорожка является эластичным покрытием. P.S. Футбол уже испортили всеми нововведениями, теперь руководящие дилетанты решили начать портить и королеву спорта. Таким манером скоро в высоту (и с шестом) начнут прыгать без планки, замеряя высшую точку положения тела. И метать/толкать станут без ограничения сектора. Обсурдность таких дилетантских изменений очевидна для всех, кто профессионально разбирается в легкой атлетике.
15.02.2025
Владимир Ходкин
Вопрос в том, откуда будут отмерять? Сейчас есть планка от неё и меряют. А там как будут измерять? Как будут находить место отталкнивания? Получится, от куда захотел судья, от туда и замерил.
15.02.2025
сакс_КТ
Крестообразные мышцы - это прекрасно.
15.02.2025
Eduard Putimtsev
по моему, край ямы, жесткий порог, песок на 15-20 см ниже порога. Отсчет от края ямы.
15.02.2025
sb1006
Во-вторых, изменится текущая ситуация в мировой элите. Если сейчас спортсмен должен, помимо физических качеств, обладать еще и отдельным умением точно попадать на планку в нужный, решающий момент, то в будущем это станет уже не нужно./// И что в этом плохого ? Соревнования-то на дальность прыжка, а не на точность попадания в планку.
15.02.2025
sb1006
— Зрителю очень сложно теперь определить дальность попытки. Смотришь — спортсменка вроде бы прыгнула в районе 6,50, но замеряют — и получается 6,08. На практике фигня полная, — рассказал спортсмен./// Ну да, сидя на трибуне сбоку на ряду так 30-м, особенно хорошо можно определять район приземления - плюс/минус метр. ))) И какое значение имеет то, что показалось тебе ? В обоих случаях будет так, как решат судьи
15.02.2025
ess1971
"Мы пытаемся решить проблему популярности соревнований, спрашивая себя, как сделать их более захватывающими - заявил гендиректор международной федерации Джон Риджон"... Попробуйте собак бойцовых выпускать за бегунами и прыгунами сразу после старта или других диких животных. Мне кажется, это будет довольно захватывающе и интересно и, наверняка, привёдет к новым мировым рекордам
15.02.2025
Фирсыч
Да, лапта гораздо зрелищнее. Про городки ваще молчу. И чо в мире в них не играют? Русофобы!
15.02.2025
Фирсыч
Переломы ног тоже добавят зрелищности?
15.02.2025
Фирсыч
Разочарую вас, я такое предлагал лет 50 назад, будучи школьником.
15.02.2025
Фирсыч
Я тоже не понимаю недовольных.
15.02.2025
Фирсыч
Полностью с тобой согласен. Шикарный прыжок и пол-сантиметра заступ! Ну бред же! Впрочем всё это фигня. Главное всем здоровья! Тут пережил я перед Новым Годом тромбоз. Спасибо врачам! Ещё раз - будьте здоровы!
15.02.2025
Niko McCowrey
И каково мнение МСМК по прыжкам с шестом по поводу нововведений в прыжках в длину и тройном?
15.02.2025
Фобия
Всё как у людей...
15.02.2025
Jackson 57
Унылее даже, чем американский "футбол"? Да ну, не может быть!
15.02.2025
Jackson 57
А утром просулся на мокрой простыне...
15.02.2025
Овен0464
Всё это не до мера! Надо ввести как и во многих видах игрового спорта 1/32, 1/16 и далее до финала. Две ямы для прыжка, двое по выстрелу стартера разбегаются и прыгают, кто дальше (может в несколько попыток) тот и идёт дальше. Вот это будет зрелище!
15.02.2025
Dexterous
Мне нравится новое правило. Это крайне унылый вид спорта с точки зрения болельщика.
15.02.2025
Owck
Для одиночного - да, а вот с тройным такой фокус не пройдет, к сожалению.
15.02.2025
Фобия
Помню в 7 классе, участвовал в школьных соревнованиях, по прыжкам в длину, между 7, 8, 9 и 10 классами ! Всего 8 классов! Занял 1 место, прыгнув на 4 метра 78 см. Грамота, где-то в альбоме лежит! Просто повезло! Самые сильные не попали на планку! Тренер сразу меня в секцию утащил. Бегал короткие и прыгал длинные...Но, как-то сразу, не пошло. Уехал к бабушке, стал играть в футбол, а вратарь, вместо мяча, поймал мою ногу: разрыв крестообразных мышц и задней поверхности бедра! И это в 8 классе! В 9 классе, сломал левую ногу, играя в хоккей. Ранее, была правая...В 10 классе, прыгал в длину уже прилично но на тренеровке, ахилл моей правой ноги, случайно пронзила стрела! Одна девочка, не в ту сторону лук повернула...Ты это специально, только и спросил тренер...Вот так, закончилась карьера легкоатлета! Совпадение? Не думаю! :relieved:
15.02.2025
tagov
заступ это не случайность. точный расчет и оправданный риск позволяют оттолкнуться от самого края
15.02.2025
tagov
Попал на песок и на планку, сломал ногу - сам дурак, не умеешь прыгать... следующий!
15.02.2025
Александр Дмитриевич Анисимов
сделать уступ, планка потом канавка 20 - 30 см. в глубину, и все дела, если заступ то автоматическое падение игрока. Измерения и наглядность проще, а педения прибывят зрелищности
15.02.2025
Инвино Веритас
Древние греки дерьмократию изобрели. Пущай их за это Аид заставляет вечно прыгать через яму без пластилина.
15.02.2025
Andre_Saratov
Хотите верьте, хотите нет, но я предлагал такое здесь лет 12-15 назад.
15.02.2025
Kosta71
Смысл соревнования и состоит в том,кто физически прыгнул дальше всех,а не попадал "в ту баночку на той полочке"
15.02.2025
Тор-1
Сергей Назарович, Вы ли это?
15.02.2025
Фобия
И 150 ?!
15.02.2025
hant64
Абсолютно некорректные сравнения, потому что суть прыжков хоть по каким правилам - прыгнуть дальше всех, а как этот прыжок уж будет измеряться - десятое дело.
15.02.2025
Фобия
Давно пора! Привыкли, за счёт интриг выигрывать...Разбежался и прыгнул; всё! Ни каких тебе проблем! Хватит, прошли времена, усложнять жизнь в спорте...:relieved:
15.02.2025
echo2011
Такой же другой,как шахматы Фишера по отношению к обычным шахматам.
15.02.2025
С детства за Уралмаш!
По ходу, будут побеждать те, кто быстрее разбежится и... будет легче!)))
15.02.2025
Тор-1
Что мешает перенести планку отталкивания к самому краю песка. И никаких заступов фиксировать не надо - ушла нога за планку в песок, так и не сможешь нормально оттолкнуться и далеко прыгнуть. А замер делать от края песка.
15.02.2025
hant64
Какой другой вид спорта? Это те же прыжки в длину, в которых будет исключён фактор случайности.
15.02.2025
hant64
По существующим правилам выигрывает тот, кто умеет точнее попасть на доску отталкивания, а это в некоторой степени лотерея. И вот, эту лотерею хотят убрать, выигрывать будет тот, кто способен собственно дальше прыгнуть, в чистоте, так сказать. И с 6 попыток, а не с 1-2 удавшихся, как бывет нередко и со многими прыгунами. Чем они недовольны, не совсем понятно?
15.02.2025
echo2011
Это просто другой вид спорта,а старые рекорды действительно останутся навечно.По-моему,ничего страшного тут нет.
15.02.2025
Ну на самом деле прыжки тогда потеряют в интриге, постоянно без всяких проблем будут выигрывать те, которые физически способны прыгнуть дальше всех. И подозреваю, что это будет один и тот же человек длительное время. Тот человек, который способен перепрыгивать всех на несколько сантиметров, довольно длительное время всегда будет перепрыгивать на каждых соревнованиях.
15.02.2025
esheg
"Станет не важно, куда приземлился спортсмен, потому что один будет отталкиваться раньше, другой позже, и точка приземления перестанет быть точкой оценки результата". (С) Может не "раньше-позже", а "дальше-ближе" от прыжковой ямы?
15.02.2025
Князь Болтконский
Потом и ВАР еще введут
15.02.2025
Pol Pol
А кто возмущаеется ? А я скажу кто ..... те кто точнее наступают, а не те, кто дальше способны прыгнуть ! А ещё те, что живут на авось ... а вдруг он оступится ?! То есть, на это делается ставка .... и не такая уж и маленькая. Это очень верное, во всех отношениях, решение ! У тя мировой рекорд, ты улетел на 20 метров .... но заступил на пол сантиметра !!! Такой бывает ?! Ещё кааак, Боб Бимон тоже, всего раз в жизни прыгнул так, как тогда прыгнул .... а ведь тут ситуация абсолютно такая же, как и в тройном .... тут тоже надо что то делать ! И не будут они попросту своё и наше время тратить ! А все 6 прыжков и все - от души, не боясь насячить ! А раз кто то напирает на традиции .... так их надо менять, раз они такие хреновые ! Ну представьте ... ты несёсся как угорелый, .... а ещё и должен глаз - алмазом обладать, да на такой скорости ?! Да дурдом ! Кто такое вобще придумал ?!
15.02.2025
4rfv5tgb
Я за изменения. И тогда можно уменьшить количество попыток до 3-4, соревнования будут смотрибельнее
15.02.2025
Тор-1
Легкая атлетика и прыжки в длину в частности - древнейший вид в истории спорта. Еще со времен Эллады. Древние греки придумывали виды спорта с упором на их практическое применение в жизни или в бою. Простой пример. Ты бежишь и видишь у себя на пути канаву - тебе надо ее перепрыгнуть. Твоей задачей становится совершить максимально дальний прыжок, оттолкнувшись как можно ближе к краю. Если ты оттолкнешся за метр до канавы, охренительно прыгнешь, но не долетишь до ее противоположного края - то какой толк в твоем крутом прыжке? Телевизионная картинка будет интересней? Слава богу, что дреание греки изобрели Олимпийские игры, а не телевизор!) Если уж так хочется новаций. Что мешает перенести планку отталкивания к самому краю песка. И никаких заступов фиксировать не надо - ушла нога за планку в песок, так и не сможешь нормально оттолкнуться и далеко прыгнуть. А замер делать от края песка.
15.02.2025
Djin Ignatov
Зрителю ориентироваться на табло !
15.02.2025
Грег Хаус
МС на сотке
15.02.2025
dinela
Читаю комментарии людей, далеких от лёгкой атлетики и диву даюсь! :rofl: МСМК, на всякий случай, по прыжкам с шестом.
15.02.2025
Грег Хаус
В России зрители лёгкую атлетику не посещают - чего всполошились
15.02.2025
Djin Ignatov
По футболу пора тоже принимать меры !! Например как валяются игроки , получив простое прикосновение !!! А какие РОЖИ при этом делают !!! Поэтому многие ДЕТИ перстали ходить на футбол ! Боятся ! Такого раньше не было !
15.02.2025
dinela
Дальше больше! Отменят планку для прыжков в высоту, и копье будут метать откуда придёться! :rofl: Маразм крепчал, как говорится! :rofl:И согласен с Литвиновым, зрителю на что ориентироваться? Или зрителей тоже отменят?
15.02.2025
Грег Хаус
Просто у нас нет аппаратуры для замера результатов - вот это проблема. Мы не можем перейти на новый формат - будем поливать грязью
15.02.2025
Djin Ignatov
Подождем ! Но огонь стали раздувать перед выборами Президента МОК ! И явно знают кто на него ПРЕТЕНДУЕТ !
15.02.2025
Грег Хаус
Результат будет фиксироваться с места отталкивания - 21 уже на дворе
15.02.2025
Kosta71
Давно надо было сделать. Раньше не могли замерять с такой точностью,так зачем теперь не сделать? А спортсмены поворчат и будут прыгать как все. Помню,Гуллит реагировал на запрет отдавать мяч вратарю( чтобы он его брал в руки) - "я отдам". Статья - ужас,контраргументов нет от слова совсем. Да и "Читаю, читаю, - рассказывал российский метатель молота С.Литвинов корреспонденту, - слова легкие: Мечислав, Богуслав, и хоть убей, не помню - какой кто. Закрою книгу - все вылетело! Помню одно: Мадриан. Какой, думаю, Мадриан? Нет там никакого Мадриана. На левой стороне есть два Баранецких. Один господин Адриан, другой Мариан. А у меня Мадриан".
15.02.2025
Djin Ignatov
А кто будет доказывать что мой не маленький? Ведь главное у ВСЕХ будут заступы 1
15.02.2025
Грег Хаус
В России весь год кричали о новых форматах - вот реально новый формат.
15.02.2025
lons
Ага и до них добрались. То как футбол последние лет 30 уродуют, это ни кого не занимает?
15.02.2025
Грег Хаус
Заступы, как правило, небольшие - это поможет делать хорошие прыжки
15.02.2025
Djin Ignatov
Я первый сделаю заступ на метра полтора !
15.02.2025
Грег Хаус
Это поможет молодёжи участвовать в прыжках - ждём приток атлетов
15.02.2025
Денис Мартынов
все виды легкой атлетики "вылупились" из различных жизненных ситуаци. когда человек перепрыгивает условную яму, ему ведь не пофиг, где у нее начинается край? нововведение - шлак.
15.02.2025
Грег Хаус
Мы за - планку оставить, но заступы не фиксировать.
15.02.2025
andy1962
это мог придумать только рафинированный идиот англичанин Коу.
15.02.2025
Djin Ignatov
Явно что статейка заказная ко дню ВЫБОРОВ Президента МОК !!! ВЕЛИКИЙ КОЭ !!! Не устраивает нашу страну ! Это понятно должно быть даже Дураку 1 Во вторых еще ничего не известно ! И это может быть какой то эксперимент ! Подождем и ВСЕ увидим , тем более это ДОЛЖНО и БУДЕТ освещаться в печати !! А мение какого то ЛИТВИНОВА , который не знает что такое прыжки в длину - тоже ЗАКАЗУХА !! Специалиста нашли !! ДАНА команда СВЕРХУ - как то и любыми путями опорочить КОЭ !
15.02.2025
IQ-87%
Все что придумывается не в Россий плохо -это известно даже ребенку
15.02.2025
Српски тренер Прайопан Напроч
Вааще пох чем они там занимаются. Побеждать все равно будут "правильные" спортсмены из самых "гуманных и демократических" стран и которые носят трусы в радужных цветах....
15.02.2025
Конченый Джо
Вроде логично всё. Сколько пролетел-столько и засчитали. Нормальные(по сути) изменения.
15.02.2025
greyk
"Ситуация крайне спорная." Да вообще не спорная. Кто дальше улетел, того и тапки. Спорт простой, как апельсин.
15.02.2025
winvem
Нужно запретить любые изменения в спортивных правилах.
15.02.2025