18 июня 2020, 20:10
Евгений Лукьяненко без всяких преувеличений — уникальный спортсмен. В 2008-м он стал серебряным призером Олимпийских игр в Пекине в прыжках с шестом. И, что немаловажно, эта медаль выдержала все последующие перепроверки допинг-проб, то есть совершенно точно была завоевана честно.
Лукьяненко уже тогда имел в активе шестиметровый прыжок. Он был молод — всего 23 года, привлекателен, не лез за словом в карман — в общем, реальная звезда российского спорта. Но когда в 2009-м случилась трагедия в Славянске-на-Кубани, Евгений внезапно пропал со всех радаров. Он прыгает, и довольно успешно, до сих пор. Но после случившегося его результаты уже мало кого волнуют...
24 августа 2009-го Евгений был с компанией друзей на реке. Ребята отмечали третий день свадьбы Ирины и Сергея. Компания купалась, веселилась и, естественно, не обошлось без алкоголя. А потом Лукьяненко предложил подвезти друзей до города на своей машине. Дальше — сухие строчки полицейского протокола: «Водитель не справился с управлением, автомобиль съехал с дороги и перевернулся. В результате ДТП погибла девушка, еще четыре человека пострадали».
Погибшая — та самая невеста Ирина — была на третьем месяце беременности. Еще одна девушка, Анна Клименко, получила тяжелейшие травмы, за ее жизнь длительное время боролись врачи. Но после перелома позвоночника она навсегда осталась инвалидом. Лукьяненко и еще один пассажир автомобиля Алексей Ляшенко отделались незначительными ушибами.
Дальше события разворачивались весьма странным образом. Ляшенко взял вину на себя и заявил, что, хотя автомобиль принадлежит Лукьяненко, за рулем, на самом деле, был он. Анна Клименко и Сергей, муж погибшей Ирины, подтвердили эти показания. По идее, дело можно было закрывать. Ляшенко за езду в нетрезвом виде, которая повлекла гибель человека, грозили до семи лет тюрьмы. А Евгений Лукьяненко продолжал тренироваться и выступать.
Но тут стали всплывать странные факты. Анна Клименко изменила свои первоначальные показания и уверенно заявила, что водителем был именно Лукьяненко. А сразу она не стала об этом говорить, потому что пожалела спортсмена, с которым у нее раньше были романтические отношения.
— Лукьяненко пил водку, как и другие ребята. Но решил сесть за руль. Когда он резко тронулся с места, мне сразу стало не по себе, — рассказывала Клименко в интервью «МК». — Он выжимал 140 километров в час и, поворачиваясь к нам, еще что-то рассказывал. А потом — сильный удар. Я хорошо помню, как Женя первый выскочил из машины и начал звонить отцу. У меня было сломано 11 ребер, пробито легкое, я получила перелом позвоночника. В больнице Женя навестил меня всего два раза. Он умолял: «Прошу тебя, не говори, что за рулем был я».
Отец Евгения — Юрий Васильевич Лукьяненко, на тот момент был начальником межрайонной уголовной-исполнительной инспекции № 9 Главного управления ФСИН по Краснодарскому краю. Следствие по поводу аварии шло целых четыре (!) года, и за это время там сменились четыре следователя. В 2013-м Лукьяненко все-таки предъявили обвинение по статье, по которой ему грозило семь лет тюрьмы.
Чем закончилось то дело — непонятно. Но очевидно, что в заключении Евгений не был (а если и был, то совсем недолго), так как все эти годы продолжал выступать. А также у него даже не отобрали права. Почему нам об этом известно? Да просто в базе нарушений есть постановление от 2016 года, согласно которому Евгения Лукьяненко за выезд на встречку лишают прав сроком на четыре месяца...
Все эти годы, что шло следствие, Лукьяненко продолжал выступать. Правда, о былых успехах речи уже не шло — из него словно выпустили воздух. Ни разу с 2014-го Лукьяненко не прыгал выше 5,60 — раньше для него это было начальной высотой.
Но нужно отдать ему должное, Евгений не сдается. Он прыгает до сих пор, хотя зимой ему исполнилось уже 35 лет. Все звезды его поколения уже давно на пенсии. И Лукьяненко далеко не статист: в прошлом году он выиграл «Русскую зиму», чуть раньше стабильно был в медалях на чемпионате страны. Сейчас для российских шестовиков результат 5,50 — 5,60 м — это нормальный средний уровень. При удачном раскладе с ним можно быть даже в призах. Сильно выше этого уровня у нас поднялся только Тимур Моргунов — новая звезда, уже покорившая рубеж шести метров.
Лукьяненко съездил на Олимпийские игры в Лондоне 2012 года, хотя на тот момент уже шло следствие, и он формально должен был находиться под подпиской о невыезде. Он прошел квалификацию, но в день финала в «МК» вышло душераздирающее интервью с Анной Клименко, которая из инвалидного кресла взывала к справедливости. Неизвестно, в связи с этим, или просто по воле случая, но Евгений отпрыгал сильно ниже своих возможностей и не попал даже в топ-6. После этого заграницей Лукьяненко больше не выступал ни разу. Хотя тут он не одинок: как раз началась история с отстранением федерации, и выезды на международные старты стали проблематичны для всех.
Вы хотели морали? Ее не будет. Точнее, будет только вывод: никогда и ни при каких обстоятельствах не садитесь пьяными за руль. А что на самом деле случилось в истории с Евгением Лукьяненко, похоже, мы не узнаем уже никогда...