Допинг
19 января 2017, 15:00
Олег ШАМОНАЕВ
Мой вчерашний комментарий по поводу подачи Сергеем Шубенковым заявки на статус "нейтрального атлета" вызвал множество кривотолков, а у отдельных представителей прогрессивной общественности – настоящую истерику. Дошло до того, что главный редактор Sports.ru Юрий Дудь, с которым мы очень давно и хорошо знакомы, сегодня с утра пытливо выспрашивал, все ли у меня в порядке с головой и не засовывают ли мои руководители мне в процессе написания статей под ногти раскаленные иглы – чтобы я писал покондовее и поодиознее.
Претензий к Юрию и его желанию "размазать" меня за "патриотическую позицию" у меня нет. Наоборот, круто, что человек столь пламенно болеет за честь профессии. Однако горячие дискуссии по поводу Шубенкова возникли и в нашей редакции. И поэтому я готов согласиться с одним из аргументов – если читатель неправильно трактует слова журналиста, то в первую очередь виноват в этом сам автор. Поэтому считаю, что должен еще раз другими словами объяснить свои вчерашние тезисы.
1. Шубенкова и его последователей, выбравших в нынешней ситуации спорт вместо политики, нельзя считать предателями. Точка. Спортсмены не изменяют своей стране – они не идут, например, на смену спортивного гражданства, хотя такая возможность у них наверняка есть. Ведь смена флага в современном спорте – это почти рутина.
2. Для Шубенкова и большинства других спортсменов статус "нейтрального атлета" – это единственная возможность выбраться из заточения, связанного с дисквалификацией ВФЛА. Большинство наших легкоатлетов (в том числе и сам Шубенков, который никогда не имел проблем с допингом) попали в эту тюрьму безвинно, и нельзя их осуждать за желание совершить из нее побег.
3. Поскольку точные сроки возвращения членства ВФЛА в Международной федерации легкой атлетики отсутствуют, для Шубенкова и Ко вопрос участия в элитных стартах становится вопросом спасения карьеры – дела, которому спортсмены посвятили большую часть своей жизни и в котором нашли точку приложения своему таланту. Невозможно осуждать утопающих, взявших дело своего спасения в собственные руки.
4. Вопрос "отказа от флага" – сложная философско-моральная тема, которую каждый вправе трактовать на свой манер. Ведь речь идет о материи, которая составляет одну из основ человеческой личности. Если бы Шубенков, скажем, заявил о том, что будет выступать только как россиянин, и никак иначе, это тоже было бы достойно всяческого уважения. Но занимать или не занимать такую позицию – это его личное дело.
5. Отказ от флага не может являться для взрослого и ответственного спортсмена простым решением. Шубенков, долгое время получавший различные выплаты из бюджета, в том числе прошлогоднюю компенсацию в 4 миллиона рублей за пропуск Олимпиады, должен понимать, что страна тоже ждет от него определенной лояльности в трудный момент. Возможно, Шубенков найдет другие способы продемонстрировать свой патриотизм даже в нынешних условиях.
6. Требуя от наших спортсменов получить "нейтральный статус", Международная федерация легкой атлетики, совершает крайне враждебное действие в отношении нашей страны. Спортсмены вынуждены выбирать между карьерой и флагом. Возможно, нам следует более жестко отреагировать на это на государственном уровне. Потому что неизвестно, каких унижений еще потребуют от нас ради возвращения на международный уровень. Необходимо провести четкую границу.
7. Ни Минспорта, ни ВФЛА, ни другие органы управления нашим спортом не высказали однозначного осуждения или одобрения статуса "нейтрального атлета". Это означает, что спортсмены вольны принимать его или отказываться от такой идеи по собственному разумению.
8. Вина в столь длительном простое одного из лучших атлетов планеты лежит в том числе на государственных органах, недооценивших опасности, которые таили в себе антидопинговые обвинения в адрес России. Поэтому в данный момент у государства нет морального права требовать от Шубенкова сменить профессию, только бы не выступать под "нейтральным флагом".
9. Шубенков – не первый "нейтральный спортсмен" из России. Прошлой осенью Дарья Клишина уже выступала в таком статусе на этапах Бриллиантовой лиги, и мир не перевернулся. Всем здравомыслящим людям понятно в чем дело и какую страну кто на самом деле представляет.
10. Свою ответственность перед страной каждый вправе определять самостоятельно. Если человек по каким-то причинам не хочет демонстрировать свой патриотизм, его нельзя заставить это делать насильно. Шубенков – такой же наш соотечественник, как и все остальные. И у него абсолютно те же права и возможности, что и у всех нас.