Статьи

Допинг

24 июня 2019, 18:00

Диака и Балахничева будут судить во Франции. Им грозит до 10 лет тюрьмы

Наталья Марьянчик
Обозреватель
Бывшим руководителям легкой атлетики инкриминируют уголовные преступления

Бывший президент международной федерации легкой атлетики (ИААФ) Ламин Диак предстанет перед французским судом по обвинению в коррупции. Вместе с ним на скамье подсудимых должны присутствовать россияне Валентин Балахничев и Алексей Мельников. Разумеется, если последних в распоряжение французского правосудия предоставит наша страна.

Расследование против Ламина Диака, начатое уже почти четыре года назад, наконец, близится к завершению. По сообщению французского агентства AFP, дело уже передано в суд и в ближайшее время состоятся первые заседания. Диаку предъявлены обвинения в коррупции, торговле влиянием и незаконных финансовых операциях. Если они будут доказаны, 86-летнему сенегальцу грозят до 10 лет тюрьмы.

Вместе с Диаком, его сыном Папой Массатой, бывшим советником Хабибом Сиссе и бывшим руководителем антидопингового департамента ИААФ Габриэлем Долле, в качестве обвиняемых проходят и два представителя нашей страны. Это бывший президент Всероссийской федерации легкой атлетики Валентин Балахничев и бывший старший тренер группы выносливости Алексей Мельников. Оба уже были пожизненно дисквалифицированы Спортивным арбитражным судом и отстранены от любой деятельности в сфере профессионального спорта. Однако теперь им грозит и уголовное преследование на территории Франции.

Тюрьма Балахничеву и Мельникову не грозит

В отличие от Диака, уголовные статьи, по которым проходят во Франции россияне, не называются. Но как бы то ни было, вряд ли Балахничев и Мельников столкнутся с реальной угрозой сесть в тюрьму. Они уже отказались сотрудничать с французским правосудием на стадии следствия и не приезжали в страну для дачи показаний. В марте ордер на арест Балахничева уже был выдан, но ни к чему не привел. Запрос на экстрадицию, если он и поступил в Россию, не исполнялся. Для этого потребовалось бы решение нашего суда.

Скорее всего, Мельников и Балахничев точно так же не явятся и на суд. И даже если приговор окажется обвинительным, не совсем понятно, как его смогут привести в исполнение. Теоретически, конечно, все еще возможна и экстрадиция, но в случае с делами о коррупции в спорте такого еще не случалось. Самое реальное из последствий для россиян: пожизненный запрет на выезд в страны ЕС, где они могут быть арестованы в любом аэропорту.

Но по факту, единственным арестованным по делу до сих пор остается 86-летний отец 15 детей Диак. Он уже на протяжении более трех лет находится в Париже под домашним арестом. Многочисленные апелляции его адвоката удовлетворены не были, так как власти полагали, что "риск того, что Диак тут же покинет Францию, очень высок".

Один из сыновей Ламина по имени Папа Массата, собственно, успел реализовать этот план до ареста и сейчас находится в Африке. Он отрицает свою причастность к каким-либо махинациям и даже регулярно дает интервью, где обвиняет французские власти в том, что его отца "взяли в заложники". Приезжать на суд Папа Массата тоже не собирается, хотя ему тоже грозит немаленький тюремный срок. Но судя по всему, на территории родного Сенегала он может чувствовать себя в безопасности.

Диак помог Рио и Токио победить на выборах?

Диака обвиняют в том, что он скрывал положительные допинг-пробы российских спортсменов в обмен на финансовую компенсацию. Эти истории, преимущественно, связаны с московским чемпионатом мира 2013 года, но не только с ним. Так, известны показания нашей бегуньи Лилии Шобуховой, которая утверждала, что заплатила ИААФ через Балахничева полмиллиона долларов за закрытие допингового дела и право участвовать в Олимпиаде в Лондоне.

Отдельный пункт обвинений против Диака – коррупция по линии Международного олимпийского комитета, членом которого он оставался до 2015 года. Так, например, принадлежащая Папе Массату Диака фирма якобы получила от заявочного комитета "Токио-2020" сумму в размере 2 миллионов долларов за "консультационные услуги". Впоследствии в 2013 году Токио победил в борьбе за право принять Олимпийские игры.

То же самое случилось в 2009-м, когда заявочный комитет Рио заплатил той же фирме 1,5 миллиона долларов за голоса представителей африканских стран на выборах столицы Олимпиады. Бывший глава оргкомитета и президент Олимпийского комитета Бразилии Карлос Нузман сейчас тоже находится под следствием по обвинению в даче взятки. ?

Лилия Шобухова: "Жалею, что не сказала о коррупции сразу" //  
Валентин Балахничев: "Совершенно ясно, что я - жертва"

19